К вопросу об экспорте природного газа из Турции

Новая поправка к правилам добычи полезных ископаемых в Турции наряду с многочисленными законами об энергетике, принятыми Великим национальным собранием (парламентом) Турции 2 мая, позволит экспортировать природный газ и сжиженный природный газ (СПГ) с недавно открытого в стране газового месторождения Сакарья по долгосрочным контрактам в соседние страны и в Европу. Ссылаясь на самые последние положения закона, Сохбет Карбуз, директор по нефти и газу Средиземноморской организации по энергетике и климату (OMEC), сообщил Anadolu, что они разрешают экспорт части продукции с Сакарья в виде СПГ. Что касается импорта газа в страну, Карбуз объяснил, что Турции необходимо импортировать газ с оговоркой о праве «реэкспорта». Это положение о праве на «реэкспорт» стало важным, особенно с учетом того, что в 2025 году истекают контракты на поставку СПГ по трубопроводу «Голубой поток» объемом 16 млрд куб. м и 10 млрд куб. м по иранскому контракту в 2026 году. «Если эти контракты будут продлены, необходимо получить право на реэкспорт. При заключении контрактов аналогичный вопрос должен быть поднят в отношении азербайджанского газа», — сказал он. В этом случае надо отметить следующий момент. Азербайджан  может потенциально увеличить объем транзита природного газа. Недавнее предварительное соглашение между Туркменистаном и Турцией позволяет отправлять туркменский газ в Турцию либо по своп-сделке с Ираном, либо по более сложным свопам как через Иран, так и через Азербайджан. Министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар заявил, что начальный этап, предусматривающий поставку до 2 млрд куб. м в год, может быть реализован быстро. Интерес Турции к туркменскому газу заключается в первую очередь в диверсификации собственного импорта газа, 42% которого в прошлом году приходилось на контракты с Россией, срок действия большинства из которых истекает в конце 2025 года. Контракт со вторым по величине поставщиком страны, Ираном, истекает в середине 2026 года. И Россия, и Иран находятся под международными санкциями, которые в случае дальнейшего расширения, вероятно, могут поставить Турцию в безвыходное положение. Байрактар также подтвердил, что Анкара и Ашхабад обсуждают долгосрочную цель строительства специализированного Транскаспийского трубопровода (TCP) для транзита туркменского газа через Азербайджан и Грузию в Турцию и, возможно, далее в Европу, проект, который уже пользуется поддержкой США. Периодические переговоры именно о таком трубопроводе продолжаются почти 25 лет. Теперь этот маршрут снова отошел на второй план, поскольку война на Украине значительно повысила интерес к диверсификации импорта энергоносителей в Европейский союз. Отмена плана TCP отвечает интересам Баку, поскольку это может помочь Азербайджану выполнить обязательство, данное Брюсселю в 2022 году, удвоить экспорт своего газа в страны ЕС до 20 млрд куб. м в год к 2027 году. Прогресс в достижении этой цели замедляется, и общий объем экспорта из Азербайджана в 2023 году составит всего 11,8 млрд куб. м. Текущие работы по расширению трубопровода позволят увеличить пропускную способность еще на 1,2 млрд куб. м в год. При этом официальные лица Азербайджана заявляют, что значительные инвестиции, необходимые для расширения экспортных маршрутов, не могут быть осуществлены до тех пор, пока европейские покупатели газа не возьмут на себя обязательства покупать дополнительный газ, транспортируемый по расширенным трубопроводам. Покупатели газа, со своей стороны, обеспокоены тем, что Азербайджан не сможет поставлять весь необходимый газ. Медленное расширение собственной добычи газа в Азербайджане стало проблемой для потенциальных европейских импортеров. В последнее время Баку был вынужден импортировать туркменский газ по своп-соглашению с Ираном для удовлетворения собственного растущего внутреннего спроса, наряду со своими экспортными обязательствами в Европу, Турцию и Грузию. Туркменский импорт был остановлен в конце прошлого года после того, как Баку и Ашхабад не смогли договориться о коммерческих условиях на 2024 год. В то же время официальные лица Азербайджана сообщили, что в стране достаточно запасов газа для удовлетворения спроса из-за роста внутренней добычи.

Карбуз также сообщил, что пункт о «конечной точке поставки» в долгосрочных контрактах на поставку СПГ в Турцию также следует пересмотреть, чтобы позволить Турции участвовать в торговле СПГ: «Если это будет сделано, это, несомненно, станет преимуществом для Турции, потому что Турция, которая является важным игроком на мировом рынке СПГ, насколько мне известно, до сих пор не занималась торговлей СПГ».  По словам Карбуза, этот пункт будет важен для Турции в условиях ожидаемого роста торговли газом в ближайшие годы, чтобы позволить Анкаре превратиться из нынешнего пассивного участника в активного участника торговли СПГ. С этой целью он выступил за создание предприятия по экспорту СПГ, для которого потребуются финансирование и технологии, которые могли бы выиграть от иностранных инвестиций и сотрудничества: «Если нам удастся создать такое предприятие, мы сможем продавать излишки газа, которые мы добываем, и экспортировать на внешние рынки, когда рыночные условия будут благоприятными».  По его словам, такой экспорт, скорее всего, будет осуществляться на спотовом рынке, учитывая текущие импортные контракты. Он добавил, что при нормальной динамике рынка любой груз СПГ будет поступать на рынок, который предлагает лучшую цену, будь то Азия или Европа. Однако на данном этапе неясно, сколько и когда черноморский газ может быть экспортирован. Карбуз прогнозирует, что будущие рыночные условия и баланс потребления и производства дадут ответы на эти вопросы: «Если ценовая маржа будет в нашу пользу, на первый план выйдет экспортный вариант». Несмотря на это, он сказал, что следует учитывать тот факт, что объект по экспорту СПГ может быть построен только в течение как минимум трех-пяти лет, что исключает возможность экспорта СПГ в краткосрочной перспективе. Однако реэкспорт приобретенного СПГ является возможным вариантом, учитывая новую поправку к законодательству, которую он назвал «очень важной с точки зрения создания пути для частного сектора и создания более свободного, конкурентного и либерального рыночного механизма».

Ана Мария Джаллер-Макаревич, аналитик по энергетике Института энергетической экономики и финансового анализа (IEEFA), заявила, что если потребление природного газа в Турции сократится, а его добыча в Черном море увеличится, количество газа, предназначенного для Европы, может увеличиться в соответствии с европейским спросом. Джаллер-Макаревич рекомендовала соседней с Турцией Болгарии, которая сократила потребление природного газа, способствовать экспорту СПГ из Турции, поскольку уровень загрузки ее СПГ-терминалов низок и составит около 27% в 2023 году. Тем не менее, она предостерегла от инвестиций в дорогостоящие терминалы по сжижению СПГ, строительство которых может занять от трех до пяти лет. Она сказала, что, поскольку спрос в Европе остается неопределенным и за последние два года упал на 20%, экспортным терминалам может быть сложно принять окончательные инвестиционные решения и заключить долгосрочные контракты. Кроме того, ожидается, что спрос на СПГ достигнет пика к 2025 году и снизится к 2030 году из-за высоких цен на энергоносители, энергетической безопасности и климатической политики. Том Марзек-Мансер, глава отдела глобального анализа газа в ICIS, которая обслуживает сырьевые рынки, аналогичным образом предостерег от инвестиций в трудоемкие и дорогостоящие проекты по переработке трубопроводного газа в СПГ для коммерческих поставок. Вместо этого он предложил Турции отправлять излишки трубопроводного газа в Европу по конкурентоспособным ценам, предлагаемым различным газовым компаниям. Роберт Розански, аналитик аналитического центра Global Energy Monitor (GEM), базирующегося в Сан-Франциско, полагает, что в этом году потребление СПГ в Европе может достичь пика, поскольку рыночная среда станет более конкурентной благодаря запуску новых проектов по сжижению.

56MB | MySQL:118 | 1,102sec