Миллион баррелей сырой нефти был экспортирован в Китай в ноябре прошлого года из нефтяного порта Харига в Тобруке на востоке Ливии. Эта операция по погрузке является частью текущей экспортной деятельности Ливии, подчеркивая роль страны как ключевого игрока на мировом энергетическом рынке. Нефтяной порт Харига стратегически важен для Ливии. Деятельность порта имеет решающее значение для экономики, которая в значительной степени зависит от экспорта нефти. Загрузка миллиона баррелей сырой нефти является значительным вкладом в экспортный потенциал Ливии. Кроме того, эффективность порта при проведении таких крупномасштабных операций отражает способность страны эффективно управлять своими нефтяными ресурсами, несмотря на политические и экономические проблемы, с которыми она сталкивается. Это событие особенно примечательно, поскольку оно представляет собой пятый танкер на миллион баррелей, который будет обслуживаться в нефтяном порту Харига. Добыча, полученная с месторождений Месла и Сарир, в общей сложности 206 000 баррелей, еще раз демонстрирует значительный вклад Ливии в мировые поставки нефти. Более того, нефтяная компания ОАЭ, ответственная за эти операции, подчеркивает важность соблюдения мер предосторожности против пандемии COVID-19 и сохранения окружающей среды. Эти действия демонстрируют приверженность Ливии устойчивой и ответственной добыче и экспорту нефти. Примечательно, что министр нефти и газа Ливии в Правительстве национального единства (ПНЕ) Мухаммед Аун недавно выразил надежду, что «добыча нефти вернется к уровню 2010 года». Аун отметил, что Ливия добывает около 1,2 млн баррелей нефти в день и выразил надежду повысить уровень добычи и вернуть добычу к уровню 2010 года, когда Ливия добывала 1,6 млн баррелей в день, «в течение двух-трех лет». Отметим при этом, что в 2017 году Ливия объявила о более амбициозной цели — 2,2 млн баррелей в день к 2023 году, но эта цель не была достигнута – но совсем не из-за нехватки нефти. Напротив, доказанные запасы нефти Ливии за последние 40 лет выросли более чем вдвое, что делает ее крупнейшим обладателем таких запасов в Африке, на долю которой приходится почти 40% от общего объема запасов на континенте. Внешние факторы, в первую очередь политика и плохое управление, помешали Ливии в полной мере извлечь выгоду из своих нефтяных богатств. В результате экономика страны, в которой на нефть приходится 98% государственных доходов и 60 % ВВП, испытывает трудности. Общая нестабильная ситуация пагубно сказалась на настроениях инвесторов нефтяного сектора. Хотя в последнее время появилась некоторая надежда, крупные нефтяные компании еще не вложили капитал, необходимый для обеспечения значительного увеличения добычи. При нынешних уровнях добычи запасов нефти в Ливии может хватить почти на 340 лет – самый долгий срок в мире. Если инвестиционный климат радикально не улучшится, Ливия обречена на наибольшие потери в результате перехода к «зеленой» энергетике, поскольку ее потенциальные нефтяные богатства подвергаются высокому риску обесценения. Несмотря на снижение своей роли, Ливия продолжает оставаться важным экспортером нефти, особенно для Европы. Внутренний рынок невелик (около 200 000 баррелей в день), что позволяет экспортировать большую часть ливийской нефти. Европа по-прежнему остается крупнейшим рынком сбыта, учитывая географическую близость и исторические связи, на долю которой в 2022 году пришлось 71,5% экспорта ливийской нефти, при этом почти 20% направлялось в Азиатско-Тихоокеанский регион, а большая часть оставшейся — в Северную Америку. В том году Ливия была шестым по величине поставщиком сырой нефти в Европейский союз после России, США, Норвегии, Казахстана и Ирака. Пользуясь постоянным поиском Брюсселем альтернативных России источников энергоносителей, Ливия увеличила свое присутствие в ЕС, увеличив свою долю рынка почти до 8% и заняв пятое место среди поставщиков нефти после Норвегии, США, Казахстана и Саудовской Аравии во втором квартале 2023 года. Однако дальнейший рост зависит от способности Ливии наращивать добычу.
- Но все упирается в иностранные инвестиции. Ливия заинтересована именно в этом. Ее Национальная нефтяная компания планирует запустить в этом году раунд лицензирования нефти и газа, первый подобный раунд за последние 17 лет. Лицензии на разведку будут выдаваться только международным нефтяным компаниям. Министр нефти и газа Ливии Мухаммед Аун объяснил: «Мы не против возвращения международных компаний, но они должны приезжать для проведения разведочных работ, а не на уже открытые месторождения». До гражданской войны Ливия привлекала разнообразную группу инвесторов, включая крупные европейские нефтяные компании (итальянская Eni, испанская Repsol, французская Total Energies), крупные американские компании (такие как ConocoPhillips и ExxonMobil) и других игроков (алжирская Sonatrach, российские «Газпром» и «Татнефть»), причем Eni была наиболее заметным игроком. В то время как такие компании, как Shell и ExxonMobil, ушли из страны после начала гражданской войны (в 2012 и 2013 годах соответственно), другие продолжали играть важную роль. Например, Eni работает в Ливии с 1959 года и полагается на страну примерно на 10% своего производственного портфеля. Большая часть ее долей приходится на месторождения в западной части страны. В 2023 году ливийская NOC сообщила, что Eni вместе с британской BP и алжирской Sonatrach планируют возобновить разведку и контрактную деятельность в стране теперь, когда ситуация с безопасностью улучшилась. Австрийская OMVтакже объявила о намерении возобновить свою деятельность к февралю 2024 года. Но пока другие игроки только готовятся к возвращению на ливийский рынок, Китай и ОАЭ уже вошли на него. Мы недаром упомянули в начале статьи о экспорте ливийской нефти в Китай: это был только пробный шар. На днях стало известно, что компания JLX Internationalнедавно приступила к бурению скважин на месторождениях Ваха в Сирте. Этой концессией управляет консорциум, состоящий из Total Energies, ConocoPhillips и ливийской Национальной нефтяной корпорации (NOC) через Waha Oil Co. JLX планирует пробурить около двадцати скважин к 2025 году. Поскольку ее сотрудники уже приступили к работе, компания выполняет этот контракт в партнерстве с дочерней компанией NOC National Well Drilling Co (NWD). В целом, NWD позиционирует себя как предпочтительного партнера для иностранных компаний, желающих заключить контракты с NOC. За базирующейся в Дубае компанией стоит одноименная китайская компания, заключившая свой первый контракт в Ливии. Она стремится закрепиться в стране, поскольку NOC стремится увеличить количество скважин на своих концессиях. Эта китайская компания с идентичным названием JLX International, также работает в Ираке и Кувейте, но при этом прикрывается эмиратской вывеской. Для заключения своего первого контракта в Ливии, где был открыт офис в Триполи, компания, которой руководит Лью Боуэн, обратилась к команде, созданной в ОАЭ в 2012 году. Сейчас эта группа активно ищет нового ливийского партнера для участия в нефтяных проектах в стране. Другие иностранные компании также присматриваются к сделкам по добыче нефти и газа в Ливии. Контракт JLX International является частью плана NOC по увеличению национальной добычи до 2 млн баррелей в сутки в течение трех лет (по сравнению с текущими 1,2 млн). По оценкам компании, для достижения этой цели в этом году потребуется пробурить около 200 скважин. Кроме того, Arabian Gulf Oil Co планирует вновь открыть скважины, которые были закрыты на месторождении Сарир на юге Ливии. Однако риск ведения бизнеса в Ливии по-прежнему высок. В дополнение к заметным политическим рискам и рискам безопасности, Ливия страдает от плохого управления, особенно в нефтегазовом секторе. Согласно индексу Института управления природными ресурсами, Ливия находится в наихудшем положении среди 13 стран ОПЕК и других оцененных мировых производителей нефти. Кроме того, показатели Ливии по показателям управления Всемирного банка ухудшились за последнее десятилетие. В результате Ливии придется предлагать инвесторам привлекательные условия, чтобы компенсировать им значительные риски, на которые они пойдут. Возвращение международных нефтяных компаний поддержит рост добычи в Ливии, но достижение уровня добычи в 2 млн баррелей в сутки выглядит довольно амбициозно, но пока нереалистично. Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает скромного роста нефтедобывающих мощностей Ливии, которые достигнут всего 1,2 млн баррелей в день к 2028 году, в то время как по более оптимистичному сценарию МВФ суточная добыча Ливии постепенно вырастет примерно до 1,5 млн баррелей в сутки к 2026 году. Однако даже в этом случае страну вряд ли будут считать надежным поставщиком, пока сохраняются политические разногласия, снижающие ее способность извлекать выгоду из своих запасов нефти, особенно по мере ускорения перехода к «зеленой» энергетике.