Ситуация в Судане: июнь 2010г.

Наиболее заметным событием месяца в Судане стала публикация 14 июня указа президента Омара аль-Башира о формировании нового правительства страны, которое должно привести самую большую страну африканского континента к назначенному на январь 2011 года референдуму о независимости Южного Судана.

В состав нового кабинета вошли 35 министров и 42 госминистра. 24 министерских поста, в том числе такие ключевые, как министров обороны, иностранных и внутренних дел, достались правящей на севере страны пропрезидентской партии Национальный конгресс /ПНК/, 8 — бывшим южносуданским повстанцам из Суданского народно-освободительного движения /СНОД/, три маленьких по численности партии получили по одному посту. Прежнее министерство энергетики и горнорудной промышленности разделено на три ведомства — министерства нефти, горнорудной промышленности, электрификации и плотин.

Пост главы МИД получил Али Карти, ранее занимавший пост заместители министра в этом же ведомстве. До прихода в МИД Карти занимал пост госминистра при министерстве юстиции. Пользуется репутацией убежденного исламиста. Ранее пост главы МИД занимал представитель СНОД.

Пост министра нефти достался представителю СНОД Лувалю Ашвейлу Денгу, ранее занимавшему должность госминистра при министерстве финансов.

Портфель министра финансов достался бывшему губернатору Южного Дарфура Али Махмуду. Он сменил на этом посту влиятельного исламиста Авада аль-Джаза. Последний, впрочем, остался в кабинете, заняв пост министра промышленности.

Ряд видных политиков отказался от участия в новом правительстве. Это, в частности, основной конкурент Аль-Башира на президентских выборах представитель СНОД Ясир Арман.

Общая тенденция при формировании нового кабинета — перетасовка видных исламистов, пришедших в правительство после военно-исламистского переворота 1989 года.

Аналогичный процесс прошел в июне и в столице Южного Судане г.Джуба, где 21 числа избранный президентом Сальва Киир объявил о создании правительства этого полуавтономного региона, впервые сформированного по итогам выборов. В его состав вошли 32 министра. В частности, генеральный секретарь СНОД Паган Амум получил пост министра по делам мира и реализации Всеобъемлющего мирного соглашения. Денг Алор, ранее занимавший пост главы МИД в центральном правительстве, получил пост министра регионального сотрудничества. Гаранг Диинг Акуонг стал министром энергетики и шахт.

7 июня командование Миссии ООН и Африканского Союза в Дарфуре /ЮНАМИД/ сообщило, что май 2010 года стал самым кровопролитным в этом регионе с 2008 года. За месяц в серии столкновений погибли до 600 человек. 440 из них погибли в ходе столкновений повстанцев из ДСР с правительственными войсками, остальные — в результате столкновений между враждующими арабскими племенами. Одна эта статистика продемонстрировала безосновательность сделанных ранее бывшим командованием ЮНАМИД заявлении о переходе войны в Дарфуре в стадию конфликта низкой интенсивности.

По данным ЮНАМИД, после потери ряда баз в Дарфуре и покровительства Чада, похоже, штаб-квартира ДСР перебралась в штат Южный Кордофан /относится к Южному Судану/.

Еще одно подтверждение о накале прошедших в мае боев между правительственными войсками и формированиями ДСР пришло 9 июня. В тот день повстанцы объявили о передаче Красному Кресту 35-ти военнослужащих суданской армии, захваченных в плен в ходе боев в мае. 9 из переданных солдат были ранеными. В свою очередь Красный Крест передал всех этих солдат суданским властям. В мае при посредничестве Красного Креста ДСР передало 88 суданских военнослужащих.

В июне далекой от спокойной была обстановке в Южном Судане. В середине месяца в штате Джонглей прошли ожесточенные столкновения между вооруженными формированиями южан и отрядами одного из бывших полевых командиров южан, раздосадованного своим поражением на состоявшихся в апреле всеобщих выборах, в ходе которых он баллотировался на пост губернатора провинции.

Восстание возглавил бывший полевой командир СНОД Джордж Атор, заявивший о «коррумпированности» властей полуавтономного Южного Судана. О накале боев свидетельствуют данные потерь — только за 15 июня стороны потеряли убитыми 13 человек, в том числе 3 — со стороны формирований южан.

В свою очередь командование вооруженных сил Южного Судана обвинило Атора в том, что он своими действиями выполняет «заказ» центральных суданских властей, цель которых — дестабилизировать обстановку в Южном Судане перед референдумом. Что касается суданской армии, то она в специальном коммюнике опровергла наличие у нее каких-либо связей с Атором.

Примерно в это же время вооруженные формирования южан подавили выступления еще двух бывших полевых командиров СНОД Давида Яуя и Гальвака Гаи, считающихся сторонниками Атора.

16 июня двое полевых командиров дарфурских повстанцев, подозреваемые в совершении военных преступлений в Дарфуре, прибыли в Гаагу, где добровольно предстали перед Международным уголовным судом /МУС/. Как объявлено в коммюнике МУС, один из них — Абдалла Банда Абакер Нурен /боевой псевдоним — Банда/, второй — Салех Мохаммед Джербо Джамус /боевой псевдоним — Джербо/. Им предстоит отвечать по обвинению в преступлениях, совершенных при атаке повстанцами 29 сентября 2007 года лагеря Миссии Африканского Союза в Судане. Тогда погибли 12 африканских миротворцев. По имеющимся у МУС данным, к этому нападению с участием примерно 1 тыс. боевиков причастны формирования Суданской освободительной армии- фракция Единство во главе с Джербо и отряды во главе с Бандой, отколовшиеся от ДСР.

28 июня глава МВД Судана Ибрагим Махмуд Ахмед объявил, что с 1 июля Хартум закроет сухопутную границу с Ливией, поскольку через нее осуществляются перемещения «повстанцев и бандитов». «Безопасность перемещений по этому маршруту подвергается угрозам со стороны врагов, повстанцев и бандитов, которые совершают нападения на лиц, следующих по этому пути», — утверждалось в коммюнике МВД.

Ливия граничит с двумя штатами Судана, в том числе с Северным Дарфуром, где действуют дарфурские повстанцы.

В последнее время отношения между Суданом и Ливией резко обострились. Это произошло, в частности, из-за присутствия в Джамахирии руководителя повстанческой дарфурской группировки Движение за справедливость и равенство /ДСР/Халиля Ибрагима. Ранее в роли тыловой базы ДСР выступал Чад, однако в мае Х.Ибрагитм был выдворен с территории этой страны. Тем не менее он нашел пристанище в Ливии, что шокировало суданское руководство. Последнее потребовало от Триполи выдать Ибрагима.

Ранее, в мае с.г., ДСР приостановило свое участие в мирных переговорах в Дохе и возобновило боевые действия в Дарфуре.

28 июня со второй попытки суданский парламент утвердил избирательную комиссию, которой поручено организовать в январе 2011 года референдум о независимости Южного Судана. В составе комиссии 9 человек, получивших название «комиссаров». Комиссию возглавил адвокат Мохаммед Ибрагим Халиль. В 60-е годы прошлого столетия он возглавлял МИД Судана, в период с 1986 по 1988гг. был спикером Национальной ассамблеи.

Учреждение избирательной комиссии состоялось с опозданием в несколько месяцев в связи с разногласиями относительно ее состава. Теперь этой комиссии предстоит до января будущего года подготовить списки избирателей, а также обеспечить техническую сторону голосования.

В третьей декаде июня прошла ротация личного состава и техники российской вертолетной группы, развернутой при Миссии ООН в Судане. Впервые с 2006г. были заменены не только люди — 120 человек из числа летного и технического состава, но и техника — 4 вертолета Ми-8МТВ.

В целом, по мере приближения референдума по самоопределению Южного Судана все большее число наблюдателей полагает, что его итог может быть только одним — жители региона сделают выбор в пользу независимости. Они же предсказывают волну насилия на юге страны в преддверии референдума, во время его проведения и в постреферендный период, поскольку выбор в пользу независимости неизбежно поставит вопрос о переделе границ, унаследованных от колониального периода.

52.41MB | MySQL:103 | 0,697sec