По данным китайских специализированных военно-технических изданий, начиная с августа 2022 г., российские военные применяют разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты иранского производства «Mohajer-6» в рамках СВО, что прежде всего указывает на следующие проблемные моменты.
Во-первых, основу разведывательной беспилотной авиации ВС РФ составляли аппараты «Форпост-Р», которые представляли собой копию израильского Searcher Mk2, однако российская сторона не смогла в период с 2009 по 2014 гг. наладить производство комплектующих, что поставило крест на серийном выпуске данных дронов, сборка которых полностью зависела от поставок сменно-запасных частей из Израиля.
Во-вторых, китайские наблюдатели указывают на неспособность российских производителей наладить серийное производство разведывательно-ударного БПЛА «Орион»/«Иноходец», который является «салатом из компонентов» иностранного производства. Согласно полученной информации, в определенный момент российская сторона даже вела переговоры с турецкими партнерами с целью приобретения партии БПЛА «Байрактар-ТВ2», однако официальная Анкара отказалась сотрудничать с Москвой по данному вопросу.
В этих условиях, а также с учетом очень ограниченных возможностей разведывательных БПЛА типа «Орлан-10» и «Орлан-30» поставки иранского Mohajer-6 позволили российским военным стабилизировать ситуацию на некоторых участках линии боевого соприкосновения за счет ведения разведки и своевременного обнаружения целей.
Некоторые китайские специалисты высказывают предположение, что именно Mohajer-6 13 марта 2024 г. обеспечивал наведение для РСЗО и ОТРК «Искандер» на цель в ходе огневого налета на площадку приземления 12-й отдельной бригады армейской авиации ВСУ. Как известно, российским военным удалось уничтожить 3 вертолета типа Ми-17, один топливозаправщик и одну машину с авиационными боеприпасами. Иранскому БПЛА удалось остаться вне зоны обнаружения украинских специалистов ПВО благодаря малой заметности и хорошей аппаратуре разведки.
По данным китайских источников, в носовой части Mohajer-6 установлена многоканальная оптико-электронная станция разведки и наведения серии Oghab-4 (существуют модификации Oghab-4H и Oghab-4D) с телевизионными камерами дневного и инфракрасного режимов с 36-кратным увеличением. ОЭСРН укомплектована лазерным дальномером и целеуказателем.
Некоторые обозреватели отмечают, что ОСЭРН иранской разработки позволяет обнаруживать цели на удалении до 55,6 км, а предельная дальность наведения собственных средств поражения составляет 18,5 км. При таких параметрах БПЛА Mohajer-6 вполне может вести поиск орудий полевой артиллерии и даже некоторых РСЗО, находящихся на вооружении ВСУ.
В отношении Mohajer-6 известно, что разработку данного аппарата в 2014 г. начали конструкторы компании Qods Aviation Industry Co.,Ltd, которая и осуществляет серийный выпуск рассматриваемого БПЛА, принятого на вооружение морских частей Корпуса стражей исламской революции в 2018 г. Себестоимость производства одного Mohajer-6 составляет чуть более 100 000 долларов США.
При длине 7,5м., размахе крыла 10 м. и высоте 1,9 м. данный аппарат имеет максимальную взлетную массу 670 кг, из которых 150 кг приходятся на полезную нагрузку, для размещения которой предусмотрено 4 внешних точки подвески – позволяют применять противотанковые управляемые ракеты серий QAEM, Almas, Sadid, а также авиационные ракеты типа HYDRA 70 (американского производства) или Fadar 80 (иранская копия), запуск которых осуществляется из счетверенных ПУ круглого сечения.
Mohajer-6 оснащается поршневым двигателем Rotax-912ISU, который в сочетании с трехлопастным винтом обеспечивает максимальную скорость 200 км/ч (минимальная скорость полета до сваливания в пике составляет 100 км/ч). Практический потолок составляет 5486 м, однако на практике данный аппарат выполняет полеты на высоте не более 3100 м. Запаса топлива достаточно для полета продолжительностью 12 часов, из которых 10 часов аппарат может вести разведку в заданном районе. Максимальная дальность полета по маршруту составляет 2400 км.
Единственным недостатком иранского БПЛА является ограничение дальности по управлению — 250 км, что обусловлено возможностями радиостанции наземного мобильного пункта управления, который необходимо дислоцировать на аэродроме базирования в случае отсутствия ретрансляторов. Китайские специалисты отмечают недостаточные усилия российских военных по маскировке БПЛА и мобильных пунктов управления, что позволяет космическим аппаратам оптико-электронной разведки ВС Соединенного Королевства обнаруживать Mohajer-6 на аэродромах в Крыму.
По подсчетам китайской стороны, в период с августа 2022 по май 2024 г. иранская сторона передала для ВС РФ не менее 15 БПЛА данной модели. На начальном этапе для проведения подготовки личного состава расчетов Mohajer—6 и оказания содействия в технических вопросах из Ирана прибыло около 50 специалистов.
К маю 2024 г. российские военные потеряли по различным причинам 5 БПЛА «Mohajer» — 4 потерпели крушение (1 в акватории Черного моря, 2 на территории Одесской области, 1 над Курской областью); 1 был ошибочно сбит ПВО ВС РФ и 1 совершил столкновение с МиГ-29 ВВС Украины.
Именно благодаря «вылову» одного Mohajer-6 в акватории Черного моря украинским и западным специалистам удалось установить, что на 75% данный БПЛА состоит из импортных комплектующих, которые приобретены в США, Японии, Израиле, Швеции, Австрии, КНР и Украине. К настоящему моменту специальные службы США установили около 30 компаний, которые продавали в Иран комплектующие, используемые в производстве рассматриваемого БПЛА.
Китайские специалисты отмечают, что ВМФ РФ необходимо применять БПЛА Mohajer-6 в рамках учебных мероприятий для тренировки сил противовоздушной обороны корабельных групп. Вполне естественно, что иранские специалисты получают от российской стороны всю информацию о боевом применении рассматриваемого аппарата, что позволяет конструкторам Qods Aviation Industry Co.,Ltd совершенствовать свой БПЛА, повышая его стойкость с радиоэлектронным помехам и т. д. Корреспонденты китайских специализированных изданий отмечают, что израильские предприятия ОПК сосредоточенно работают над новыми образцами вооружения, в том числе лазерными установками, которые должны защитить территорию еврейского государства от массированных налетов многофункциональных БПЛА и аппаратов типа «камикадзе».
Согласно полученной информации, Израиль не намерен передавать прототипы данных разработок для опытной эксплуатации на Украину. Представляется возможным согласиться с оценками китайских обозревателей, что подобные действия выглядели бы очень логичными, поскольку территория Украины вот уже как два года является испытательным полигоном для разработок иностранного ОПК, который ранее получал сведения только по единичным случаям применения некоторых из своих разработок.