О развитии военно-технического сотрудничества Пакистана и Ирака в сфере боевой авиации

По сообщениям местных СМИ, Пакистан заключил соглашение о поставке 12 разработанных совместно с Китаем легких истребителей JF-17 «Тандер» версии Блок.3 командованию ВВС Ирака. В случае подтверждения информации о заключении контракта, Ирак станет четвертым заказчиком данных самолетов.

Ссылаясь на «достоверные источники» в командовании ВВС Пакистана, газета The Nation сообщила, что Пакистан заключил с Багдадом сделку на сумму 1,8 млрд долл., включающую поставку 12 учебно-тренировочных самолетов (УТС) MFI-395 «Супер Мушшак» и 12 истребителей JF-17 «Тандер».

Сообщения о ведущихся ВВС Ирака с компанией Pakistan Aeronautical Complex (РАС) переговорах по вопросу поставки 12 самолетов JF-17 ориентировочной стоимостью 664 млн долл. появлялись с 2021 года, однако продажа не была реализована.

Как сообщает британский еженедельник Jane’s Defence Weekly, контракт следует за соглашением о сотрудничестве в сфере обороны между Пакистаном и Ираком, подписанным по итогам недавно состоявшихся в Исламабаде переговоров между главнокомандующим ВВС Пакистана маршалом авиации Захиром Ахмедом Бабаром и его иракским коллегой. В переговорах приняли участие и другие представители Ирака, в том числе генеральный секретарь по вопросам обороны генерал-лейтенант Ахмед Давуд и генерал-лейтенант Шахаб Джахид Али из Министерства обороны Ирака.

Достоверно известно, что ВВС Ирака получили первую партию самолетов «Супер Мушшак» в 2023 году. По итогам их эксплуатации было принято решение закупить вторую партию УТС. Предполагается, что 12 дополнительных «Супер Мушшак» будут поставлены в Ирак первыми, а затем начнется поставка JF-17, окончательные детали которой в настоящее время обсуждаются.

Многочисленные информационные материалы подтверждают, что на мировом рынке компания РАС с JF-17 конкурирует за экспортные заказы с индийским легким боевым самолетом LCA «Теджас». Заказы на поставку LCA пока не поступали, а ВВС Ирака стали уже четвертым зарубежным заказчиком JF-17 после Нигерии, Мьянмы и Азербайджана. Несмотря на опасения по поводу надежности двигателя JF-17, он стал лидером оборонного экспорта Пакистана.

Сообщается, что в ходе переговоров с представителями Министерства обороны Ирака главный маршал авиации Захир Ахмед Бабар особо отметил высокие тактико-технические характеристики самолета JF-17. Ожидается, что официальные лица Ирака вскоре посетят Пакистан для оценки процесса производства этих самолетов на предприятии Pakistan Aeronautical Complex в Камре.

Некоторые СМИ ранее сообщали, что в оборонном бюджете Ирака на 2023 финансовый год были заложены ассигнования на закупку 14 истребителей на сумму 3,2 млрд долл. Отмечалось, что для оплаты самолетов планировалось использовать дополнительные средства из доходов от продажи нефти (они не входят в официально утвержденный оборонный бюджет).

Со своей стороны отметим, что истребитель JF-17 «Тандер» является примером китайско-пакистанского военно-технического сотрудничества. Программа строительства одноместного варианта JF-17 для ВВС Пакистана выполнена почти на 30% – в строевые части поставлено около 80 самолетов и в этой связи необходимо принятие на вооружение двухместной модификации, которая позволит повысить уровень подготовки молодых пилотов JF-17, а также провести переучивание личного состава с других типов истребителей.

Конечно, кроме учебно-боевых задач дорабатываемый в настоящее время двухместный вариант JF-17 позволит выполнять более широкий спектр боевых задач за счет размещения в кабине дополнительного прицельно-навигационного оборудования для второго пилота-штурмана. Вероятно, на месте второго пилота установлен широкоформатный жидкокристаллический экран, скопированный китайскими специалистами с продукта американской компании L-3, который устанавливается на малозаметные истребители F-35. Двухместный JF-17В обладает увеличенными размерами по сравнению с одноместным вариантом, а именно: длина самолета составляет 14,5 м (на 0,2 м больше), высота 4,6 м (меньше на 0,3 м), размах крыла достигает 9,5 м (больше на 0,6 м). Кроме того, при максимальном взлетном весе 9100 кг максимальный вес боевой нагрузки увеличен с 3600 до 4500 кг. Практический потолок составляет 16500 м, а максимальная дальность полета без дозаправки 2500 км.

Важно отметить, что пакистанские специалисты обладают достаточной квалификацией, позволяющей оперативно создавать новые модификации боевых самолетов. Следует отметить, что пакистанцы уже разрабатывают варианты модернизации истребителя JF-17, на базе которого в перспективе планируется создание аналога американского малозаметного истребителя пятого поколения F-35.

В заключение отметим, что Пакистан постепенно из импортера вооружений становится их экспортером. Так, в данном случае заказчиком выступил Ирак, рассчитывающий получить продукцию военного назначения, соответствующую критерию «стоимость-эффективность». Представляется, что подобных подход руководства Пакистана позволит вывести на новый уровень отношения в  экономической и военно-политической сферах с некоторыми странами Ближнего Востока. Это, естественно, создает вызов другому региональному экспортеру дешевых и надежных вооружений – Турции, которая на современном этапе не может похвастаться готовыми решениями в сфере боевой авиации национального производства.

56.64MB | MySQL:119 | 0,786sec