С 29 мая по 3 июня в Иране проходила регистрация кандидатов на участие во внеочередных президентских выборах, которые состоятся 28 июня. По последним данным, на этом этапе зарегистрирован 81 претендент. По информации ТГ-канала «Иранская политика», это самое маленькое количество заявок с 1989 г., когда оно составило 79 человек. До 11 июня кандидатуры проходят рассмотрение Наблюдательным советом (Шоурайе Негяхбан), после чего остается порядка 5-7 человек, которые и будут включены в бюллетени для голосования. В промежуток между 12 и 27 июня пройдет предвыборная кампания, после которой и будет голосование.
Среди зарегистрировавшихся кандидатов есть много известных политиков, уже не раз участвовавших в таких кампаниях или даже занимавших посты президентов или спикеров иранского парламента, министров. Сюда можно отнести Махмуда Ахмадинежада, Мохаммад-Багера Галибафа, Али Лариджани, Мостафу Пирмохаммади, Абдольнасера Хеммати. Среди этой группы выделяется экс-президент Махмуд Ахмадинежад, не раз участвовавший прежде в выборах главы иранской исполнительной власти. Когда-то он был чрезвычайно известен во всем мире во многом благодаря необычайно крикливой критике Израиля и сионизма. Он даже превратил Тегеран в место проведения международных конференций по отрицанию и ревизии Холокоста. Это создало ему негативную «славу», и бывший президент Израиля Шимон Перес заявлял, что нужно сделать так, что одно лишь пребывание рядом с Ахмадинежадом расценивалось во всем мире как позор. Так и было во время приездов Ахмадинежада в бытность президентом ИРИ на ежегодные сессии ГА ООН, когда многие политики отказывались подавать ему руку.
Однако сейчас, согласно признанию, сделанному в иранских СМИ, например, на интернет-сайте «Асрэ Иран» одним из советников экс-президента, эта часть его идеологии и политики в прошлом. Вместе с тем, М.Ахмадинежада как человека, пытающегося вновь занять высшие строчки среди иранских политиков, много критикуют, но с других позиций. Например, за то, что в его словах все более заметны мессианские мотивы, он все больше и все чаще заявляет о своем приходе как Махди (Мессии). «Никогда прежде Ахмадинежад об этом не говорил так ясно и недвусмысленно». Отметим, что значительная часть его публичных выступлений и ранее имела религиозно-мистические вкрапления, связанные с тем, что по шиитскому вероучению их двенадцатый предводитель, таинственно исчезнувший более тысячи лет назад, должен вновь явиться, дабы установить «исламскую справедливость» во всём мире. На этом основании Ахмадинежад не раз заявлял, что главная миссия Исламской революции в Иране – проложить путь для второго прихода двенадцатого Имама, то есть Махди. Это, не раз заявлял Ахмадинежад, требует, чтобы ИРИ стал мощным, развитым и образцовым исламским государством.
Однако ныне, как писал не так давно «Асрэ Иран», экс-президент высказывает прямо противоположные мысли. Он не раз говорил о том, что Исламская Республика близка к уходу с исторической сцены и «скоро рухнет». Начиная с 2017 г., утверждает сайт, Ахмадинежад постоянно говорит о том, что Иран падет через три, максимум, шесть месяцев. Даже весной 2021 г., когда началась предыдущая предвыборная президентская кампания, в которой победил ныне покойный Э.Раиси, в окружении М.Ахмадинежада повторяли слова экс-президента, что страна рухнет, не дожив до выборов. Ахмадинежад считает, что Исламская Республика не является стабильным режимом, и обязательно развалится сама по себе. В кругу его приближенных, писал «Асрэ Иран», считают важными для развала страны разные факторы. Нападение США на Иран они числят в кругу самых эффективных, и поэтому внимательно отслеживают все новости о возможном ударе США по Ирану. Отметим, что речь идет именно об Ахмадинежаде, который в бытность свою президентом, отличался страшной америкофобией. Одним из путей, способных привести к развалу Ирана, экс-президент ИРИ считает социальные протесты. Он рассматривал экономические неурядицы не только как фактор социального недовольства, но и силу, который может свалить власть».
При всем при том, М.Ахмадинежад, руководивший страной 8 лет – с 2005 до 2013 гг., — был бы не прочь вновь занять президентское кресло, тем более, что существующие в стране законы этого не запрещают. Рассуждая о сегодняшнем этапе политической биографии Ахмадинежада, его бывший советник Абдол-Реза Давери считает, что политик представляет собой сгусток противоречий. Он ввязывается в политические споры, которые проигрывает. Он теряет прежних друзей, с которыми работал много лет. Разительные перемены произошли и в его взглядах на сущность исламского режима. В написанной в августе 2006 г. автобиографии Ахмадинежада утверждается, что реализованная в ИРИ система исламского правления велаят-э-факих установилась в стране «по желанию нации и в соответствии с принципами Ислама». А сегодня, утверждает Давери, он активно оппонирует этому базисному принципу, и пытается вступить в контакт с силами, которые не согласны или конфронтируют с принципом велаят-э-факих. Серьезные претензии бывший президент высказывает по отношению к Наблюдательному Совету, являющемуся главной исламской структурой, которая «просеивает» кандидатуры претендентов на пост президента, оставляя на последнем этапе перед выборами, тех, кто более других подходит под довольно жесткие требования, предъявляемы к соискателям на должность главы исполнительной власти. По его мнению, нужно радикально менять систему одобрения кандидатов этой инстанцией, стараясь приблизиться к такой, какая принята в гражданском обществе. По его мнению, лица, принимающие решения в Исламской Республике, обладают «тираническим духом и характером».
Однако, как президент, М.Ахмадинежад запомнился и своими амбициозными социальными программами, к которым российские иранисты, в частности, Н.Мамедова, относят Фонд для молодежи, проект «Мехр», предусматривавший строительство дешевого жилья для малоимущих, преимущественно для обитателей пригородов и сельской местности. Эти дома и квартиры предоставлялись государством в аренду на 99 лет. М.Ахмадинежаду удалось сделать то, чего не удавалось ни одному из иранских президентов – только за счет реализации жилищных проектов было создано 3 млн новых рабочих мест. В числе его достижений – широкая поддержка отечественных производителей, привлечение иностранного капитала для стимулирования экономического развития. При М.Ахмадинежаде страна показывала высокие темпы роста ВВП – 6% в год, при этом до 30% ВВП расходовалось на накопление как основу для будущего роста. Именно этот президент предложил программу широкого реформирования экономики, где была предусмотрена борьба с инфляцией, переустройство банковской системы и налогообложения, таможенные упрощения, приватизация государственных объектов, постепенное сокращение субсидирования, экономическая либерализация. Правительство М.Ахмадинежада широко применяло социально-популистские меры, противоречившие рыночным принципам, которые само же и отстаивало. Именно М.Ахмадинежад принял беспрецедентные меры по социальной защите населения, что было одобрено большинством населения страны. Он ввел различные выплаты, которые компенсировали семьям с низкими доходами повышение цен на базовые товары. Однако проведенное затем увеличение санкционного давления существенно нивелировало эти во-многом популистские шаги правительства М.Ахмадинежада.
Неясно, какое решение примет Наблюдательный Совет в отношение М.Ахмадинежада. В иранской политической традиции последних десятилетий новый приход во власть «старого» президента пока не имеет прецедентов. Увидим, как получится на этот раз. Ждать осталось не так долго.