О структурных рисках в системе водообеспечения Ирака

Несмотря на стабилизацию с 2022 года политической системы, и последовавшему вслед консенсусу среди основных политических сил по восстановлению и наращиванию производства и экспорта углеводородов, что стало ключевым драйвером для экономического роста, в Ираке по-прежнему существует структурный риск, который может привести к новому экономическому кризису в стране в течение 2024 года.

Этот системный риск связан с назревшей реформой в национальной системе водообеспечения и водоснабжения, модернизация которой является необходимой, в том числе в контексте растущих климатических рисков, чтобы обеспечить устойчивое развитие целого комплекса ключевых отраслей национальной экономики — энергетики, нефтегазовой промышленности и агропродовольственной системы.

В частности, расширение и модернизация системы водоснабжения в Ираке является в текущем году приоритетной задачей правительства, позволяющей в первую очередь расширить производственные мощности гидроэлектроэнергетической системы, что в свою очередь будет содействовать генеральной линии Багдада на восстановление довоенных объемов добычи и экспорта нефти и газа. Амбициозные планы иракского правительства подтвердил министр нефти в начале мая с.г., который заявил о намерениях Багдада отказаться от дальнейшего продления добровольно взятых Ираком ранее ограничений по квоте добычи в рамках ОПЕК +. В частности,  в июне с. г. завершаются сроки нынешнего добровольного обязательства Ирака ограничить добычу нефти уровнем 4 млн. баррелей нефти в год, ввиду которого общие объемы добычи по итогом прошлого года уже сократились на 0.2%, при том, что в первом квартале 2024 года Ирак превысил свои добровольные ограничения на 600 тысяч баррелей. В перспективе, согласно прогнозам международных экспертов, Ирак будет последовательно повышать уровень добычи нефти в течение 2025 года, и намерен резко увеличить мощности уже в 2026 году. В то же время, структурная проблема неэффективности водной инфраструктуры является сдерживающим фактором на пути реализации этих амбициозных целей.

Наряду с энергетическими амбициями и планами, Ираку требуется повышенное потребление водных ресурсов для поддержки агропродовольственного комплекса, доля которого в национальном ВВП продолжает сокращаться (упала с 15-20% в 2010-х гг. до 3-6% в 2020-2022 гг.). В результате, ситуация с дефицитом водных ресурсов в Ираке ведет в ухудшению агропродовольственной безопасности, сокращению производительности, повышению уровней солености и деградации почв.

Не удивительно, что в национальном бюджете Ирака на протяжении двух последних лет (2023-2024) правительство закладывает большие ресурсы для расширения поддержки систем производства и обеспечения воды и электроэнергии, что включает в себя сооружение и модернизацию необходимой инфраструктуры, подготовку квалифицированных кадров, создание системы менеджмента и управления водными ресурсами. В рамках расходной части бюджета, несмотря на прогнозируемый дефицит в 49 млрд. долларов в текущем году, Багдад выделяет большие ресурсы на реализацию т .н.  инфраструктурных «гига-проектов» с высоким инвестиционным потенциалом, в том числе в сфере устойчивого управления водными ресурсами и сточными водами. В частности, в 2024 году будет реализовано около 100 национальных проектов в этой сфере в рамках общенациональных усилий по восстановлению пострадавшей от войны инфраструктуры. Большой акцент в национальных проектах делается не только на восстановление инфраструктуры, но и на повышение эффективности и рациональности потребления водных ресурсов, введение в строй водосберегающих и энергосберегающих технологий, сокращения водных потерь. На это требуются существенные финансовые и инвестиционные ресурсы, и политическая воля.

В целом, водный вопрос действительно выходит на первый план в иракской национальной повестке, что обусловлено прежде всего негативным воздействием климатического кризиса на доступность пресной воды. По данным ООН, в результате сильнейшей засухи и температурного рекорда в Ираке в 2021-2022 гг., особенно в южных регионах страны, доступ к водным ресурсам рек Тигр и Евфрат (они обеспечивают в совокупности 98% всех водных потребностей страны) сильно сократился. В долгосрочном разрезе общие запасы воды в Ираке с 1933 года до сегодняшнего дня упали втрое – с 30 до менее 10 млрд куб. м в день, а ежедневная доступность воды на душу населения к 2030 году упадет до 479 куб. м в год, что в 3.5 раза меньше стандартов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляющих 1700 куб. м в год. Ситуация в сфере управления водных ресурсов также ухудшается ввиду  увеличения в десятки раз уровня солености реки Шатт-эль-Араб, которая является главным источником пресной воды на юге страны. Наконец, проблема совместного использования водных ресурсов с соседними странами, особенно с Турцией и Сирией, в том числе в контексте ведущихся этими странами работ по сооружению новых плотин на реках Тигр и Евфрат, является весьма чувствительной. Таким образом, негативное воздействие климата и человеческого фактора на водные ресурсы рикошетом бьет на ситуацию в сфере продовольственной безопасности, а также здоровье людей, деградацию земельных, почвенных и водных ресурсов.

Резюмируя, правительство Ирака осознает важность своевременного инвестирования в национальную систему водных ресурсов и водообеспечения, во избежание новых экономических кризисов в 2024 году. В то же время, главной мотивацией Багдада по-прежнему служит необходимость устойчивого обеспечения водными ресурсами как ключевого фактора для расширения нефтегазового производства и экспорта, и соответственно обеспечения устойчивости финансово-экономической системы страны, которая по-прежнему на 90% зависит от доходов, извлекаемых от экспорта углеводородов. При этом, важно обеспечить более комплексный, сбалансированный подход, при котором инвестиции в водный сектор будут реализованы с точки зрения устойчивого, сбалансированного развития природных ресурсов, в целях обеспечения адекватного доступа населения к питьевой воде, а также минимизации негативных последствий климатических шоков для агропродовольственной сферы и всей экологической системы страны.

56.02MB | MySQL:118 | 0,457sec