Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21-27 июня 2010 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с Афганистаном. По заявлениям представителей высшего американского политического и военного руководства, отставка командующего войсками США и НАТО в Афганистане генерала С. Маккристала не приведет к изменениям стратегии Вашингтона в этой стране.

В итоговом заявлении саммита «большой восьмерки», состоявшегося в Канаде, выражена озабоченность непрозрачностью ядерной программы Ирана и стремлением Тегерана продолжать работы по обогащению урана. Кроме того, лидеры G-8 призвали иранское руководство соблюдать в стране верховенство закона и основные права человека. Что касается Афганистана, то в документе содержится призыв к его президенту Х. Карзаю решительнее бороться с коррупцией и добиться «ощутимого прогресса» в деле упрочения безопасности в стране. Руководители «большой восьмерки» считают, что ситуация в секторе Газа остается неустойчивой «и должна быть изменена», а блокада палестинского анклава — снята. При этом в итоговом заявлении саммита приветствуется решение Израиля об ослаблении блокады сектора Газа, признается право еврейского государства на самооборону и содержится призыв освободить израильского военнослужащего Г. Шалита, захваченного боевиками ХАМАСа в 2006 г.

23 июня президент США Б. Обама освободил генерала С. Маккристала от исполнения обязанностей командующего войсками США и НАТО в Афганистане (ранее генерал подал прошение об отставке). На этот пост назначен глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Д. Петрэус. Отставка генерала С. Маккристала, являвшегося одним из главных разработчиков нынешней американской стратегии в Афганистане, была вызвана его резкими критическими («недипломатическими») высказываниями в адрес высших чинов нынешней вашингтонской администрации, включая вице-президента США Дж. Байдена и помощника Б. Обамы по национальной безопасности Дж. Джонса.

В связи с отставкой С. Маккристала президент Афганистана Х. Карзай первоначально заявил, что этот шаг «не будет способствовать установлению мира и стабильности в стране», хотя он и уважает решение Б. Обамы. Позднее Х. Карзай сообщил, что он уважает генерала Д. Петрэуса, который, по его мнению, «знает Афганистан». Генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен отметил, что выбранный С. Маккристалом подход к решению афганских проблем «является верным», и альянс «будет поддерживать эту стратегию, претворять ее в жизнь». Председатель Комитета начальников штабов (КНШ) ВС США адмирал М. Маллен посетил 22 июня Кабул. Адмирал заверил афганское руководство, что смена командующего войсками коалиции не приведет к изменению стратегии США и их союзников в стране.

Президент США Б. Обама 24 июня подтвердил, что вывод американских войск из Афганистана начнется в июле 2011 г. По мнению главы Пентагона Р. Гейтса, война в Афганистане продвигается «медленнее, чем предполагалось», хотя США и не «погрязли в рутине» этой войны, т. к. прогресс все же имеется.

В совместном заявлении по Афганистану президентов России и США Д. Медведева и Б. Обамы говорится, что обе страны выступают за мирный, стабильный, демократический, нейтральный и экономически самодостаточный Афганистан, который должен быть государством, свободным от терроризма и наркотиков. Москва и Вашингтон будут налаживать двустороннее взаимодействие в интересах социально-экономического развития Афганистана, поддерживают инициативы президента Х. Карзая, направленные на национальное примирение в стране, выступают за реализацию планов по передаче афганским правительственным силам ответственности за поддержание безопасности в Афганистане.

По итогам встречи глав внешнеполитических ведомств Афганистана и Пакистана, состоявшейся 22 июня, стороны заявили о необходимости налаживания реального сотрудничества по вопросам обеспечения безопасности в районах, прилегающих к афгано-пакистанской границе. Пакистанская сторона также предложила оказать помощь в подготовке афганских военнослужащих.

Премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани заявил 22 июня, что Исламабад, несмотря на «некорректные» предупреждения из Вашингтона, не откажется от реализации плана строительства газопровода из Ирана, т. к. страна испытывает острую нехватку энергоносителей.

26 июня в Исламабад прибыл председатель КНШ ВС США адмирал М. Маллен. Американский военачальник провел переговоры с политическими и военными руководителями Пакистана по вопросам развития ситуации в Афганистане в свете отставки генерала С. Маккристала, а также обсудил состояние двусторонних отношений в сфере безопасности и обороны.

27 июня состоялась официальная церемония передачи американцами пакистанским ВВС первых 3 из 18 истребителей F-16. Остальные самолеты прибудут в страну в конце 2010 – начале 2011 г. Кроме того, США до 2012 г. модернизируют истребители F-16, поставленные Пакистану в конце1980-х гг.

На северо-западе Пакистана в районе Орказай, прилегающем к границе с Афганистаном, правительственные войска при поддержке авиации продолжали вести наступление на позиции боевиков местного движения «Талибан».

Иран уведомил МАГАТЭ о своем решении запретить въезд в страну двум международным инспекторам, объяснив этот шаг тем, что они допускали нарушения режима проверок, в частности, разглашали конфиденциальную информацию. Вместе с тем, иранская сторона не отказывается от дальнейшего сотрудничества с международным агентством. Руководство МАГАТЭ выразило несогласие с иранскими обвинениями.

23 июня в Тегеране сообщили о том, что иранские специалисты смогли обогатить 17 кг урана до уровня 20 процентов, отметив, что в настоящее время Иран в состоянии ежемесячно производить по 5 кг урана, обогащенного до такой степени.

На минувшей неделе Конгресс США одобрил введение против Ирана дополнительных односторонних санкций в связи с отказом ИРИ от прекращения своей ядерной программы. По итогам переговоров в Вашингтоне с президентом РФ Д. Медведевым президент США Б. Обама заявил, что Америка и Россия «договорились вместе усилить те санкции, которые были введены в отношении Ирана». Все большее число зарубежных компаний сокращают масштабы своей деятельности в Иране из-за опасения попасть в число нарушителей международных ограничений. Это относится практически ко всем секторам экономики. Правительство Объединенных Арабских Эмиратов закрыло 40 местных и иностранных фирм, которые нарушали санкции, действующие в отношении Ирана.

Иран отказался от попытки прорвать морскую блокаду сектора Газа, Причиной назван отказ Египта пропустить иранское судно через Суэцкий канал. В то же время группа иранских парламентариев намерена отправиться в палестинский анклав на ливанском судне, которое, как сообщается, в скором времени должно направиться в Газу.

Муниципальный совет Иерусалима 22 июня утвердил спорный проект о сносе 22 палестинских домов в восточной части города, чтобы освободить место для строительства туристического центра. Этот шаг Израиля был осужден Палестинской национальной администрацией. США предупредили Израиль, что планируемый снос жилых домов палестинцев может привести к насилию и поставит под угрозу мирный процесс на Ближнем Востоке.

Глава ПНА М. Аббас заявил 26 июня о готовности палестинской стороны к прямому диалогу с Израилем в случае достижения прогресса на нынешних непрямых переговорах при американском посредничестве. По словам М. Аббаса, основное условие палестинцев «заключается в полном прекращении строительства еврейских поселений» на палестинских территориях Западного берега реки Иордан.

На минувшей неделе в ответ на ракетные и минометные обстрелы израильской территории из сектора Газа ВВС ЦАХАЛ нанесли серию ударов по объектам боевиков палестинских экстремистских группировок в анклаве.

22 июня Израиль успешно вывел на околоземную орбиту разведывательный спутник «Офек-9». Сообщается, что основной задачей нового спутника является «слежение за Ираном и другими странами региона». Министерство обороны Израиля в течение ближайших пяти лет предполагает израсходовать на программу ИСЗ типа «Офек» примерно 300 млн долларов.

Президент Египта Х. Мубарак заявил 23 июня, что снятие блокады с сектора Газа является приоритетной задачей правительства АРЕ. Одновременно Х. Мубарак в резкой форме отверг попытки Израиля передать ответственность за палестинский анклав на АРЕ. Ранее, 15 июня египетское правительство официально отклонило предложение премьер-министра Израиля Б. Нетаниягу о том, что снабжение сектора Газа товарами и доступ на территорию анклава должны стать исключительной прерогативой Каира.

Вооруженные силы Турции продолжают крупномасштабную операцию против боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) на юго-востоке страны, в основном в районах, прилегающих к границе с Ираком. На прошедшей неделе турецкие войска, преследуя боевиков, вторглись на территорию Северного Ирака на глубину до 10 км. Позиции и различные объекты сепаратистов, в т. ч. на иракской территории подвергаются интенсивным ударам авиации. Сообщается об активном использовании турецкими военными в боевых действиях против сил сепаратистов закупленных в Израиле беспилотных летательных аппаратов. Генеральный штаб ВС Турции заявляет, что боевые операции будут продолжены вплоть до полного уничтожения вооруженных формирований РПК, хотя это и «потребует большого терпения и усилий».

С аналогичным заявлением выступил и премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган, посетивший на днях приграничные с Ираком районы. Глава турецкого правительства также призвал европейские страны прекратить спонсирование боевиков РПК и выдать Анкаре всех членов этой группировки, подозреваемых в терроризме. Р. Т. Эрдоган выразил недовольство уровнем европейской поддержки, оказываемой Турции в борьбе против терроризма, отметив, что некоторые страны финансируют сепаратистов из РПК и «закрывают глаза на действия террористов и их пропаганду», отказываясь выдавать турецким властям преступников. В то же время посол США в Анкаре Дж. Джефри заявил 22 июня о поддержке борьбы турецкого государства против курдских сепаратистов. Посол сообщил, что вашингтонская администрация готова оказать Турции «срочную помощь», подтвердив, что американцы продолжат передачу турецким военным разведывательной информации о базах РПК на территории Северного Ирака.

Между тем обстановка в самом Ираке остается нестабильной. Страна находится в затянувшемся политическом кризисе. Острая борьба между различными политическими силами не позволяет приступить к формированию по итогам парламентских выборов, состоявшихся 7 марта, нового правительства республики. В этих условиях активизируют свои действия террористические и криминальные группировки. Усиливается недовольство иракцев деятельностью властей, оказавшихся неспособными предоставить населению в необходимом количестве воду, электроэнергию, другие услуги, что вызвало в последнее время массовые протестные выступления в различных городах Ирака.

23 июня в Триполи было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Ливией и Сербией, которое предусматривает развитие связей в сфере военного образования и военной медицины. Также стороны обсудили возможность ремонта и модернизации ливийского вооружения и военной техники на сербских предприятиях.

Президент Южного Судана С. Киир объявил 23 июня о формировании правительства автономного региона по итогам состоявшихся в апреле выборов, победу на которых одержало возглавляемое им Суданское народно-освободительное движение.

Приложение

 

 

О проблеме распределения вод рек Тигр и Евфрат

 

 

Водные ресурсы Ближнего Востока распределены крайне неравномерно. Основная их часть формируется в северной части региона: на востоке и юго-востоке Турции, в северных районах Ирана и Ирака – в основном на территории Курдистана. Основу водных ресурсов этой части Ближнего Востока составляют реки Евфрат (крупнейшая река Юго-Западной Азии) и Тигр, которые берут начало на территории Турции и далее протекают по Сирии и Ираку. Часть бассейна Тигра находится на территории Ирана. Тигр и Евфрат – это жизненные артерии региона, его важнейший геоэкономический и стратегический ресурс. Они играют важную роль в экономической жизни Турции, Сирии и Ирака, широко используются для водоснабжения, орошения, выработки электроэнергии и судоходства (Ирак). Причем без вод Тигра и Евфрата обширные территории Сирии и Ирака превратятся в пустыню.

Динамичный рост численности населения и нужды экономического развития обуславливают перманентное увеличение потребностей стран бассейна месопотамских рек в водных ресурсах, что ведет к усилению освоения водно-энергетического потенциала Тигра и Евфрата, а в итоге осложняет проблему распределения вод этих рек между Турцией, Сирией и Ираком.

По различным оценкам, на территории Турции образуется от 89 до 98 проц водных ресурсов Евфрата и от 45 до 52 проц вод Тигра. Контроль над водными ресурсами («стратегическими водами Курдистана») рассматривается в Анкаре в качестве ключевого элемента будущей мощи Турции, важного рычага для достижения национальных внешнеполитических целей. Весьма откровенно по этому вопросу высказываются турецкие военные, заявляющие, что «контролируя воду (путем строительства плотин), идущую в арабские страны, Турция может контролировать арабскую политику».

Сирия и Ирак считают, что Тигр и Евфрат следует рассматривать как международные водные артерии и предлагают распределять их воды по согласованным квотам. Турция же, указывая на то, что реки берут начало на ее территории, а также ссылаясь на отсутствие их международно-правового статуса и порядка регулирования потребления, настаивает на том, что Тигр и Евфрат являются не международными водными артериями, а реками, пересекающими государственные границы (трансграничными). На этом основании в Анкаре заявляют, что имеют такое же право на собственные ресурсы (в данном случае водные), как и на землю, но все же будут, насколько это возможно, учитывать интересы Сирии и Ирака.

Свои планы водохозяйственного строительства Турция осуществляет в рамках разработанного в 1983 г. грандиозного Проекта Юго-Восточной Анатолии (ЮВА), стоимость которого оценивается в 32 млрд долларов. Проект предусматривает строительство 22 плотин, 19 крупных ГЭС, составляющих 13 субпроектов (7 на Евфрате и 6 на Тигре). Его реализация, как считают в Анкаре, даст мощный импульс развитию юго-восточных районов Турции, отстающих от остальных регионов страны, позволит стабилизировать обстановку в провинциях, которые в течение длительного времени являются «площадкой» для курдского сепаратизма. Так, предполагается увеличить площадь орошаемых земель на 1,7 млн га. В регионе будет вырабатываться до 22 проц электроэнергии Турции. Кроме того, намечено полностью решить продовольственную проблему страны, увеличив сельскохозяйственное производство в 2-3 раза. В целом претворение в жизнь Проекта ЮВА будет означать создание новой социально-экономической и гидроэкологической системы на юго-востоке Турции.

По оценкам экспертов, реализация Проекта ЮВА может уменьшить сток вод Евфрата и Тигра в Сирию и Ирак от 40 до 90 проц. Причем эти прогнозы уже подтверждаются. Считается, что к 2025 г., когда Турция в основном завершит свои проекты, Сирия будет получать 16 проц того объема воды, который она получает сейчас, а Ирак — 27 проц. Турецкие проекты ста-вят под угрозу планы Сирии и Ирака по использованию вод двух рек. В Дамаске и Багдаде неоднократно обвиняли Анкару в односторонних действиях по водному вопросу, без учета их интересов. Так, в начале 1990-х гг. Турция произвела масштабное ограничение стока вод Евфрата в Сирию в период заполнения водохранилища им. Ататюрка, продемонстрировав свои возможности политического и экономического давления на соседей. Но здесь же отметим, что Сирия аналогичным образом поступает в отношении стока вод пограничных рек на западном участке границы с Турцией.

Евфрат обеспечивает сток примерно 80 проц совокупных водных ресурсов Сирии. Для САР Евфрат – «это и электроэнергия, и питьевая вода, и продовольствие». От решения проблем стока вод реки во многом зависит благополучие экономики Сирии, в первую очередь – сельского хозяйства. Крупнейшим сирийским проектом на Евфрате стала ГЭС и плотина в Табке (Ас-Сауре). Он был завершен в начале 1980-х гг. В последние годы правительство САР разрабатывает новые крупные гидротехнические проекты на реке. Речь идет о строительстве ГЭС в районе Дейр-эз-Зор и орошении 30 тыс. га земель в этой провинции и 150 тыс. га в соседней провинции Эль-Хасеке. Также намечается строительство канала от Евфрата к оазису Тадмор в центре страны. Имеются и планы использования вод реки Тигр.

Острый дефицит пресной воды испытывает Ирак. Для этой страны реки Тигр и Евфрат означают то же, что Нил для Египта. В Багдаде считают, что реализуемые и планируемые турецкие и сирийские гидропроекты угрожают национальным интересам Ирака, т. к. приведут к росту дефицита воды в стране, что, в свою очередь, уменьшит сельскохозяйственное производство, ускорит процесс опустынивания земель, сократит поставки воды для бытовых и промышленных нужд, уменьшит производство электроэнергии. Сам же Ирак планирует построить на Тигре и Евфрате 5 крупных и 21 небольшую плотину, а также реализовать ряд ирригационных проектов. У Ирака имеется и ряд претензий к Ирану по гидростроительству на Тигре.

Отдельно остановимся на роли курдского фактора в водной проблеме, т. к. он активно используется различными сторонами в решении споров по Тигру и Евфрату. Так, турецкое руководство понимает, что оно может контролировать водные ресурсы юго-востока страны до тех пор, пока контролирует курдов и Курдистан. Вода стала одним из главных средств давления Анкары на Дамаск в деле прекращения сирийской поддержки курдских сепаратистов. Не исключено, что курдские политики Ирака могут использовать водную проблему для оказания давления как на Багдад, так и на Анкару.

На протяжении десятилетий страны региона неоднократно пытались договориться о распределении водных ресурсов великих рек Месопотамии и выработать механизм урегулирования спорных ситуации. Однако по большей части они оказались безрезультатными. Сирия настаивает на том, что 32 проц вод Евфрата и 5,4 проц вод Тигра должны поступать ей. Ирак претендует на 65 проц воды первой реки и на 92,5 проц второй. Анкара же считает, что 52 проц вод Евфрата и 14,1 проц вод Тигра должны принадлежать Турции. При этом в Анкаре, оправдывая свои действия, подчеркивают, что Турция вовсе не богата водными ресурсами. В среднем на одного человека в год в стране приходится примерно 4108 кубометров воды, в Ираке – 6180 кубометров, а в Сирии – 3350 кубометров. В то время как обеспеченными считаются страны, где на душу населения приходится в год порядка 8-10 тыс. кубометров воды. В 1987 г. было заключено трехстороннее соглашение, по которому Турция обязалась обеспечить расход воды в Евфрате на границе с Сирией в объеме не менее 500 кубометров в секунду. В 1990 г. Сирия и Ирак подписали двустороннее соглашение, в соответствии с которым Сирия получала 42 проц вод Евфрата, а Ирак – 58 проц.

Нормализация в последние годы отношений Турции с южными соседями позитивно сказалась на решении ряда вопросов, связанных с водной проблемой, частично сняв существовавшую здесь напряженность. В 2007 г. состоялось первое с 1992 г. заседание Совместного технического комитета по Тигру и Евфрату. Этот орган предназначен для обсуждения вопросов, связанных с определением потребностей трех стран в речной воде. В ходе заседания Ирак и Сирия выразили обеспокоенность возобновлением строительства спорного проекта плотины Ылысу на Тигре. В 2008-2009 гг. Турция, несмотря на собственные трудности, пошла навстречу пожеланиям Ирака и Сирии, увеличив норму сброса воды для этих стран, что позволило улучшить водную ситуацию у южных соседей, осложнившуюся в связи с засухами.

Вместе с тем, проблема распределения водных ресурсов Тигра и Евфрата все еще далека от своего решения, а противоречия между странами бассейна этих рек в будущем, скорее всего, вновь обострятся. Во многом это обусловлено тем, что Турция упорно не желает четкой договорно-правовой фиксации прав Сирии и Ирака на воды Тигра и Евфрата, оставляя за собой право регулировать их сток в зависимости от экономической и политической конъюнктуры. В то же время жизненная заинтересованность Сирии и Ирака в воде не может не толкать их на отстаивание собственных интересов, которые в этой сфере находятся в противоречии с турецкими.

52.19MB | MySQL:103 | 0,508sec