Стамбульский саммит ПСЮВЕ и Турция

23 июня с.г. в Стамбуле состоялся очередной саммит стран-участниц Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ). Помимо Турции на встрече глав государств и правительств стран Балканского региона приняли участие Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция Македония, Молдова, Румыния, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория. Кроме того, на стамбульском заседании балканских лидеров присутствовали комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле, делегаты из России и США, приглашенные в качестве почетных гостей саммита, а также представители ЮНЕСКО, Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Совета регионального сотрудничества (СРС) и Европейской экономической комиссии при ООН (ЕЭК).

На саммите в Стамбуле были обсуждены основные проблемы, стоящие на пути к «процветанию и будущему» Балканского региона. Особое внимание было уделено проблемам безопасности на Балканах. В ходе саммита турецкая делегация всячески старалась привлечь лидеров стран Балканского полуострова к реальному сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Обращают на себя внимание упреки турецких лидеров в адрес правительств стран Юго-Восточной Европы (ЮВЕ) за их «нескоординированные действия и невыполнение обязательств», взятых на себя в рамках подписанных ранее международных договоров и двусторонних соглашений в сфере совместных усилий по борьбе с преступностью, в том числе терроризмом. В рамках стамбульского саммита ПСЮВЕ и при поддержке Совета Европы и ЮНЕСКО была проведена 8-я конференция «Культурные коридоры в Юго-Восточной Европе», а также ряд двусторонних встреч и переговоров.

На встрече лидеров стран-участниц ПСЮВЕ практически всеми сторонами подчеркивалась необходимость исходить из того, что без установления регионального сотрудничества проблемный Балканский полуостров, расположенный на территории Европы, не сможет достичь ни политической, ни экономической стабильности. Задача выглядит весьма сложной. Как показывает история этого проблемного региона, в межгосударственных отношениях на Балканах вместо «духа сотрудничества» царила в основном атмосфера враждебности, ставшая результатом геополитического, экономического и культурно-цивилизационного противостояния не только между государствами региона, но и внешними игроками в лице России, США и ряда европейских стран. Тем не менее, в результате совместных усилий и четко обозначенного внешнеполитического вектора, направленного на сближение с организациями евроатлантического пространства, в настоящее время правительства балканских стран хоть и формально, но объединены в рамках общего регионального проекта. Следует отметить, что ключевой декларируемой целью практически всех инициатив сформированных на Балканах элементов регионального сотрудничества является установление мира и стабильности в регионе и повышение уровня благосостояния населения стран ЮВЕ.

Чтобы иметь общее представление об основных тенденциях развития на Балканах системы коллективной безопасности и ее влиянии на внешнеполитическую стратегию Турции в ЮВЕ необходимо вкратце рассмотреть основные региональные проекты, реализованные после распада СССР и блоковой системы международных отношений. Так, Центрально-европейская инициатива представляет собой первый проект регионального сотрудничества балканских стран. ОЧЭС, основы которой по инициативе Турции были заложены в июне 1992 г., также открывала двери балканским странам. Однако наиболее существенная база для проведения большинства инициатив на Балканах была заложена в период между 1996 и 1999 гг. Именно в тот период был запущен по предложению Болгарии ПСЮВЕ. Кроме того, в 1996 г. были заложены основы американского проекта «Инициатива по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе». Следует также подчеркнуть, что вступивший в силу еще в 1999 г. предложенный Германией Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы имел большое значение для Балкан, поскольку этот договор способствовал формированию политического и экономического сотрудничества между балканскими странами и стал началом сотрудничества в таких сферах как энергетическая и социальная политика. Именно Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, благодаря которому были установлены экономические связи между балканскими странами, внес наиболее весомый вклад в заключение в 2006 г. нового Соглашения о свободной торговле для Центральной Европы (CEFTA-2006), нацеленного на создание на Балканах зоны свободной торговли.

В феврале 2008 г. официально стал действовать Совет регионального сотрудничества, пришедший на смену Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы. С созданием СРС 12 стран региона полностью взяли в свои руки управление региональным сотрудничеством. Существует мнение, что благодаря СРС страны Балканского полуострова освободились от пассивной роли в проведении региональной политики и стали самостоятельно разрабатывать свою стратегию. Одной из приоритетных задач СРС является формирование сотрудничества балканских стран в социальной и экономической сферах, продолжение деятельности по созданию инфраструктуры и развитие торговли в регионе. СРС параллельно с ПСЮВЕ создает основу также и для продолжения политического диалога между балканскими странами.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время региональное сотрудничество на Балканах в организационном плане имеет многовекторный характер развития, а в функциональном плане представляет собой широкий спектр, сфокусированный на секторальных и специфических проблемах. Однако многостороннее сотрудничество балканских стран не ограничено лишь вышеупомянутыми инициативами, оно также осуществляется в рамках Совета Европы, Евросоюза, НАТО и структур ООН. Примером сотрудничества на секторальном уровне может служить сотрудничество в сфере транспорта и энергетики. А в качестве примера сотрудничества, основанного на специфических проблемах, можно привести борьбу с организованной преступностью, сотрудничество между местными органами власти, сотрудничество торговых палат, неправительственных организаций и научных кругов в регионе.

Необходимо также отметить, что элементы регионального сотрудничества между балканскими странами сначала воспринимались лишь в качестве предварительного условия для членства в НАТО и ЕС. Однако позднее появилась уверенность в том, что региональное сотрудничество служит, прежде всего, интересам каждой страны региона. Турецкие эксперты отмечают, что, несмотря на эту позитивную для стран ЮВЕ тенденцию развития регионального сотрудничества, государствам Балканского полуострова в целях укрепления стабильности и взаимного доверия необходимо в кратчайшие сроки выполнить определенные условия, среди которых особенное значение для Турции имеют следующие: 1) возвратить беженцев в места их постоянного проживания и разрешить их проблемы; 2) вести активную борьбу с организованной преступностью и коррупцией; 3) не забывать о том, что сохранение мира на Балканах возможно лишь при условии участия в процессе развития региональной системы коллективной безопасности всех без исключения стран региона.

Возвращаясь к последней встрече стран-участниц ПСЮВЕ, рассмотрим заявления турецких лидеров. На открытии стамбульского саммита президент Турции А. Гюль заявил: «Терроризм в разных странах проявляет себя по-разному. Перед лицом этой угрозы всем странам необходимо в полной мере и безусловном порядке сотрудничать между собой. Международное сообщество должно противопоставить себя терроризму». Отметив, что Евросоюз является «цивилизационным проектом», А. Гюль выразил надежду на поддержку ЕС в вопросе полноправного членства Турции в этом наднациональном объединении. Глава турецкого государства также подчеркнул, что Балканы с исторической, географической и культурной точек зрения являются неотъемлемой частью Европы. Турецкий президент выразил «решительное намерение» Турции развивать партнерские отношения с балканскими странами «на основе общерегиональных ценностей, приукрасив существующие связи будущим членством в ЕС». А. Гюль призвал страны Европейского союза избегать действий, замедляющих вступление стран ЮВЕ в ЕС. В своем выступлении он отметил, что «мирное проживание вопреки существующим различиям станет главным наследием для молодого поколения». По словам А. Гюля, Балканы выполняют функцию «моста» между Западом и Востоком, Европой и Азией. Необходимо, считает президент Турецкой Республики, изменить распространенные стереотипы относительно Балканского региона, который сегодня воспринимается в качестве «зоны нестабильности, раскола и конфликтов».

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган во время своего выступления на стамбульском саммите стран-участниц ПСЮВЕ, по мнению турецких политологов, направил лидерам балканских стран несколько весьма важных сигналов. Обращая внимание на последние теракты в Турции, он заявил: «Безопасность Европы начинается с Хаккяри… Пока не будет обеспечена безопасность в Шемдинли, нельзя говорить об обеспечении полной безопасности на Балканах, в Европе». Заслуживает внимания повышенный тон турецкого премьера, когда он касался проблемы борьбы с терроризмом и принятия совместных конкретных мер против деятельности Рабочей партии Курдистана (РПК). «Сколько из пойманных до сих пор террористов были отданы нам?!» – спросил Р.Т. Эрдоган, обращаясь к участникам стамбульской встречи лидеров ЮВЕ. Он отметил, что «недостаточно только назвать РПК террористической организацией». Критикуя «бездействие» властей стран Балканского полуострова, турецкий премьер подчеркнул, что между государствами региона подписан целый ряд соглашений о передаче преступников, и спросил у присутствующих: «Сколько положений достигнутых между нами договоренностей были соблюдены до сих пор?» Далее он отметил, что в борьбе с терроризмом необходима максимальная солидарность. Нельзя, по мнению Р.Т. Эрдогана, «использовать принцип судебной независимости с целью отказа в выдаче террористов». По словам главы турецкого правительства, страны региона делят террористические организации на «плохих» и «хороших», что не отвечает духу регионального сотрудничества и не способствует укреплению стабильности и взаимного доверия в регионе.

Министр иностранных дел Турции А. Давутоглу во время своего выступления выразил надежду, что между странами, принявшими участие на стамбульском саммите лидеров стран-участниц ПСЮВЕ, будет, наконец, достигнута «фактическая солидарность». Глава турецкого внешнеполитического ведомства особое внимание уделил следующим вопросам: проблеме борьбы с терроризмом в Турции, Косовской проблеме на Балканах, Иранской ядерной программые а также действиям Израиля в секторе Газа.

Подводя итоги, следует сказать, что главной темой стамбульского саммита стран ЮВЕ стала проблема борьбы с терроризмом. Лидеры 12 балканских государств осудили последние теракты в Турции. В итоговом документе саммита отмечалось, что страны, принявшие участие на встрече в Стамбуле, обращаются к международному сообществу с призывом оказать Турции в ее борьбе с терроризмом «безусловную, открытую и конкретную поддержку». В итоговом документе было упоминание и об инциденте с «Флотилией свободы», однако операция израильских спецслужб в нем не получила осуждения, чего добивались турецкие власти. Следует отметить, что в ходе саммита был проявлен большой интерес европейских стран в координации турецкой внешней политики с международной деятельностью ЕС. Это говорит о желании Европейского союза внести некоторые коррективы во внешнеполитический курс Турецкой Республики. Так, Ш. Фюле заявил, что ни о каком «привилегированном партнерстве» с Турцией не может быть и речи, «поскольку она заслуживает большего». А некоторые источники сообщают, что уже в октябре начнутся переговоры по безвизовому въезду турецких граждан на территорию стран Евросоюза. Однако, уговаривая лидеров Партии справедливости и развития, руководство ЕС не забывает и о главной оппозиционной силе страны. Так, 24 июня с.г. лидер Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу в резиденции испанского посла в Анкаре Хуана Клоса Матео встретился с послами стран-членов ЕС. По словам лидера НРП, представителей Европейского союза в основном интересовал вопрос о позиции партии в отношении переговорного процесса с ЕС. К. Кылычдароглу отметил, что «с полной искренностью рассказал о взглядах и мнении его партии о вступлении Турции в Евросоюз». Очевидно, что этим действием руководство ЕС дало сигнал действующему правительству Турции.

55.84MB | MySQL:116 | 0,594sec