Иран: май 2010 г. Военно-политическая ситуация

1.ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

В конце мая в меджлисе, парламенте Ирана, прошли выборы состава президиума и председателя законодательного органа страны. Спикером парламента третий год подряд избран Али Лариджани. Его кандидатуру поддержали 214 из 258 депутатов. Согласно внутреннему уставу парламента Ирана, члены президиума и спикер законодательного органа избираются ежегодно.

Президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад в мае продолжал совершать многочисленные поездки по стране, выступая с пламенными речами. В провинции Керман он заявил, что его правительство с уважением относится ко всем группировкам и партиям, но, тем не менее, у них нет права вмешиваться во внутреннее управление государством и оказывать давление на кого-либо. Президент раскритиковал давление, оказываемое различными партиями и группировками на руководство провинций из-за якобы некачественного управления, а также подверг резкой критике взяточничество, землячество и добавил, что представители местной власти должны работать на пользу народа.

Выступая в городе Ясудж (центре провинции Кохкилуйе-Буйерахмад), Ахмадинежад сказал: «Жители США и Европы разочаровались в своих правительствах и все больше обращают свои взоры на Иран». По его словам, об этом свидетельствуют последние выборы в некоторых из этих стран. Г-н Ахмадинежад отметил также: «Эпоха деспотии и диктатуры подошла к концу. Движение к справедливому миру берет свои истоки из исламского Ирана. В скором будущем мир будет очищен от гнета и деспотии».

25 мая в городе Хорремшехре президент Ахмадинежад остановился на экономической политике правительства. Однако он был вынужден прервать свое выступление, так как недовольная толпа заглушила его своими выкриками. «У нас нет работы!» — кричали люди в ответ на рассказы об экономических успехах страны. Ахмадинежад не обратил внимания на крики, но вскоре его выступление потеряло смысл. Услышать слова президента было невозможно.

В свою очередь оппозиция также высказывала свои мнения о ситуации в стране. Один из лидеров оппозиции бывший президент страны Мохаммад Хатами встречался в мае с депутатами меджлиса и заявил, что выражение протеста не провокация, а требование прав. Он подчеркнул, что хочет проведения справедливых и свободных выборов. «Не следует выдвигать всякие обвинения в отношении протестующих лиц. Я уверен, что если судебная система правильно будет выполнять свои функции, то места истцов и обвиняемых изменятся», — сказал Хатами.

Он раскритиковал ограничение деятельности в стране партий и групп, сказав, что для проведения свободных выборов деятельность этих организаций должна быть свободной, как этого требует конституция. «Партиям и группам не разрешают функционировать, их деятельность ограничивается. Они сталкиваются с угрозой закрытия, а газеты вовсе закрываются. Какой из этих шагов соответствует конституции?», — задал риторический вопрос Хатами. Правительство должно подчиниться закону и выполнять требования, вытекающие из него, сказал Хатами. При этом аятолла Хатами напомнил, что «предводитель исламской революции имам Хомейни говорил, что мы не должны считать, что никто не будет нас критиковать».

Другой лидер оппозиции — Мир-Хоссейн Мусави заявил, что он выступает против санкций, которые мировые державы во главе с США готовятся принять в отношении Ирана в связи с его ядерной программой. В ходе встречи с ветеранами ирано-иракской войны Мусави сообщил, что, несмотря на «бесхозяйственность и авантюризм иранского правительства во внешней политике, мы не можем согласиться с санкциями, которые повлияют на жизнь людей».

Но, поддержка Мусави правительства в «ядерном вопросе» не спасла его соратника. Иранские власти все же арестовали начальника его охраны — Ахмада Язданфара, который уже несколько лет отвечает за обеспечение безопасности Мусави. Официальная причина задержания неизвестна. Начальника охраны задержали 17 мая через два дня после того, как Мусави осудил казнь пяти человек в тюрьме «Эвин». Прокурор Аббас Джафари Долатабади в ответ обрушился с критикой на лидера оппозиции, обвинив его «в распространении лжи».

Ранее сторонники консервативных кругов призвали парламент начать судебное преследование обоих лидеров оппозиции, так и не признавших результаты президентских выборов прошлого года, на которых официальным победителем был объявлен Махмуд Ахмадинежад. Бывший премьер-министр попросил сотрудников своей канцелярии не выходить на работу до его распоряжения.

В мае продолжились репрессии против журналистов. Так, иранский суд заочно приговорил журналиста издания Newsweek Мазияра Бахари, арестованного в 2009 году по обвинению в контрреволюционной деятельности, однако позже сумевшего уехать в Лондон, к 13 годам тюремного заключения и 74 ударам плетью. Он был признан виновным в заговоре с целью подрыва национальной безопасности, разглашении государственной тайны, а также в оскорблении верховного духовного лидера страны Али Хаменеи и президента Ирана Махмуда Ахмадинежада.

Репрессии касались не только журналистов. 3 мая в тегеранском университете Амир Кабир на бывшего министра связи Ирана, одного из влиятельных функционеров оппозиции Ахмеда Мотамеди было совершено вооруженное нападение со стороны неизвестного лица. Оппозиционеру нанесены ранения в область груди, он был госпитализирован. Мотивы преступления пока остаются неизвестными. Человек, напавший на министра, арестован, в отношении его возбуждено уголовное дело. Пресса называет Мотамеди, верного соратника и единомышленника лидера оппозиции Мир-Хосейна Мусави, «зеленым профессором» – цвет, который был выбран для оформления акций протеста против подтасовок на президентских выборах прошлого года. Ахмад Мотамеди, был министром телекоммуникаций в правительстве Мухаммада Хатами (1997-2005 гг.).

20 мая в городе Рей, расположенном вблизи Тегерана, неизвестные напали на автомобиль Мохаммад Али Абтахи, бывшего заместителя экс-президента Ирана Мохаммада Хатами. Абтахи подвергся нападению нескольких неизвестных лиц во время своей поездки для участия в мероприятии, посвященном одному из религиозных ученых Ирана аятолле Мирзе Джавадаге Техрани. В результате нападения были разбиты стекла автомобиля Абтахи. После вмешательства полиции нападавшие скрылись с места происшествия.

В мае пришло сообщение, что власти Ирана освободят под залог известного режиссера Джафара Панахи, который находится под арестом уже несколько месяцев. Согласно заявлению прокурора, для освобождения Панахи осталось выполнить некоторые юридические формальности. Сумма залога не уточняется. Обладатель престижных премии международных кинофестивалей в Каннах, Венеции и Берлине Панахи является активным сторонником иранской оппозиции. В марте этого года режиссер был арестован вместе со своей семьей. Позже его родственников отпустили, а его самого перевели в тюрьму Тегерана.

В последнее время в Иране активизировалась борьба с наркобизнесом. Начальник управления по борьбе с наркотиками Хамид Реза Хусейнабади заявил, что за прошедшие два месяца в Иране обезврежены 863 банды, занимающиеся контрабандой наркотиков, арестовано 32713 наркоторговцев. По словам Хусейнабади, за этот период было конфисковано 74 тонны 450 килограммов наркотических средств различного вида, в том числе 4890 килограммов героина, 985 килограммов морфия, 56700 килограммов опиума, 10500 килограммов гашиша и других наркотических средств, а также 2626806 наркотических таблеток.

В Иране лица, занимающиеся распространением тяжелых наркотиков, приговариваются к смертной казни в соответствии с законом. Так, в начале мая к западу от Тегерана были повешены шесть человек, осужденных и признанных виновными за торговлю наркотиками. В середине мая в городской тюрьме иранского города Исфахан были казнены два контрабандиста наркотиков. 20 мая в тюрьме Карун в городе Ахваз провинции Хузестан был казнен иранец, приговоренный за контрабанду наркотиков к высшей мере наказания.

Смертной казни в Иране подвергаются не только наркобандиты, но и боевики, действующие под различными национально-освободительными знаменами.

В Иране начался суд над лидером суннитской религиозно-экстремистской группировки «Джундолла» («Войны Аллаха») Абдулмаликом Риги, ответственным за ряд терактов, унесших жизни нескольких десятков людей. Риги предъявлены обвинения в причастности к 80 преступлениям. Если его вина будет доказана, ему грозит смертная казнь.

24 мая в Иране был казнен родной брат подсудимого, признанный виновным в бандитских нападениях, грабежах и торговле наркотиками. Абдолхамид Риги был повешен в тюрьме города Захедан на юго-востоке страны. Его казнь откладывалась уже дважды (в июле прошлого года, а затем в декабре) с тем, чтобы получить от него максимум информации.

9 мая в тюрьме «Эвин» в Тегеране были приведены в исполнение смертные приговоры, вынесенные пятерым членам курдской сепаратистской организации. Все пятеро казненных – четыре мужчины и одна женщина — являлись членами группировки курдских боевиков из Рабочей партии Курдистана (РПК) и ее фактического иранского филиала — Партии за свободную жизнь в Курдистане (известной как PJAK), которая запрещена в Иране. Они были обвинены в терроризме и закладке бомб в государственных учреждениях и в различных районах Тегерана.

Официальной статистики о числе казненных в Иране преступников нет, но по данным западных источников здесь ежегодно приводятся в исполнение примерно 250-300 смертных приговоров. С начала этого года в Исламской Республике уже казнены более 60 человек.

За шпионаж в Иране карают, но иностранцев не так жестоко. Француженка Клотильда Рейсс была осуждена «лишь» на 10 лет. С ней связана интересная история. В конце мая во Франции был выпущен на свободу после 16 лет заключения Али Вакили Рад, который, как предполагают, по заданию властей ИРИ убил в августе 1991 года бывшего премьер-министра Ирана Шапура Бахтияра. Али Рад был приговорен к пожизненному заключению. Шансы на свободу у него не было до тех пор, пока в Иране ни была арестована и приговорена к десяти годам тюремного заключения за шпионаж француженка Клотильда Рейсс. Она также была освобождена в мае. Наблюдатели полагают, что между Парижем и Тегераном произошел обмен. Еще в прошлом году иранский президент Махмуд Ахмадинежад публично признавался в том, что готов выпустить Рейсс из тегеранской тюрьмы в обмен на освобождение иранцев, сидящих в тюрьмах Франции.

Начальник разведслужбы Ирана Хайдар Мослехи заявил, что три гражданина США, задержанные на ирано-иракской границе в июле 2009г., занимались шпионской деятельностью. Шэйн Бауэр, Сара Шурд и Джозеф Фэттэл были задержаны при переходе границы Ирана и Ирака. Они тогда заявили, что приехали в Ирак как туристы и заблудились. Г-н Мослехи отметил, что задержанные американцы могут быть обменены на граждан Исламской Республики, которые находятся в тюрьмах США. На днях иранские власти позволили матерям арестованных американцев увидеться со своими детьми. Предложение об обмене арестованными президент Ирана Махмуд Ахмадинежад озвучил в марте 2010г., однако реакции на него не последовало.

Глава полиции Тегерана Хосейн Саджидиния заявил в мае, что в иранской столице будут функционировать полицейские в штатском. Все полицейские в гражданской одежде являются сотрудниками правоохранительных органов. У них есть все полномочия, полицейские значки и удостоверения, подтверждающие личность. «Основными направлениями деятельности полицейских в штатском будет предотвращение воровства и проведение спецопераций», — сказал Саджидиния.

В мае продолжилось расследование по делу о коррупционных действиях, совершенных заместителем вице-президента Мохаммад Резой Рахими. Детали расследования пока не раскрываются. В прошлом месяце депутат меджлиса Ильяс Надеран обвинил Рахими в совершении крупномасштабных коррупционных действий. Г-н Надиран в открытом письме-обращении к Рахими обвинил его во лжи относительно докторской степени, полученной Рахими в одном из университетов Ванкувера, Канада. Кроме того, среди выдвинутых Надираном обвинений против Рахими значится фальсификация документов крупной страховой компании. Обвинения Надирана поддержали еще два влиятельных представителя парламента — Ахмад Тавакули и Али Моттахари.

Официальный представитель госкомитета Ирана по проблемам семьи, женщин и детей (организация Бехзисти) Хасан Мусеви заявил, что в Иране у 21 тыс. человек обнаружена ВИЧ-инфекция. По статистическим данным за 2009 год, в Иране ВИЧ-инфицированно более 18 тысяч человек. По неофициальной же статистике этой инфекцией заражено 70 -100 тысяч человек, но большинство зараженных еще не выявлено.

Существенное увеличение числа зараженных ВИЧ-инфекцией в Иране связывают с тем, что это одно из редких заболеваний, которые в Иране обычно скрывают из-за ментальных и религиозных причин, а также с тем, что население мало осведомлено о путях распространения данной инфекции. По словам г-на Мусеви, 13.5 процента лиц заразилось этой инфекцией половым путем.

Представитель комитета остановился также на проблеме разводов. «В прошлом году рост количества браков составил лишь один процент, тогда как рост количества разводов составил 17 процентов», — сказал Мусеви. По его словам, в Иране 90 процентов детей, осужденных за совершение преступления, — дети из разведенных семей. Большинство осужденных за преступления в Иране находятся в возрасте от 14 до 25 лет.

Руководство Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) сделало послабление сборной Ирана среди девушек в отношении головного убора, допустив ее к участию в юношеской Олимпиаде, которая пройдет в Сингапуре с 12 по 25 августа. Такое решение принято на заседании исполнительного комитета ФИФА в Дубае (ОАЭ). Сначала ФИФА исключила команду Ирана из состава участников Игр из-за спортивной формы, которая включает традиционный головной убор — хиджаб — платок, который иранские женщины обязательно носят согласно исламским традициям. Согласно регламенту ФИФА, «основная экипировка атлетов не должна содержать информацию о политических, религиозных или личных убеждениях». Однако ФИФА изменила решение, после того как иранские футболистки согласились выступать с другим головным убором — в шапочках, которые будут скрывать только волосы и не будут спускаться до шеи.

В начале мая тысячи иранских мужчин, выступающих за соблюдение хиджаба, а также за соблюдение исламской морали организовали марш протеста в Тегеране. Участники марша несли плакаты с лозунгами в поддержку ношения иранками хиджаба, обвиняя западные страны, в частности Великобританию, в распространении и навязывании, по мнению митингующих, аморального, несвойственного иранскому обществу образа жизни. Митингующие скандировали лозунги «Жизнь без хиджаба, участь лицемеров ислама!», «Избавление от хиджаба, заговор Великобритании!», «Смерть тем, кто без хиджаба!», а также призвали судебные власти Ирана и правоохранительные органы наказывать тех, кто не соблюдает хиджаб, и тех, кто способствует моральному разложению иранскому общества.

По словам участников марша, идея их мероприятия заключается в том, чтобы показать как современной иранской молодежи, подверженной пропаганде западного образа жизни, так и западным странам, необходимость соблюдения исламских устоев.

 

Справка. Слово «хиджаб», что дословно переводится с арабского языка как «покрывало», пришло в Иран с распространением ислама после арабского завоевания в VII веке. Под хиджабом в исламе понимается свод правил поведения женщины в обществе, в числе которых порядок ношения женской одежды, закрывающей все тело, кроме кистей рук и лица. В некоторых мусульманских странах традиционно принято носить дополнительные элементы хиджаба, закрывающие лицо и оставляющие лишь узкую прорезь для глаз. Этими национальными элементами одежды являются иранская паранджа, арабский никаб и афганская бурка, но их ношение необязательно.

 

 

2.ОСНОВНЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

 

В мае все усилия иранской дипломатии были направлены на недопущение принятия Советом Безопасности ООН резолюции, предусматривающей ужесточение финансово-экономических санкций против Ирана. Причем активная деятельность иранцев шла по двум направлениям: — убеждение России и Китая заблокировать этот документ и — кропотливая работа с государствами, которые, по мнению Тегерана, могли бы помочь ему не оказаться в полной изоляции. Такими странами стали Бразилия и Турция, согласившиеся заключить с ИРИ договор об обмене через турецкую территорию иранского низкообогащенного урана (НОУ) на топливные сборки с 20-ти процентном ураном для Тегеранского реактора. (см. Приложение). Подписывая Тегеранскую декларацию, Иран преследовал несколько целей. Во-первых, под предлогом, что Иран не доверяет членам Венской группы (МАГАТЭ, Россия, Франция, США), которые предложили еще осенью 2009 года обогатить иранский НОУ и сделать топливные сборки, продемонстрировать свою якобы независимость и возможность обходиться в ядерных вопросах без великих держав. Во-вторых, как, видимо, считают в Тегеране, Бразилия — желанный партнер в Латинской Америке и критик США (правда, не такой жесткий, как Венесуэла), а также соседняя Турция, которая в последнее время идет на сближение с Ираном, — идеальные гаранты интересов Тегерана. Более того, для внутренней пропаганды эти две страны наиболее подходящие для заключения с ними компромиссной сделки: они же отнюдь не отождествляются с мировым империализмом. Поэтому Тегеран считает, что, подписывая соглашение, сохраняет лицо. В-третьих, сконцентрировав внимание на вопросах обмена урана, подменить центральную проблему – создание Ираном промышленной инфраструктуры обогащения урана – периферийной, по сути, не затрагивающей решение иранской ядерной проблемы. Поэтому вокруг Тегеранской декларации иранские СМИ и весь идеолого-пропагандистский аппарат поднял информационную бурю в попытке, если не приостановить процесс выработки новой резолюции, то хотя бы притормозить его.

Однако на этот раз иранская дипломатия явно переоценила свои возможности. Пять постоянных членов Совбеза были непоколебимы в необходимости применить более жесткие санкции. Европейский союз также поддержал «пятерку». Члены Совбеза ООН 19 мая согласовали проект резолюции по введению новых санкций в отношении Ирана. В тот же день документ поступил на ознакомление остальных 10 временных членов Совбеза, которые меняются по системе ротации.

Необходимо отметить, что ситуация в регионе по периметру границ Ирана, в том числе и в связи политикой международного сообщества в отношении Тегерана, приобретает новые нюансы. Так, отмечается сближение Турции и Ирана – двух крупнейших государств в этом ареале. Насколько прочно их единство покажет будущее, но в настоящее время Анкара по многим региональным и глобальным вопросам, во всяком случае на словах, поддерживает Тегеран и одновременно все дальше отходит от своего бывшего партнера — Израиля.

Такое ее поведение можно объяснить тем, что после прихода к власти в Турции «умеренных» исламистов во главе с премьером Реджепом Эрдоганом политика этой страны претерпевает значительные изменения. Болезненные неудачи в отношениях с Европейским союзом, закрывающим входную дверь для Турции, просчеты в посреднических и мессианских инициативах в регионе и другие внешнеполитические проблемы Анкары сковывали ее амбиции в утверждении в качестве не только региональной, но и мировой державы.

Это привело к убеждению «мягких» исламистов в Анкаре сделать ставку в своей политике на исламский фактор. Турция — мощная военная и экономическая держава региона — пытается на другой, уже религиозной площадке заявить о себе как о лидере всего мусульманского мира. Анкаре надоело быть «южным флангом НАТО», она хочет самостоятельно решать проблемы мира и войны. Не случайно, заместитель председателя правящей турецкой Партии справедливости и развития Хюсейн Челик заявил в мае: «Если раньше наша внешняя политика определялась НАТО, то сегодня Турция проводит собственный внешнеполитический курс».

Новый курс Эрдогана воплотился в молниеносном сближении с нынешним Ираном, тоже претендентом на исламское лидерство, ХАМАСом и резким осложнением отношений с главным возмутителем мусульманского спокойствия — Израилем. Так, в конце мая, премьер-министр Турции Эрдоган, касаясь позиции Запада по «иранскому вопросу», обвинил западные державы в отсутствии «честного и искреннего» подхода к Тегерану. Не называя Израиля, он сказал: «Вы не показываете тот же подход ко всем странам мира, но вы настраиваете мир против Ирана. Я не рассматриваю это как справедливый, честный и искренний подход», — подчеркнул Эрдоган. При этом он отметил, что шаг предпринятый Турцией (тегеранский договор об обмене НОУ на топливо), направлен не на то, чтобы создать угрозу для мира, а на то, чтобы защитить мир от неё.

Иран, в свою очередь, давно уже позиционирует себя как лидера всего исламского мира и защитника угнетенных от Латинской Америки до Африки. Поэтому возникающий ныне союз Тегерана и Анкары, по всей вероятности, имеет все же тактическое содержание. В стратегическом плане рано или поздно интересы этих двух мощных региональных держав, так или иначе, столкнуться. Но до этого момента подобный тактический союз будет играть важную, если не определяющую роль в формировании политической атмосферы на Ближнем и Среднем Востоке.

Правда, пока ужесточение политики России в отношении ядерной программы Ирана заметно не отразилось на российско-турецких отношениях, но вызвало бурную реакцию в Тегеране. В конце мая президент Ахмадинежад в очередном своем выступлении перед широкими народными массами города Керман подверг резкой критике позицию России по отношению к его стране, назвав ее неприемлемой. Он потребовал, чтобы Москва отступила от этой позиции, чтобы, как он выразился, не вынуждать иранский народ ставить Россию в один ряд со своими историческими врагами. «Также я хотел бы отметить следующее, — заявил г-н Ахмадинежад. — Сейчас я обращаюсь к российскому президенту. Два или три дня назад я объявил о том, что Россия и Иран – соседи. Исторически мы друзья, это означает, что два соседа не должны враждовать друг с другом. Однако у этой дружбы есть определенные требования, и первое из них – взаимное уважение. Защита и уважение прав друг друга, уважение целостности и суверенитета друг друга. Это минимальные требования, соблюдения которых соседи ожидают друг от друга.

Сегодня я заявляю господину Медведеву о том, что объяснить его поведение иранскому народу очень сложно. Народ Ирана не знает, является ли Россия нашим соседом и другом, с нами ли она или преследует другие цели. Если бы я был российским президентом, я бы действовал более осмотрительно и обдуманно, делая заявления, принимая решения по вопросам, относящимся к великой нации с великой цивилизацией, которой является иранский народ.

Мы не должны наблюдать такую картину, что наш собственный сосед по самым щекотливым вопросам поддерживает тех, кто выступает против нас, кто проявляет враждебность по отношению к нам на протяжении 30 лет. Это неприемлемо для иранского народа. Надеюсь, что они обратят на это внимание и не повторят своих ошибок.

Тегеранская декларация – лучшая возможность, у них не осталось никаких отговорок, чтобы отказаться от нее. Возможно, в прошлом можно было сказать, что да, хорошо, на нас оказывает давление Запад, пожалуйста, сделайте что-нибудь. Мы приняли очень важную меру: мы заявили, что больше не принимаем никаких извинений. Они не могут говорить нам, что на них давят.

Хорошо, мы тоже находимся под давлением. Можем ли мы, поскольку на нас давят, действовать против интересов российского народа? Это неприемлемо: то, что мы можем заявить, что, так как на нас давят, мы примем некоторые меры, такие, чтобы иранский народ мог бы подумать о том, что дружба между нашими странами на самом деле — всего лишь видимость, и что за этой ширмой, возможно, готовится что-то иное. Надеюсь, что российские лидеры, власти России примут к сведению мой совет и изменят свое поведение. Надеюсь, что они не позволят иранскому народу считать их своими врагами», — заявил в своем пространном обращении Махмуд Ахмадинежад.

Ответ из Москвы последовал незамедлительно. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что в ситуации вокруг ядерной программы Ирана Россия ни у кого не идет на поводу, а руководствуется собственными национальными интересами. Министр отметил, что в Москве высказывания президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада воспринимают как эмоциональные. «Все решения, которые мы принимаем по всем вопросам внешней политики, основываются на наших национальных интересах, на нашей ответственности как крупного государства, которое вовлечено в целый ряд международных усилий по урегулированию сложных ситуаций. И Иран — одна из них. Я не буду приводить примеры ситуаций, когда российское руководство вносило свой вклад в поиск разумных компромиссов по выходу из тупика. К сожалению, в данной ситуации на все наши усилия, которые предпринимаются уже несколько лет, ответ иранской стороны был неудовлетворительным», — рассказал глава МИД РФ.

Еще более резко в отношении Тегерана высказался помощник президента России Сергей Приходько: «Россия неизменно руководствуется своими собственными долгосрочными государственными интересами. Наша позиция именно российская, она отражает интересы всех народов России, поэтому не может быть ни проамериканской, ни проиранской». Характеризуя нынешнюю политику иранского руководства, г-н Приходько подчеркнул, что для России неприемлема «любая непредсказуемость, любой политический экстремизм, нетранспарентность и непоследовательность при принятии решений, затрагивающих и волнующих все мировое сообщество». Он призвал помнить об этом «тех, кто выступает от имени дружественного народа Ирана». «Политической демагогией сохранить свой авторитет еще никому не удавалось», — заявил Сергей Приходько.

Представляется интересным тот факт, что Иран, так шумно и демонстративно уязвленный принципиальной позицией России, почему-то не выражал (во всяком случае, публично) своего негативного отношения к позиции Китая, также поддержавшего смягченный вариант американской резолюции. Как свидетельствуют неофициальные, но достаточно авторитетные представители Ирана, пожелавшие не называть своих имен и фамилий, РФ, в отличие от КНР, уступила, по мнению этих иранцев, исключительно под давлением Запада. Причем, что важно, особо широких перспектив развития дальнейшего делового торгово-экономического и военного ирано-российского сотрудничества Тегеран не видит. В то время как Китай, по мнению иранских источников, действовал, исходя из собственных интересов, при этом имея двусторонний товарооборот порядка 30 млрд долларов (2009г) и хорошие заделы на будущее по многим направлениям. Поэтому обрушиваться с критикой на Китай Тегеран не решился.

В этой связи следует констатировать, что, в первую очередь, именно своими неконструктивными действиями Иран поставил под угрозу перспективы развития российско-иранских отношений. Более того, такая ядерная политика Тегерана практически закрыла ему вход в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). На заседании Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС 21-22 мая был одобрен проект положения о порядке приема новых членов в эту организацию. В совместном заявлении СМИД государств-членов ШОС подчеркивается, что «страна, которая претендует на членство в ШОС, не может находиться под санкциями СБ ООН». Это напрямую относится к Ирану.

В мае сложные отношения продолжали оставаться у Ирана и с соседями по Персидскому заливу, также обеспокоенными ядерными амбициями ИРИ. В середине мая лидеры стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — вновь заявили о своей поддержке права ОАЭ на три острова в заливе — Абу Муса, Большой и Малый Томб, которые находятся в сфере юрисдикции Ирана. Об этом они заявили по окончанию 12-й сессии СССПЗ в Эр-Рияде. Они полагают, что решение данной проблемы можно достичь политическим путем, чтобы ОАЭ восстановила свой суверенитет над островами. Естественно, это вызвало соответствующую реакцию в Тегеране. Пресс-секретарь МИД Ирана Рамин Мехманпараст заявил: «Острова Малый и Большой Томб и Абу-Муса всегда принадлежали и будут принадлежать Ирану и беспочвенные заявления не окажут ни малейшего влияния на иранское правительство».

Иранское руководство, все яснее сознавая, что время так полюбившейся ему в последние годы игры «в кошки – мышки» с международным сообществом по ядерной проблеме проходит, и что Иран неуклонно движется к состоянию изоляции, предпринимает шаги, направленные на предотвращение этого. Тегеран активизирует свои дипломатические усилия по всему миру, даже, если это не всегда приносит реальные плоды.

В мае Иран и Кувейт подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам укрепления сотрудничества между парламентами двух стран, который предусматривает расширение обмена парламентскими делегациями и наращивание взаимодействия между парламентскими комитетами двух стран в сферах политики, безопасности, экономики, права, образования и культуры. В нем подчеркивается важность обмена мнениями между парламентариями двух стран по актуальным региональным вопросам, особенно в деле поддержки палестинской проблемы и других проблем исламского мира. Этот меморандум, (то есть памятная записка, излагающая взгляд правительства на данный политический вопрос), конечно, положительный дипломатический документ. Но носит он скорей пиаровский характер и не приближает к решению проблемы взаимоотношений ИРИ – ССАГПЗ.

Продолжается целенаправленная работа иранской дипломатии на кавказском и центрально-азиатском направлениях. Так, наметилось ирано-грузинское сближение. В середине мая Тегеран и Тбилиси объявили о целом пакете инициатив. Помимо отмены визового режима для иранских граждан, желающих въехать на территорию Грузии, от Тегерана поступило предложение вложить средства в строительство ГЭС и импорт электроэнергии. Тбилиси же желает наладить с Ираном сотрудничество в области ветроэнергетики. Кроме того, Тбилиси пригласил посетить с визитом проамериканскую Грузию заклятого недруга Вашингтона, президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. В июне с визитом в Грузию может прибыть министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки для доработки деталей нового сотрудничества.

Но наиболее тесные отношения на Южном Кавказе устанавливаются между Ираном и Арменией. Это касается политических, экономических и культурных связей. В конце мая Тегеран посетила делегация Армении во главе с министром образования и науки Арменом Ашотяном. Был разработан проект сотрудничества двух стран в сфере образования и науки на ближайшие три-четыре года. В частности, решено организовать совместные школьные олимпиады и летние лагеря, достигнута договоренность о сотрудничестве между Тегеранским политехническим университетом «Амир Кябиб» и Государственным инженерным университетом Армении, которая расширяет квоту иранских студентов в армянских ВУЗах. Иран учредит 10 стипендий для продолжения учебы армянских студентов на аспирантских и магистерских местах в 2010 учебном году. В Тегеранском государственном университете в 2011 году будет открыт Центр армяноведения. Подобные центры уже действуют в различных учебных заведениях ИРИ. Иранская сторона реализует программу преподавания армянского языка, литературы и истории в Тегеранском государственном университете.

Несмотря на то, что, по мнению политологов, в динамике двусторонних ирано-азербайджанских отношения доминирует позитивная тенденция, между двумя странами время от времени возникают определенные негативные сюжеты, каковыми стал, к примеру, визит Шимона Переса или совместные военные учения с США. В мае возник конфликт по поводу, как считают иранские муллы, разрушения в Азербайджане шиитских мечетей. Так, аятолла Зейн-оль-Абеддин Горбани выдвинул президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву ультиматум, пригрозив ему, что он вместе с шахом Мухаммедом Резой и правителем Ирака Саддамом Хусейном окажется на свалке истории. Аятолла добавил: «Ильхам Алиев не должен становиться орудием сионистов и ваххабитов, в противном случае, представляющие элиту ислама духовные лидеры призовут шиитов к борьбе и к восстанию».

Ранее с резкой критикой в адрес президента Азербайджана Ильхама Алиева выступил еще один духовный лидер Ирана – аятолла Макарем Ширази, который, в частности, заявил: «Мы официально передали властям Азербайджана наше обращение, и сейчас четко заявляем, что если в Азербайджане продолжат разрушать мечети, то мы издадим указ войны, и тот, кто погибнет во время этой войны, станет «шахидом».

Это, конечно, не связано с тематикой разрушений мечетей, но в мае замминистра здравоохранения Ирана Мохаммад Али Мохагиги сказал, что его страна считает дипломы Азербайджанского медицинского университета недействительными. В свою очередь, министр образования Азербайджана высказал мнение, что Баку не заинтересован в том, чтобы большое число иранских студентов приезжали и учились здесь. Таким образом, сегодня нельзя говорить о безоблачности ирано-азербайджанских отношений, хотя бури не предвидится.

В последнее время Тегеран все активнее стремится в Таджикистан. 18 мая в ходе беседы президента Таджикистана с министром иностранных дел ИРИ Манучехром Моттаки, который находился в этой республике, были обсуждены вопросы стратегического партнерства двух стран, проблемы региональной безопасности и сотрудничества в рамках ОИК и других региональных и мировых организациях. Днями ранее министры обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев и Ирана Ахмад Вахиди подписали меморандум о взаимопонимании в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Документ предусматривает также взаимодействие в области подготовки кадров. Генерал Вахиди прибыл в Душанбе с двухдневным визитом 12 мая, в ходе которого он провел переговоры с президентом республики Эмомали Рахмоном, главой МИД Хамрохоном Зарифи и другими официальными лицами. На этих встречах рассмотрены вопросы двустороннего сотрудничества, а также ситуация в Афганистане и в регионе в целом. Незадолго до визита генерала Вахиди Таджикистан посетил замминистра иностранных дел ИРИ Хасан Кашкави. Некоторые эксперты считают, что Иран стремится к расширению своего влияния в Таджикистане в свете новой геополитической конфигурации в регионе. По их мнению, Иран, во-первых, крайне заинтересован в таджикской урановой руде и, во-вторых, блокировании действий международных сил в Афганистане.

Это подтверждается и командующим силами НАТО в Афганистане генералом Стэнли Маккристалом, который заявил в конце мая, что есть «очевидные доказательства», того что ряд боевиков экстремистского движения «Талибан» «прошел подготовку в Иране». По его словам, обычно Иран, с которым Афганистан граничит на западе, оказывал поддержку Кабулу в борьбе с антиправительственными формированиями. Однако теперь есть «ясные свидетельства» о поставке талибам оружия из Ирана, а также подготовки боевиков для «Талибана» в этой стране, утверждает генерал Маккристал.

Ранее командующий войсками НАТО в Афганистане уже заявлял о подготовке боевиков «Талибана» в Иране, однако тогда он утверждал, что подобные факты были редкостью, и помощь талибам не оказывалась со стороны Тегерана на государственном уровне.

В начале мая пришла информация, что Тегеран готов поддержать временное правительство Киргизии. Замминистра иностранных дел ИРИ Мохаммад-Реза Рауф Шейбани посетил Бишкек, где провел встречи с новыми лицами в руководстве Киргизии.

17 мая в Тегеране состоялся 14-тый саммит Группы-15. В его работе участвовали президенты шести государств — Ирана, Алжира, Бразилии, Зимбабве, Сенегала и Шри-Ланки. Остальные страны-члены организации представлены вице-президентами и министрами иностранных дел. На встрече присутствовал премьер-министр Турции Тайип Эрдоган в качестве приглашенного гостя. В кулуарах этого мероприятия и была подписана уже упомянутая Тегеранская декларация между Ираном, Турцией и Бразилией.

 

Справка. Группа-15 была создана в 1989 году на конференции Движения неприсоединения в Белграде. Основные задачи Группы-15 — защита интересов развивающихся стран в системе мировой торговли, развитие сотрудничества в формате Юг-Юг и диалога в формате Север-Юг. Предыдущий саммит межрегиональной организации состоялся в сентябре 2006 г. в Гаване в рамках форума Движения неприсоединения. На нем председательство в Группе перешло к Ирану.

В настоящее время Группа 15 объединяет 17 государств. Это Алжир, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Египет, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иран, Кения, Малайзия, Мексика, Нигерия, Сенегал, Шри-Ланка, Чили, Ямайка,.

 

Тегеран продолжал рассматривать возможности ограничения связей с Лондоном. Министерство информации (разведки) и МИД Ирана предложили сократить дипломатические отношения с Лондоном, сказал член комиссии по национальной безопасности и внешней политике меджлиса Хосейн Эбрахими. По его словам, комиссия в настоящее время обсуждает данный вопрос после проведенных с некоторыми влиятельными органами переговоров. После президентских выборов июня 2009 года британские официальные лица сделали ряд замечаний, затрагивающих внутренние дела страны, что вызвало резкую критику со стороны иранского правительства.

Что касается Соединенных Штатов, то президент ИРИ Ахмадинежад предрек этой стране ужасный конец. Он сказал: «В самом ближайшем будущем мы станем свидетелями коллапса США как сверхдержавы». Иранский президент предупредил американцев и посоветовал им «покинуть регион Ближнего и Среднего Востока», иначе, по словам президента Ирана, американцев «ожидают самые пагубные последствия».

Таким образом, главным побудительным мотивом резкой активизации внешнеполитической деятельности Ирана в мае стала реальная для него угроза принятия новой санкционной резолюции Советом Безопасности ООН и, как следствие — реальной возможности оказаться в политической и экономической изоляции.

 

 

3.ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА

 

В мае дискуссия на тему, когда Иран сделает атомную бомбу и сделает ли ее вообще, достигла невероятной напряженности. Что реально происходит в настоящий момент с иранской ядерной программой? Следует ли ждать превращения Ирана в ближайшем будущем в новую ядерную державу? По этому поводу СМИ обрушили на мир настоящий информационный «девятый вал». И, что интересно, если еще недавно говорилось, что не сегодня-завтра Тегеран явит миру атомную бомбу, то сейчас с высоких трибун речь все чаще идет о том, что подобные страхи сильно преувеличены.

Так, координатор Администрации США по политике в области оружия массового уничтожения Гэри Самор заявил в мае, что ядерная программа Ирана развивается не так быстро, как предполагалось ранее. По его выражению, иранские «ядерные часы движутся не столь быстро, как некоторые опасались». При этом он заявил, что задержки в реализации ядерной программы Тегерана вызваны «проблемами, которые у иранцев возникли с их центрифугами». Речь идет об оборудовании, которое используется для получения высокообогащенного урана из его гексафторида.

Практически одновременно авторитетный Лондонский Международный институт стратегических исследований (IISS) опубликовал досье «Потенциал Ирана в области баллистических ракет», где отметил, что Ирану потребуется много лет для разработки ракет средней дальности радиусом действия 4000-5000 км. Одни говорили и говорят, что «пора уже начинать бояться». Другие уверены, что до реальной опасности со стороны ракетно-ядерного потенциала Ирана еще много-много лет. Где же истина?

Как всегда, она посередине. О том, что у иранцев атомная бомба появится не сегодня-завтра, говорить просто несерьезно. Действительно, у иранских физиков-ядерщиков значительные трудности с центрифугами. Из доклада генерального директора МАГАТЭ мы знаем, на предприятии по обогащению урана в Натанзе на конец 2009 года функционировало менее 4 тысяч центрифуг, остальные — почти 4800 — не загружены. При этом, все они старых образцов, малопроизводительные — так называемые первого поколения. Количество современных центрифуг, следующих поколений — второго и третьего чрезвычайно низко — не более полутора десятков.

Причина, заключается в том, что для более новых типов центрифуг требуются не только знания, но и высокие технологии, причем не только в узкой, конкретной области создания этих аппаратов, но и в широком плане — в материаловедении, металлургии, химии и так далее. То есть необходима высокотехнологичная современная национальная индустрия. Конечно, отдельные экземпляры можно сделать, как говорят, на колене. Но это не выход, если, конечно, не использовать возможности мирового «черного рынка» или разведки.

Нет сомнений, что в деле торможения процесса выполнения иранской ядерной программы свою роль играет и финансовый фактор. Мировой кризис и действующие ныне даже мягкие санкции Совета Безопасности ООН против Ирана сковывают возможности иранского руководства увеличивать инвестиции в эту чрезвычайно финансоёмкую, затратную программу.

Однако, несмотря ни на что, ядерная программа шатко-валко, но движется вперед. В ближайшие годы иранские ядерщики, вполне вероятно, способны будут создать ядерное взрывное устройство размером с грузовой автомобиль. Правда, подобный грузовик трудно забросить на врагов. Нужно «втиснуть» его в головную часть ракеты, превратив в боеголовку, а саму ракету — в носитель. Это дело отнюдь нелегкое.

Сейчас боевые возможности иранских ракет ограничиваются 2 тыс. км. Наиболее «продвинутая» из них — «Саджиль-2», способная нести 750 килограммовый боезаряд на расстояние 2200 км. Правда, по мнению специалистов, раньше 2015 года Ирану вряд ли удастся поставить на боевое дежурство твердотопливную или жидкотопливную ракету, способную доставить однотонную боеголовку на расстояние 3700 км (то есть до Западной Европы) и поражать там цели.

Что же касается ракет средней дальности радиусом 4000 — 5000 км, то иранцам понадобится порядка десяти лет. А на разработку иранской межконтинентальной баллистической ракеты еще десять.

Безусловно, до предполагаемого момента превращения Ирана в реальную ракетно-ядерную державу время еще есть. Именно им мастерски пользуется Тегеран. С одной стороны, он ведет, похоже, бесконечный диалог с международным сообществом в лице пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и Германии, одновременно играя «в кошки-мышки» с МАГАТЭ. С другой — методично и целенаправленно, правда, не без трудностей, осуществляет свои ракетно-ядерные программы.

Показателем «ядерной игры» ИРИ стала так называемая Тегеранская декларация, подписанная в иранской столице Ираном, Турцией и Бразилией. В рамках соглашения Иран готов отправить в Турцию 1200 кг своего низкообогащенного (до 3,5%) урана, чтобы получить взамен 120 кг обогащенного до 20% ядерного топлива в виде топливных сборок для Тегеранского исследовательского реактора. Обмен, будет осуществляться на турецкой территории.

Многие наблюдатели восприняли это соглашение, как обнадеживающий знак. Еще, конечно, остается множество технических и практических моментов, но сам факт согласия Тегерана все же свидетельствует о некоторых сдвигах в его твердокаменной позиции. Почему все же такое стало возможным?

Нет сомнений, здесь задействованы многие привходящие факторы. Во-первых, экономические. Несмотря на все «шапкозакидательские» реляции президента Ахмадинежада о том, что все санкции Ирану нипочем, иранская экономика сегодня не в том состоянии, когда можно игнорировать возможные последствия от ужесточения санкционных мер. Причем, не только в чисто экономическом, но и в социально-политическом планах.

Какими бы ни были эти санкции «умными», они в любом случае, в большей или меньшей степени ударят по интересам широких слоев населения, что самым негативным образом отразится на имидже Махмуда Ахмадинежада.

Во-вторых, международное положение Ирана оставляет желать лучшего. Бесконечное «бодание» с МАГАТЭ и Совбезом ООН постоянно сужают возможности Ирана на международной арене. Но сейчас ни у кого, даже у северокорейских последователей учения «чучхе», не вызывает сомнения тот факт, что в сегодняшнем глобализированном мире ни одна страна не может выживать поодиночке.

В последние месяцы Иран покидают известные зарубежные деловые партнеры, оставляя его один на один с многочисленными, порой обостряющимися финансово-экономическими проблемами, которые Тегеран вряд ли сможет одолеть самостоятельно.

Надо принять во внимание и то, что внутри правящей элиты Ирана при общей стратегической направленности на безусловное осуществление ядерной программы, нет единства по тактическим вопросам, в том числе и по уровню компромиссов в диалоге с мировым сообществом.

Конечно, Турция, не обладающая собственными возможностями обогащения урана, предоставит Ирану лишь свою территорию, как бы нейтральную площадку для осуществления сделки. Ну а кто же будет делать основное — обогащать уран и строить топливные элементы? Выбор не большой — Россия и Франция.

Недаром, в день подписания соглашения глава МИД Ирана Манучехр Моттаки заявил, что Иран готов оформить детали новой сделки по обмену низкообогащенного урана на высокообогащенный в письменном соглашении с Россией, Францией, США и МАГАТЭ (так называемая Венская группа).

Видимо, без известных ядерных держав Ирану никак не обойтись, даже при поддержке Бразилии и Турции. Хотя теоретически дообогащением может заняться и Бразилия, а топливные элементы способна изготовить Аргентина.

Все же главное, что заставило Иран пойти на это соглашение — острейший дефицит 20-процентного ядерного топлива для Тегеранского научно-исследовательского реактора (ТИР), который покрыть самостоятельно Иран не может. Под угрозой само существование данного реактора.

Следует отметить, что история с Тегеранским исследовательским реактором — это как бы периферийная линия всей проблемы «иранского атома». Но важная — ведь вывоз с территории Ирана 1200 кг из имеющегося в стране 2500 кг 3,5 — 5 — процентного урана на определенное время (до наработки новых порций на заводе в Натанз) гарантирует то, что этот уран не будет использоваться для немирных целей. В свою очередь готовые топливные элементы, переданные Ирану вместо НОУ, в этом смысле не могут представлять опасность.

Почему эта линия периферийная? Да потому что главное в ядерной проблеме Исламской Республики не ТИР, а создание ею промышленной инфраструктуры обогащения урана и строительство тяжеловодного реактора в городе Арак, который сможет нарабатывать ежегодно порядка 9 кг плутония. Для обеспечения будущих потребностей в тяжелой воде там же было создано соответствующее производство. Учитывая возможную военную направленность этих проектов, Совет управляющих МАГАТЭ еще в ноябре 2006 г. наложил запрет на предоставлении Ирану технической помощи в их реализации. Но строительство упорно продолжается.

Политологи уже высказывают мнения, что сделка Ирана с двумя странами есть дипломатический маневр, призванный увести ситуацию на периферию от главных пунктов ядерной проблемы ИРИ.

Цель этого маневра, как и в прошлых многочисленных дипломатических акциях Тегерана, продолжает оставаться прежней — «заговорить» проблему второстепенными темами, оттянуть решение МАГАТЭ и Совбеза, выиграть время в надежде на раскол «шестерки», которая в сейчас как никогда консолидирована, и в итоге — избежать ужесточения санкций.

Однако, несмотря на подобную пессимистичную вероятность, все же соглашение в Тегеране могло бы стать отправной точкой для выработки приемлемого для всех сторон варианта обмена иранского низкообогащенного урана на топливо для ТИР на основе октябрьских предложений России, США, Франции и МАГАТЭ.

Положительное разрешение лишь этого одного, частного вопроса из числа многих пунктов иранской ядерной проблемы укрепило бы и повысило степень доверия между Ираном и международным сообществом, что способствовало дальнейшему прогрессу в диалоге между ними.

Иран просто обязан устранить все сомнения относительно своей ядерной программы, дать вразумительные ответы на все вопросы МАГАТЭ и доказать ее мирный характер. У Ирана появился реальный шанс наверстать упущенные возможности.

Но, к сожалению, надежды вряд ли воплотятся в реальность. Буквально через несколько часов после подписания трехстороннего соглашения в Тегеране, официальный представитель иранского МИДа Рамин Мехманпараст сообщил, что Иран продолжит обогащение урана до 20% на своей территории. Более того, по неофициальным данным, Иран готовится ввести в строй новое оборудование для обогащения урана до степени более 20%. Оборудование, по словам неназванных дипломатов, представляет собой дополнительные, так называемые, обогатительные центрифуги. Они еще не включены в цикл. Но как только это произойдет, Иран сможет получать уран более высокой степени обогащения и при гораздо меньшем уровне отходов. Как известно, Иран обогащает уран до 20%, начиная с февраля, и при этом упорно заявляет, что ядерное оружие он создавать не собирается.

Руководитель Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи также заявил: «Связи между соглашением (подписанным главами МИД Ирана, Бразилии и Турции) и нашей деятельностью по обогащению урана нет… Мы продолжим наши работы по обогащению урана до 20%». Хотя требования к иранским властям приостановить данный процесс зафиксировано в нескольких резолюциях СБ ООН, однако оно так и не было выполнено и, по всей вероятности выполнено в ближайшее время не будет. Вот и весь сказ. Все вернулось на круги своя.

В этой связи, по мнению президента России Дмитрия Медведева, отдельный вопрос, который возникает, состоит в том, «будет ли Иран сам проводить дообогащение». «Насколько я понимаю, судя по выступлениям отдельных официальных представителей этого государства, такого рода работа Ираном будет продолжена. В этом случае, естественно, те опасения, которые были у международного сообщества, могут остаться», — отметил президент Медведев.

По-всей вероятности, правы пессимисты — Иран разыгрывает очередной дипломатический спектакль. Недаром практически все влиятельные страны, в том числе и Россия, поддержав политико-дипломатические инициативы Бразилии и Турции, в целом, но с определенным скепсисом отнеслись к новым шагам Тегерана. Как сказал российский президент Дмитрий Медведев, нужно посмотреть, что последует за декларацией, принятой Турцией, Бразилией и Ираном.

 

 

4.САНКЦИИ

 

Ирану все труднее двигаться к атомной бомбе. Все сплоченнее и злее становятся его оппоненты, все жестче становятся проекты санкций. 19 мая проект резолюции, одобренный пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, поступил на обсуждение десяти временных членов Совета. В проекте документа говорится, что Иран игнорирует требования по инспекциям МАГАТЭ и три ранее принятые резолюции Совбеза, продолжает строить завод по обогащению урана в Куме и начал самостоятельно обогащать уран до 20%.

Также авторов документа серьезно беспокоит выявившаяся роль Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в развитии ядерной программы. Все это дает основание ввести новые санкции.

Проект резолюции — это итог полугодовой кропотливой работы постоянных членов Совбеза. Еще осенью прошлого года стало ясно, что Иран, не желает идти на сотрудничество с МАГАТЭ. Именно тогда начались консультации по новым санкциям против Ирана.

Западные страны предлагали жесткие варианты, затрагивающие экспорт Тегераном нефти и импорт бензина. Россия и Китай были против столь решительных мер, затрагивающих интересы простых иранцев. Поэтому в нынешнем проекте эти сферы выведены за скобки. Однако документ даже в этом, смягченном варианте выглядит более жестким, нежели предыдущие три резолюции.

Так, проект предусматривает запрет на предоставление портов для иранских судов в случае, если существуют обоснованные подозрения, что на их борту находится оружие.

Предложенные санкции также запрещают Ирану продавать определенные виды вооружения (начиная от истребителей и заканчивая противоракетными системами) и технологии, связанные с баллистическими ракетами и ядерными боеголовками. Запрету подвергаются любые инвестиции, которые могут нарушить режим нераспространения. Членам КСИР запретят зарубежные поездки и заморозят их иностранные счета.

Россия и Китай настояли также, чтобы многие меры носили не обязательный, а рекомендательный характер. Это касается инспекций иранских судов, которые могут перевозить запрещенный груз, подозрительных иранских грузов в портах, отказа от переводов капитала в Иран, в том числе в иранские банковские филиалы. В проекте резолюции также сказано, что надо проявлять бдительность даже в сотрудничестве с Центробанком Ирана.

Кроме того, проект резолюции вводит дополнительные санкции в отношении страхования поставок иранского сырья — но, опять же, только на добровольной основе.

Безусловно, что эти санкции могут быть сняты, если Иран подчинится МАГАТЭ и согласится на механизм внезапных проверок, откажется от строительства новых объектов для обогащения урана, от инвестиций в урановые шахты, обогащения урана и создания баллистических ракет.

Значение проекта резолюции заключается в том, что пять постоянных членов Совбеза — Россия, США, Великобритания, Франция и Китай пришли к консенсусу, которого многие не ожидали. Этому способствовали, прежде всего, сами иранцы. Демонстративные действия Тегерана — как например, решение о самостоятельном обогащении урана до 20% — совсем не похожи на готовность к разумному, спокойному диалогу.

Совершенно естественно, что постоянные члены Совета Безопасности пришли к выводу — хватит уговоров, пора переходить к постепенному ужесточению давления. Так что за нынешние сдвиги в сторону ужесточения иранские власти пусть благодарят себя сами.

Правда, иранцы тешат себя, что подобная резолюция не будет принята Советом безопасности ООН. Как заявил на днях министр иностранных дел ИРИ Манучехр Моттаки, «нет никаких шансов, что новая резолюция по Ирану будет принята». Однако реальный расклад сил в Совбезе свидетельствует о другом. Из десяти непостоянных, временных членов, только Бразилия, Турция и Ливан выступают против санкций.

А для принятия резолюции необходимы девять из 15 голосов. Так что уже есть большинство для принятия решений. Кроме того, есть время, чтобы совместными усилиями убедить противников санкций в ошибочности их позиций.

Некоторые аналитики сомневаются в эффективности этих санкций. Действительно, как было сказано выше, они не затрагивают основные, базовые отрасли иранской экономики. Но вспомним, что санкции, предусмотренные тремя предыдущими антииранскими резолюциями, хотя и не на 100%, но все оказали свое влияние и на экономику ИРИ и на настроения иранского бизнес-сообщества. Кроме того, в США и в некоторых других странах существует мнение, что ограничиваться только санкциями резолюции Совбеза ООН недостаточно. Необходимо помимо этого ввести национальные запреты на сотрудничество с ИРИ, прежде всего, в банковской сфере, в области инвестиционной политики в нефтегазовой отрасли, а также по экспорту – импорту углеводородного сырья и бензина.

Конечно, можно не сомневаться, что новый пакет санкций, даже усиленный национальными антииранскими мерами, не решит окончательно иранскую ядерную проблему и не повернет Тегеран лицом к МАГАТЭ и Совбезу. Здесь главное то, что эти новые санкции, более жесткие, чем ныне действующие, в значительной степени затруднят продвижение Ирана к возможности обладания ядерным оружием. Хотя, безусловно, они не остановят это опасное движение.

При этом, новая санкционная резолюция станет еще одним знаком для Ирана, еще одним напоминанием, что мир недоволен ядерной политикой Ирана. Пять постоянных членов Совбеза плюс Германия, а вместе с ними — Европейский союз и многие другие государства пришли к единому мнению, во-первых, о необходимости введения против Ирана санкций и, во-вторых, по их наполнению, по их содержанию, — это уже эффективно.

Кроме того, резолюция, возможно, притормозит развитие ситуации по самому катастрофическому пути. Израиль будет вынужден проанализировать реакцию Ирана, последствия введения санкций и не спешить с военным решением проблемы.

Правда, многое будет зависеть от Тегерана. К сожалению, самые последние заявления официальных лиц Ирана о непризнании новых резолюций, о никчемности новых санкций, о продолжении обогащения урана не внушают оптимизма.

 

 

5.НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил в начале мая, что он, его народ и вся Исламская Республика боится в своей жизни лишь одного Аллаха и больше никого. Америка, ООН и другие организации, которые угрожают его стране и его народу, не несут опасности, ибо ведут нечестную борьбу…

Но всё же укрепляться надо. Недаром глава МВД ИРИ Мостафа Мохаммад Наджар заявил, что подготовлен проект по обеспечению безопасности, по укреплению границ, реализация которого начнется в ближайшее время. На эти цели из бюджета будет выделено 100 миллионов долларов.

Однако только укрепления границ – недостаточно. Поэтому в Иране практически в режиме «нон-стоп» проводятся различные военные учения и маневры.

В конце апреля прошли широкомасштабные учения войск КСИР и Сил сопротивления «Басидж» в Персидском заливе и Ормузском проливе. Учения «Великий Пророк — 5» проходили в четыре этапа. В них были задействованы ВМС, ВВС, сухопутные войска.

В начале мая иранское командование провело еще более масштабные восьмидневные маневры под кодовым названием «Велаят – 89». Они охватывали огромную зону Ормузского пролива, Аравийского моря и северную часть Индийского океана и были направлены на демонстрацию мощи обороны и устрашения ВМС Ирана в южной части иранской акватории. В ходе учений была проверена боеспособность войск и качество вооружений отечественного производства.

Маневры «Велаят – 89» проходили в шесть этапов. На первом этапе, который командование определило как психологический, отрабатывались меры по дезорганизации действий возможного противника и сбора необходимой информации посредством разведки. На втором и третьем этапах военно-морские силы армии Ирана отработали отражение атаки противника с моря. Во время четвертого, «тактического» этапа учений отрабатывалась тактика противодействия атаке агрессора на «чувствительные и жизнедеятельные районы» страны. Начиная с пятого этапа учений, ВМС армии Ирана испытали различные виды ракет и торпед. В ходе этого этапа учений, по иранским данным, были протестированы новые образцы вооружений и техники. В заключительной части учений прошел парад военной техники.

По окончании учений представитель армии Ирана заявил, что сухопутные силы, ВМС и ВВС Ирана выполнили более 150 задач, продемонстрировав важные результаты, достигнутые Ираном в области испытаний эсминцев, подводных лодок, радаров и электронных средств ведения боевых действий. Так, в ходе учений военные корабли, суда на воздушной подушке и подводные лодки под прикрытием военных самолетов и вертолетов провели совместные тренировки, выпустив ракеты и противолодочные торпеды. ВМС армии ИРИ подняли в воздух беспилотные самолеты для патрулирования акватории учений.

Спецназом ВМС был успешно осуществлен досмотр судов, проходящих Оманский залив и восточную часть Ормузского пролива. Операция преследовала цель отработки тактических приемов по обеспечению безопасности морских линий сообщения и контроля судов в плане предотвращения перевозки вражеской техники, борьбы с контрабандой наркотиков и морским пиратством. Кроме этого, водолазы иранских ВМС провели учебную спасательную операцию в водах Оманского залива в целях мобилизации спасательных команд в чрезвычайных ситуациях для оказания помощи терпящим бедствие в море. Операция подтвердила, что все корабли иранских ВМС обладают необходимыми средствами для проведения спасательных операций в любых погодных условиях.

Министр обороны Ирана Ахмади Вахиди заявил, что вышеупомянутые маневры дают сигнал предупреждения тем странам, которые намерены нарушить интересы Ирана. При этом министр отметил, что маневры «Велаят-89» были более эффективными и совершенными по сравнению с учениями «Великий пророк-5». На учениях присутствовали военные наблюдатели из Ирака, Омана и Катара.

Через несколько дней после окончания учений «Велаят – 89» 23 мая в провинции Исфахан (центр Ирана) начались крупномасштабные маневры сухопутных войск и войск ПВО вооруженных сил Ирана. В учениях под кодовым названием «Бейт-оль-Мокаддас-22» были задействованы подразделения бронетанковых войск, моторизованной пехоты, артиллерии и инженерных войск. В ходе маневров применялось лёгкое и тяжёлое оружие, протестирован нынешний уровень готовности сухопутных войск Ирана. Подобные учения, по мнению военного командования ИРИ, «заставят иностранные государства долго подумать, прежде чем напасть на страну».

Можно предположить, что совершенно неслучайно именно 23 мая командование ВС Израиля начало проведение на территории внутренних военных округов маневров национальных вооруженных сил. По оценке руководства страны, данные мероприятия являются самыми крупными за последние пять лет.

Кроме сухопутных войск, военно-воздушных сил, сил и средств противовоздушной и противоракетной обороны, к учениям привлечены подразделения сил безопасности, гражданской обороны, службы спасения и около 150 правительственных структур (госпитали, убежища, школы и другие учебные заведения, местные органы власти).

Маневры продолжались пять суток и проводились по оборонительному сценарию: защита от внезапного массированного ракетного удара с территории Ливана, Сирии и Ирана по военным объектам и административным центрам Израиля с применением химического и бактериологического оружия. Перед ВС ставилась цель — отразить удары противника, обеспечить национальную безопасность и во взаимодействии с гражданской администрацией, силами гражданской обороны и службами спасения свести к минимуму потери населения от последствий нападения.

В связи с проведением на территории Израиля крупных военных маневров ВС Ливана и Сирии приведены в повышенную боевую готовность. Военизированные формирования ливанской шиитской организации «Хизбалла» провели скрытые мероприятия по подготовке отражения удара противника в приграничных с Израилем районах Ливана.

Обеспокоенные военной активностью Ирана, Израиль и Соединенные Штаты концентрируют в регионе Персидского залива значительные силы. Так, принято решение разместить в Персидском заливе, близ побережья Ирана три израильские подлодки немецкого производства 7-й флотилии — Dolphin, Tekuma и Leviathan, вооруженные крылатыми ракетами (по некоторым данным, с ядерными боеголовками). Пока решено постоянно «держать» там как минимум одну субмарину. По своим тактико-техническим характеристикам, эти подлодки могут проводить в плавании до 50 дней и не менее недели находиться на глубине до 350 метров. Радиус действия ракет — 1500 км.

Ударные военно-морские и военно-воздушные силы США также подтягиваются в районы Средиземного моря и Персидского залива. Сообщается о выдвижении на Ближний Восток и Персидский залив авианосной ударной группировки, которую возглавляет американский авианосец «Гарри Трумэн». Авианосная группа «Трумэна» включает 6000 моряков и морских пехотинцев, которые прошли в последние месяцы интенсивные учения.

Таким образом, количество американских авианосных группировок у побережья Ирана станет равным двум. Впервые вместе с американскими силами будет действовать немецкий военный корабль, фрегат «Гессен». Укрепление сил завершится в конце июля — начале августа этого года, когда Вашингтон намерен сосредоточить у побережья Ирана, либо в пределах оперативной дальности от него, по крайней мере, 4 или 5 авианосцев. До сих пор верховный главнокомандующий ВС США президент Барак Обама «держал» в непосредственной близости от Ирана только одну авианосную группировку во главе с «Дуайтом Эйзенхауэром». В мае в этом районе находилось 18 боевых кораблей и 48 вспомогательных судов ВМС США.

В конце мая патруль иранских ВМС засек американскую атомную подводную лодку в Ормузском проливе. Примечательно, что 21 апреля иранский разведывательный самолет Fokker F27 произвел всестороннюю фотосъемку американского авианосца «Дуайт Эйзенхауэр», в течение 20 минут барражируя над ним, несмотря на заявления командования корабля о недопустимости полета. Неизвестно, какие оборонительные действия предпринял экипаж авианосца, однако конфликта отмечено не было. В свою очередь, в мае американский самолет-разведчик пытался приблизиться к месту проведения учений «Велаят-89», которые проводил Иран. Однако покинул район учений после предупреждения иранской ПВО.

Нет сомнений, что концентрация военной мощи противоборствующих сторон в относительно ограниченной зоне, а также бесконечная обоюдная военная активность, выражающаяся в перманентных учениях при большой степени недоверия друг к другу чреваты любым даже на первый взгляд незначительным инцидентом, однако способным стать запалом к большой войне.

Обратим внимание, что в мае The Times (26.05.2010) сообщила о секретном документе, подписанным еще в сентябре прошлого года командующим ВС США на Ближнем Востоке генералом Петрэусом. Документ свидетельствует о существовании военной опции решения вопроса иранской ядерной угрозы. Он содержит указание о сборе разведывательной информации в самом Иране и в приграничных с ним государствах. Документ также санкционирует засылку подразделений специального назначения в такие страны, как Сомали и Саудовская Аравия. Согласно информации, несмотря на декларации о предпочтении дипломатических путей решения иранской проблемы, США не сбросили со счетов и военную опцию, и Пентагон разрабатывает, начиная с сентября прошлого года, оперативный план ликвидации иранских ядерных объектов.

Иранское руководство, несмотря на «шапкозакидательские» выступления и речи (Ахмадинежад: Иран сегодня является настолько мощным государством, что ни одна страна не решится на него напасть!), с тревогой смотрит в будущее. Возможности импорта вооружения и боевой техники сокращаются. Так, свежий пример, в мае Тегеран на разных дипломатических уровнях, иногда с угрозами в адрес Москвы, поднимал вопрос о поставках Россией в ИРИ зенитных ракетных комплексов С-300. Однако в сложившихся вокруг Ирана политических условиях, в ближайшие месяцы, если не годы, такие поставки вряд ли возможны.

Министр обороны генерал Ахмед Вахиди в мае на 5-ой конференции информационных и коммуникационных технологий в сухопутных войсках армии Ирана заявил, что в условиях санкций Иран ничего не получает из зарубежных стран. Генерал подчеркнул, что обращение с теми или иными просьбами к зарубежным странам свидетельствует о беспомощности государства, и Иран должен достичь такого уровня, при котором он не будет нуждаться в оборонительных вооружениях иностранного производства.

По словам министра обороны, с целью достижения уровня самодостаточности и противостояния санкциям необходимо укреплять связи между промышленностью и вооруженными силами. Генерал Ахмед Вахиди указал на большие возможности отечественной промышленности в области производства оборонительных вооружений.

По иранским данным, на всех последних учениях проходили испытания новых образцов вооружений. Иранские военные и специалисты осуществили четыре пуска противолодочной торпеды с новейшего эсминца «Джамаран». СМИ утверждают, что торпеда, работая в автономном режиме, самостоятельно отслеживает цели и разрушает их. Производство противолодочных торпед началось в этом году в ИРИ на базе собственных технологий.

Кроме того, они также испытали последнюю модификацию ракеты «Фаджр-5» класса «земля – море».

Напомним, в начале апреля Иран начал серийное производство зенитных ракет «Мерсад», сконструированных по передовым технологиям и способных поражать цели, летящие на средних и малых высотах. По словам иранских военных, начало выпуска этих ракет знаменует собой прорыв Ирана в технической обороноспособности страны.

Иран поставил на вооружение новую систему ПВО — «Месбах-1». Комплекс разработан специально для того, чтобы отражать воздушные атаки — нападения самолетов, вертолетов, крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов. Как отмечают иранские военные, система обладает большой разрушительной силой и обеспечивает высокую плотность огня и точность поражения. При этом обеспечивать работу установки может небольшое количество людей. По сообщению министерства обороны Ирана, в настоящее время республика разрабатывает комплексы ПВО других типов, обеспечивающих защиту от ракет малой, средней и большой дальности.

Командующий сухопутными войсками Ирана генерал Пурдастан сообщил в мае, что после многочисленных исследований и испытаний на вооружение будет принята модернизированная версия танка «Зульфикар» иранского производства. Генерал заявил: «В танке была произведена радикальная модернизация системы управления огнем. Танк теперь может стрелять на ходу. На новую модель установлены элементы лазерного наведения». Кроме того, на передней броне танка установлен иранский «противоракетный пакет». Иранцы уверяют, что «Зульфикар-3» будет готов к экспорту уже в 2010 году, несмотря на то, что испытания прототипа предыдущей модели, «Зульфикар-2» еще не закончены. Танк «Зульфикар» был разработан на базе основных компонентов устаревших советского танка Т-72 и американского M-48. Обе модели поставлялись Ирану в достаточных количествах в 50-70 годах.

В Иране произведено десять новых вертолетов-истребителей «Туфан», сказал министр обороны генерал Ахмед Вахиди. По словам Вахиди, вертолеты «Туфан» оснащены самой современной техникой и полностью произведены на основе иранских технологий. Планируется производство вертолетов «Туфан» в промышленных масштабах.

По данным специалистов Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies (IISS), Ирану понадобиться десять лет для создания межконтинентальных баллистических ракет, способных долететь до берегов США. Аналитики IISS отмечают, что иранская ракетная программа развивается параллельно с обогащением урана. По их мнению, Тегеран будет улучшать и модернизировать ракеты средней дальности, прежде чем начнет программу создания межконтинентальных баллистических ракет (МБР), способных поразить цели на восточном побережье США на расстоянии 9000 километров.

Специалисты считают беспочвенными опасения США по поводу возможной разработки Ираном межконтинентальной ракеты с большим радиусом действия. Это не произойдет в течение ближайшего десятилетия. В свою очередь, в Пентагоне заявили, что нападение на США может состояться раньше. В отчете американского оборонного ведомства говорится, что Иран при непосредственной помощи из-за рубежа сможет сконструировать и испытать МБР уже в 2015 году.

Что касается потенциального ядерного ракетного удара Тегерана по Европе, то специалисты IISS убеждены, что жидкотопливные ракеты, которые модернизирует ИРИ, вряд ли смогут достичь Западной Европы до 2014 или 2015 годов.

При этом Иран продолжает активно осваивать космос. В рамках национальной космической программы ИРИ намерена вывести на орбиту с помощью ракетоносителей иранского производства от пяти до шести спутников. Первый запуск планируется провести в 2011 г. В настоящее время проводятся испытания спутников «Тулу», «Навид» и «Мисбах 2. Выполняются также программы по разработке других спутников.

Намечено строительство дополнительных стартовых площадок для запуска ракет-носителей в дополнение к единственной существующей сегодня.

В мае Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи назначил на пост руководителя военно-морских сил Корпуса стражей исламской революции Али Фадави. Ранее этот пост занимал генерал Муртаза Сафари, который назначен руководителем центра обучения ВМС КСИР.

Корпус стражей понес в мае потери. В середине месяца в Дамаске был убит Халиль Султан аль-Абед, бывший генерал КСИР. Он представлял в Сирии интересы иранского автомобильного концерна Iran Khodro. Однако отставной генерал КСИР, работал в качестве координатора иранских разведслужб в Сирии и Ливане, используя автомобильный бизнес в качестве прикрытия. Это утверждение подкрепляется тем фактом, что Iran Khodro принадлежит экономическим структурам КСИР.

В различных версиях в качестве организаторов убийства упоминаются израильские или западные спецслужбы, сирийские суннитские организации и собственно иранские спецслужбы. Последняя версия, по данным информированных источников, объясняется близкой дружбой аль-Абеда с генералом Резой Баба-Хусейном, бежавшим, на Запад (до сих пор информация о беглом генерале не публиковалась). В то же время известно, что убитый был близким другом генерала Касима Сулеймани, возглавляющего Силы специального назначения «Кодс» в составе КСИР, и имеющего прямой доступ к руководству ИРИ.

В итоге можно констатировать, что в самом Иране в мае наблюдалось определенное политическое затишье. Однако вокруг этой страны, вокруг ее ядерной программы бушевали нешуточные страсти, готовые перерасти в вооруженное противостояние

 

 

 

 

Приложение

 

Полный текст совместного заявления Ирана, Турции и Бразилии по обмену урана, подписанного представителями трех стран в кулуарах саммита группы G-15.

 

На встрече 17 мая 2010 г. в Тегеране стороны договорились о нижеследующем:

1. Мы подчеркиваем свою приверженность обязательствам по Договору о нераспространении ядерного оружия и ядерных материалов, и напоминаем о праве всех участников Договора, включая Исламскую Республику Иран, на мирную и без дискриминации исследовательскую работу, на развитие, производство и использование ядерной энергии (а также на ядерный цикл, включая работу по обогащению).

2. Мы заявляем о своем твердом убеждении в том, что сейчас представилась возможность начать процесс движения вперед в позитивной, конструктивной обстановке, без противостояния, который приведет к этапу взаимодействия и сотрудничества.

3. Мы убеждены, что обмен ядерным топливом является предпосылкой для начала сотрудничества в различных областях, в частности, для мирного ядерного сотрудничества, включая строительство ядерной электростанции и исследовательских реакторов.

4. На основе изложенных пунктов, обмен ядерным топливом является конструктивным движением вперед, исходной точкой для международного сотрудничества. Такое движение должно быть направлено на позитивное взаимодействие и сотрудничество в области мирной ядерной деятельности, и должно избегать какого-либо противостояния, включая какие-либо действия, поведение или угрожающие заявления, которые могут нанести ущерб правам и ядерным обязательствам Ирана в рамках ДНЯО, заменяя собой ядерное сотрудничество.

5. На основании изложенного выше, в целях облегчения ядерного сотрудничества, упомянутого выше, Исламская Республика Иран соглашается на размещение в Турции на ответственное хранение 1200 кг низкообогащенного урана. Это количество низкообогащенного урана будет собственностью Ирана, находящейся на территории Турции. Иран и МАГАТЭ будут иметь возможность контролировать безопасность хранения этих низкообогащенных урановых материалов.

6. Иран в течение семи дней после (подписания) настоящего Заявления сообщит МАГАТЭ о своем согласии с изложенными положениями. Соответственно с получением положительного ответа Венской группы (Америки, России, Франции и МАГАТЭ) будет установлен более подробный порядок обмена топливом путем письменного соглашения, в котором будет подробно изложен порядок (действий) между Ираном и Венской группой, которая приняла конкретные обязательства по поставке 120 кг топлива, необходимого для Тегеранского исследовательского реактора.

7. Как только Венская группа объявит о своем обязательстве соблюдать условия и положения этого Заявления, стороны признают себя обязанными выполнять обязательства соглашения, содержащегося в пункте 6. Исламская Республика Иран после Соглашения по пункту 6 в течение месяца сообщит о своей готовности передать на ответственное хранение низкообогащенные материалы (1200 кг). Венская группа также в соответствии с этим соглашением в течение года поставит в Иран 120 кг материалов, необходимых для Тегеранского исследовательского реактора.

8. В случае, если положения настоящего Заявления не будут учитываться и не будут уважаться, Турция по просьбе Ирана, без каких-либо условий и быстро вернет в Иран низкообогащенные материалы.

9. Турция и Бразилия приветствуют готовность Исламской Республики Иран продолжить диалог со странами 5+1, как и прежде, в любом месте, включая Турцию и Бразилию, по вопросам общих обеспокоенностей в соответствии с коллективными обязательствами на основе общих положений двух пакетов предложений.

10. Турция и Бразилия выразили благодарность Исламской Республике Иран за конструктивный подход к последовательной реализации ядерных прав стран-участников ДНЯО. В свою очередь Иран также поблагодарил за конструктивные усилия дружеских стран Турции и Бразилии в деле создания атмосферы сотрудничества и поддержки ядерных прав Ирана.

 

Сайт посольства Исламской Республики Иран в Москве

56.1MB | MySQL:116 | 1,268sec