Судан-Египет: вынужденное примирение

Словесная перепалка между Хартумом и Каиром по поводу «заигрываний» египтян с основным оппонентом мирных переговоров по преодолению Дарфурского кризиса, лидером ДСР И.Халилем, закончилась примирением. Собственно другого варианта никто и не предсказывал. Египет и Судан – это своеобразные «сиамские близнецы», связанные одной пуповиной в виде Нила и общей границы. Они могут ссориться, между ними могут существовать территориальные споры, их лидеры могут ругать друг друга, но в все это только лишний раз только подчеркивает их полную зависимость друг от друга. На этот раз шаг к примирению сделали в Каире, а ведь еще три дня назад официальный представитель МИД АРЕ требовал «официальных объяснений по поводу последних высказываний министра Судана А.аль-Карти». Напомним, что новый министр иностранных дел охарактеризовал египетское понимание суданских реалий «как далекое от реальности».

Теперь египтяне отступили. Видимо, несмотря на все амбиции, которые в основном и управляют сейчас «внешнеполитическими инициативами» Каира, там наступило осознание «неправильности» выбранного курса по «раздражению южного брата» путем установления контактов с опальными партизанами. Особенно с учетом резкого падения их боевой мощи и способности реально влиять на развитие ситуации в Дарфуре.

Естественно вопрос об И.Халиле стоял во главе угла прошедших переговоров. Каир все свалили «по простоте душевной» на Триполи, объяснив, что полевой командир «заехал в Каир на несколько дней по пути в Ливию». И уж конечно никто в египетском руководстве даже в мыслях не держал «насолить» этим эпизодом катарским миротворцам. Ход мысли понятен и оговорка про катарцев не случайна. Это подтверждает ранее высказанные нами предположения, что действия египтян в эпизоде с И.Халилем диктовались эмоциями и амбициями, но не политической целесообразностью. На этом инцидент посчитали исчерпанным, хотя «осадочек» в Хартуме, по всей видимости, все-таки остался.

Вторым вопросом, который приехали решать египтяне – это, конечно, выработка единого подхода к вопросу инициативы Аддис-Абебы о справедливом переделе вод Нила. Вопрос для Каира ключевой, и поддержка суданцев в этом вопросе является вопросом принципиально важным. Необходимо отметить, что Хартум конечно «увязал» вопрос И.Халиля с нильским. Как следствие, взамен на отказ Каира ( а именно так надо трактовать невнятные публичные заявления от «отсутствии злого умысла при контактах с руководителем ДСР») от дальнейшей ненужной активности на «дарфурской площадке», Хартум взял на себя обязательство полностью поддержать северного партнера по вопросу эфиопской инициативы. Устами министра водных ресурсов и ирригации Судана М.Аллама об этом было официально заявлено в Хартуме в воскресенье, 28 июня с.г. М.Аллам заявил, что «Судан замораживает свое участие в аддис-абебской инициативе и собирается решать эту проблему путем переговоров с заинтересованными странами». Его египетский коллега подчеркнул, «что подписанный договор имеет обязательный характер только для стран-подписантов и не накладывает никаких обязательств и ограничений на Египет и Судан». Оба министра также особо отметили, что «они категорически выступают против применения силы для решения этой проблемы, однако не приемлют форм жесткого давления со стороны других заинтересованных сторон». Было также отмечено, что «страны-инициаторы нового раздела вод Нила имеют массу альтернативных источников воды, что ставит Судан и АРЕ в неравные с ними условия».

В этой связи многие наблюдатели отмечают, что действия Хартума по поддержке египетской позиции не имеют достаточной мотивировки, так как сельское хозяйство страны реально испытывает дефицит водных ресурсов. Представляется, что здесь необходимо иметь в виду несколько моментов. Первый и основной – это тесная связь египетской и суданской экономик, особенно в связи с очень выгодными для Хартума ценами на газ, который он сейчас получает из Египта. Второе – это боязнь суданских властей, что в результате новых правил игры они могут потерять даже тот объем воды, который они имеют сейчас. Это вполне вероятно в силу слабой управляемости и необязательности руководства африканских стран. Имеет место и «некая арабская солидарность», но, как представляется, в гораздо меньшей степени. Строительство новых ирригационных сооружений в истоках Нила однозначно и неизбежно вынудит суданское руководство пойти на аналогичные меры и на своем участке Нила, а это может повлечь открытые силовые шаги со стороны Египта. Судан рядом, и до него египтяне вполне в состоянии «дотянуться». Чего не скажешь об Эфиопии, Кении, ДРК, Кении и др. А открытой египетской агрессии Хартум боится, что наглядно продемонстрировала его «капитулянтская» позиция по вопросу спорных территорий на границе. Но все это мало, что меняет в раскладе сил. Если африканцы начнут строить в истоках Нила новые плотины, вряд ли египтяне смогут им реально помешать. Отказ Хартума присоединиться к новой инициативе связан еще и «оглядкой» на Джубу. Пока Южный Судан де-юре и де-факто находится в составе единого государства, Хартум может хоть как-то влиять на строительство там новых ирригационных сооружений. Присоединившись сейчас к новой конвенции, суданские власти фактически давали «зеленый свет» Джубе на самостоятельное строительство плотин. А это лишний козырь в руках южан накануне «торга» по разделу страны.

Отсюда возникает третий очень важный повод для визита египтян в Хартум. Они заручились согласием суданского руководства начать посреднические усилия по достижению консенсуса между северянами и южанами по созданию условий для цивилизованного развода по итогам референдума 2011 года. В марте с.г. Каир уже приглашал к себе Паган Амуна и Нафи Али Нафи для проведения консультаций. Тогда «камнем преткновения» стали законы шариата. Которые не приемлет христианский Юг. Теперь речь должна пойти о более важных вещах, а именно: сохранении режима общего экономического пространства в условиях юридического образования нового государства на Юге. То есть Каир пытается найти для себя новую нишу для приложения своих посреднических усилий. Причем в этот раз именно в той области, которая для него стратегически важна. Согласие Хартума на такую миссию у египтян после «посыпания ими головы пеплом» по вопросу И.Халиля уже есть. Представители египетской делегации вылетели в Джубу для встречи с вновь выбранным южносуданским лидером С.Кииром. Кроме передачи официального приглашения принять участие в консультациях, они намерены аккуратно прозондировать его позицию по вопросу инициативы Аддис-Абебы.

Следует пожелать Каиру успеха в этом нелегком деле, но есть один нюанс. Консультации по вопросам жизни после референдума Хартум и Джуба уже ведут и стараются это сейчас делать без присутствия иностранных посредников. Решаются очень деликатные темы раздела нефтедолларов, а это вещи сами по себе циничные и шума не любят.

52.3MB | MySQL:103 | 0,615sec