По оценке ряда британских экспертов, сейчас в секторе Газа идет не одна, а несколько войн. Помимо чисто кинетической войны в секторе Газа, Израиль, палестинцы, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран и многочисленные политические группы, включая пропалестинских студентов, сторонников Израиля и правых сил, часто ведут взаимосвязанные информационные войны, связанные с Газой. Чтобы укрепить поддержку Конгресса США и общественности в Соединенных Штатах и Канаде, израильское Министерство по делам диаспоры, правительственное учреждение, ответственное за управление отношениями с евреями по всему миру, организовало и профинансировало кампанию влияния стоимостью 2 млн долларов США, направленную на поддержку США ведения войны в Газе. В частности, в рамках этих компаний активно используются исламофобские сообщения, которые отражают давние усилия ОАЭ по противодействию предполагаемым исламистам в Соединенных Штатах и Европе, частично за счет установления их связей с крайне правыми. Начиная с 1960-х годов, противодействие Израиля пропалестинской активности в Соединенных Штатах обвинениями в антисемитизме и частыми антимусульманскими высказываниями предшествовало недавним антиисламистским действиям ОАЭ. При этом предыдущие израильские кампании влияния ставят под сомнение их эффективность, даже если Израиль и его сторонники с определенным успехом пытались ограничить обсуждение израильско-палестинского конфликта, приравнять критику Израиля к антисемитизму и навязать расширительное определение антисемитизма. В прошлом году израильские военные признали, что допустили «ошибку» во время военной операции в Газе в 2021 году, начав скрытую кампанию влияния в социальных сетях с использованием поддельных аккаунтов для усиления общественной поддержки Израиля. Это не помешало премьер-министру Биньямину Нетаньяху назначить в апреле бригадного генерала. Романа Гофмана, одного из офицеров, участвовавших в той кампании влияния, своим военным секретарем. Усилия Израиля повлиять на общественное мнение и законодателей в Соединенных Штатах и Канаде во время нынешней войны шли параллельно с усиленной кампанией по очернению Агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), основной гуманитарной организации, обслуживающей палестинцев в Газе и других местах на протяжении десятков лет. Сейчас идет масштабная тайная кампания психологической войны, направленная на срыв расследования Международным уголовным судом предполагаемых нарушений Израилем международного права. Главный обвинитель суда Карим Хан попросил суд выдать ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны Йоава Галанта за их поведение во время нынешней войны в Газе. Израильская кампания в Соединенных Штатах и Канаде также шла параллельно с обоюдоострыми попытками подорвать посредничество Катара, направленное на достижение прекращения огня, если не на прекращение войны в Газе, и обмен удерживаемых ХАМАСом заложников на палестинцев, находящихся в заключении в Израиле. В этом контексте усилия Израиля были направлены как раз на то, чтобы убедить Катар оказать давление на ХАМАС, который настаивает на постоянном прекращении огня, а не на временном прекращении боевых действий, предусмотренном Израилем, и, возможно, изгнании ХАМАСа из государства Персидского залива, так и на то, чтобы сорвать переговоры. При этом нападки Израиля на Катар получили поддержку республиканцев в Конгрессе США. Наконец, в то самое время, когда Израиль стремился повлиять на общественное мнение и законодателей в США, противостоять Международному уголовному суду и подорвать БАПОР и Катар, связанные с Израилем бот-фермы в Марокко, Египте и Саудовской Аравии заработали в полную силу. Созданные до войны в Газе боты подчеркивали, а порой и преувеличивали неоспоримую жестокость нападения 7 октября, в результате которого погибло более 1100 человек, в основном мирных израильтян и иностранцев, и привело к похищению 250 человек. Используя поддельные аккаунты, боты утверждали, что атака нарушила исламские законы, обвиняли Иран в стремлении воспрепятствовать мирным усилиям под руководством США, утверждали, что ислам является религией насилия, и пропагандировали расистские мотивы. Июньский опрос общественного мнения Марокко «Арабский барометр» поставил под сомнение эффективность израильской кампании. Всего 22% опрошенных марокканцев считают, что Израиль привержен урегулированию израильско-палестинского конфликта на основе сосуществования двух государств. Что еще более тревожно, поддержка нормализации отношений с Израилем снизилась с 31% в 2022 году до 13% в последнем по времени опросе. Это оказывает влияние на официальные власти Марокко, которые продолжают на прежнем уровне без лишней огласки свои экономические отношения с Израилем. Марокко вместе с ОАЭ и Бахрейном установили дипломатические отношения с Израилем в 2020 году.
Израиль при этом не одинок в своей онлайн-кампании. По численности индуистские националисты были одними из его ведущих онлайн-сторонников. Поскольку исламофобия занимает видное место в избирательной кампании премьер-министра Индии Нарендры Моди, фермы троллей, связанные с его «Бхаратия Джаната Парти» (БДП), стремились распространять дезинформацию, очерняющую мусульман и палестинцев. Индуистские националисты прикрывали спину Израиля с первого дня. 7 октября, в день нападения ХАМАСа на Израиль, БДП сравнила это нападение с борьбой Индии против исламистской воинственности. «То, с чем сегодня сталкивается Израиль, пережила Индия в 2004-2014 годах. Никогда не прощай, никогда не забывай», — написала БДП в Твиттере, имея в виду период до прихода к власти Моди. Миллионы индийцев разделяют такие настроения БДП, приправляя свою поддержку Израиля антимусульманской риторикой. «Намерение было ясным. Сопровождаемое видео, изображающим прошлые нападения боевиков, сообщение продвигало нарратив исламистского терроризма в стране, где 220-миллионное мусульманское население демонизировано правительством, возглавляемым Моди», — полагает индийская журналистка Рана Аюб. Точно так же миллионы индийцев приветствовали в социальных сетях заявление министра обороны Израиля Йоава Галанта о том, что «мы сражаемся с людьми-животными и действуем соответственно». Израиль при этом никогда не дистанцировался от исламофобской риторики. Наоборот, Израиль начал свою кампанию в США и Канаде, стараясь сохранить на высоком уровне первоначальное сочувствие к Израилю после нападения 7 октября. В отличие от Индии, большинство американцев не одобрили военные действия Израиля в Газе по результатам опроса Gallup в марте 2024 года. Опрос выявил заметный сдвиг по сравнению с ноябрем 2023 года. 55% взрослых респондентов в США заявили, что не одобряют военные действия Израиля, что на 10 процентных пунктов больше, чем четырьмя месяцами ранее. Одобрение американцами военной тактики Израиля упало еще более резко — с 50% в ноябре, через месяц после начала войны, до 36% в марте. Опрос AP-NORC, проведенный в конце января, показал, что половина взрослого населения США считает, что военный ответ Израиля в Газе «зашел слишком далеко», по сравнению с 4 из 10 в ноябре. Этот опрос также показал рост общественного неодобрения между политическими партиями примерно на 15%у республиканцев, на 13% у независимых и на 5% у демократов. Два британских опроса в июне 2024 года принесли еще худшие новости для Израиля. Большинство британской молодежи, опрошенной Unherd, заявили, что не верят, что Израиль должен существовать. 54% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет согласились с утверждением, что «Государство Израиль не должно существовать» и только 21% не согласились. Всего 16% британской общественности поддержали Израиль в опросе YouGov. Усугубляя снижение общественной поддержки, опрос Pew Research показал, что больше американских евреев в возрасте от 18 до 29 лет (51%) чувствовали себя «гораздо менее связанными с Израилем», чем те (48%), которые были «гораздо более связаны» с еврейским государством с 7 октября.
В то время как Израиль в основном вел свою информационную войну в Twitter, Facebook и Instagram, ХАМАС и «Исламский джихад» использовал в аналогичных целях в Telegram, который имеет менее строгую модерацию, позволяя боевикам транслировать графические видеоролики, документирующие их насильственное вторжение на территорию Израиля, похищение заложников, гибель в Газе десятков тысяч невинных палестинцев и разрушение инфраструктуры сектора. Telegram-канал военного крыла ХАМАСа, «Бригады Иззаддина аль-Кассама», стал свидетелем значительного роста с начала войны. Канал более чем удвоил количество своих подписчиков с 205 000 до войны до 538 618 в июне и в десять раз увеличил количество просмотров каждого поста с 25 000 до октября до 239 000 за восемь месяцев войны. Медиаканал «Газа сейчас» ХАМАСа подскочил с 350 000 подписчиков до 1,8 млн, а количество просмотров постов увеличилось в десять раз.
Израильской кампанией руководила STOIC, базирующаяся в Тель-Авиве фирма политического маркетинга, специализирующаяся на политических технологиях, составлении карт аудитории, анализе информации, а также управлении волонтерами и цифровыми кампаниями. Раскрытие информации о кампании побудило STOIC закрыть свою страницу в LinkedIn, на которой она хвасталась своей способностью проводить кампании, поддерживаемые искусственным интеллектом: «Заглядывая в будущее, становится ясно, что роль ИИ в политических кампаниях нацелена на кардинальный скачок, меняющий способы разработки стратегии, проведения и оценки кампаний». STOIC является частью коммерческой сети израильских компаний, часто основанных бывшими военными офицерами, которые проводят операции по оказанию влияния. Эти компании обеспечивают правительствам возможность правдоподобного отрицания при проведении информационных и пропагандистских кампаний. Сообщается, что STOIC использует программное обеспечение, позволяющее профилировать целевые аудитории и создавать для них индивидуальный контент. Программное обеспечение включает Ma’acher, платформу влияния, которая позволяет создавать и активировать фиктивные онлайн-аккаунты в социальных сетях. Израильская газета Haaretz и сеть журналистов Forbidden Stories выявили многочисленные компании в Израиле, которые проводят операции по оказанию влияния, а также параллельную индустрию, предлагающую сложные инструменты для сбора данных о пользователях и отдельных лицах на платформах социальных сетей, оставаясь незамеченными. Независимый исследователь Марк Оуэн Джонс, израильский наблюдатель за дезинформацией FakeReporter и Лаборатория цифровых криминалистических исследований Атлантического совета впервые сообщили о такой израильской кампании влияния в марте. Два месяца спустя Meta, владеющая Facebook, Instagram и OpenAI, оператором ChatGPT, подтвердила операцию и заявила, что она была сорвана. В ежеквартальном отчете Meta о противоборствующих угрозах говорится, что компания закрыла более 510 Facebook-аккаунтов, 11 Facebook-страниц, 32 Instagram-аккаунта и одну Facebook-группу, связанную с кампанией. «Эта сеть возникла в Израиле и в первую очередь была нацелена на аудиторию в Соединенных Штатах и Канаде», — говорится в отчете, добавляя, что в нее вошли аккаунты, «выдававшие себя за еврейских студентов, афроамериканцев и «обеспокоенных» граждан». Компания Meta заявила, что кампания включала «создание вымышленных новостных агентств». В отчете утверждается, что «кампания приобрела недостоверную вовлеченность (то есть лайки и подписчиков) во Вьетнаме, чтобы сделать свой контент более популярным, чем он был на самом деле. В то время как люди, стоящие за этим, пытались скрыть свою личность и координацию, мы нашли ссылки на STOIC, фирму по политическому маркетингу и бизнес-аналитике, базирующуюся в Тель-Авиве, Израиль. Теперь это запрещено на нашей платформе». FakeReporter сообщил, что сайт, нацеленный на канадцев, был размещен на том же IP-адресе, который был домом для множества других аккаунтов, нацеленных на пропалестинских активистов.
Несмотря на эти усилия, кампания, оказала ограниченное влияние на общественное мнение. FakeReporter сообщил, что у фальшивых аккаунтов было около 40 000 подписчиков в Instagram, Facebook и X, в то время как Meta предположила, что многие из них могли быть ботами. New York Times сообщила, что Министерство по делам диаспоры начало кампанию в первые дни войны в Газе, когда израильские правительственные чиновники и руководители технологических компаний призывали технологические стартапы стать «цифровыми солдатами». Министерство по делам диаспоры, возглавляемое Амихаем Шикли, соратником Нетаньяху, имеющим тесные связи с европейскими ультраправыми, отрицало причастность к кампании. STOIC не ответил на запросы о комментариях. Министерство контролирует несколько компаний, в том числе «Голоса Израиля», которые получили половину своего первоначального финансирования от правительства Израиля, но при этом не были задействованы для проведения кампании в США. Организация «Голоса Израиля», на которую не распространяется израильский закон о свободе информации, была создана для противодействия движению за бойкот, отчуждение активов и санкции (BDS) и якобы антисемитскому дискурсу путем привлечения произраильских активистов и организаций к усилиям Израиля по публичной дипломатии. На веб-сайте «Голоса Израиля» говорится, что ее миссия заключается в «улучшении имиджа Израиля на мировой арене и борьбе с делегитимацией и новым антисемитизмом во всем мире, используя инструменты публичной дипломатии». «Роль Израиля в этом безрассудна и, вероятно, неэффективна. (То, что Израиль) провел операцию, которая вмешивается в политику США, крайне безответственно», — полагает исполнительный директор FakeReporter Ахия Шатц. На пике популярности в кампании были задействованы сотни поддельных аккаунтов, которые выдавали себя за настоящих американцев на X, Facebook и Instagram для публикации произраильских комментариев. Сообщения, часто генерируемые искусственным интеллектом ЛГБТ-сообщества, были нацелены на чернокожих членов Конгресса и демократов, включая лидера меньшинства в Палате представителей Хакима Джеффриса, представителя Нью-Йорка Ричи Торреса и сенатора Рафаэля Уорнока от Джорджии. В сообщениях содержался призыв к ним продолжать финансирование вооруженных сил Израиля. В рамках кампании также были созданы три поддельных англоязычных новостных сайта с такими названиями, как Non-Agenda и журнал UnFold. На них публиковались произраильские статьи и использовались исламофобские сообщения. Часто не связанные с повесткой дня материалы публикуются Visegrád 24, влиятельным аккаунтом X с миллионом подписчиков, который распространяет произраильские высказывания и связан с онлайн-персонажем, известным как Radio Genoa, который продвигает антииммигрантские и ультраправую повестку дня в Европе. FakeReporter заявил, что сайты использовали материалы CNN и The Wall Street Journal для пропаганды военной позиции Израиля. Поддельные аккаунты на Reddit ссылались на статьи на сайтах, чтобы помочь их продвижению. FakeReporter описал кампанию как «крупномасштабную, хорошо скоординированную попытку атаковать и очернить группы, которые, как правило, пропалестинские. В эти группы входят граждане западных стран (в основном США и Канады) исламского происхождения, использующие глубоко исламофобский и антииммигрантский контент». В Канаде фальшивые аккаунты под названием United Citizens for Canada изображали канадских мусульман как угрожающих западным ценностям. Они предположили, что пропалестинские протестующие в Канаде пытались внедрить законы шариата. В аккаунтах содержался призыв к канадским журналистам сообщить о предполагаемой угрозе. «Сеть, включавшая по меньшей мере 50 аккаунтов в Facebook, 18 в Instagram и более 100 на X, способствовала распространению антимусульманских и исламофобских материалов, направленных на канадскую аудиторию», — говорится в сообщении Лаборатории цифровых судебных исследований. Лаборатория отметила, что в кампании использовался искусственный интеллект для изменения слов, произносимых бородатым мужчиной в мусульманской тюбетейке на митинге. Лаборатория также сообщила, что фотография мусульман с баннером в руках была изменена цифровым способом на надпись «Шариат для Канады». Публикация Instagram предупредила общественность быть осторожной, «если антилиберальный исламист хочет вступить в вашу хоккейную команду». Аккаунт United Citizens for Canada, который якобы представляет обеспокоенных жителей Канады, привлек внимание к тому, что он описал как «растущее присутствие и поддержку антилиберальных, агрессивных и жестоких исламских движений и организаций в Канаде». Другие веб-сайты включали Arab Slave Trade, который копировал содержимое Википедии, чтобы напомнить чернокожим американцам, что арабы были работорговцами в Африке, и Serenity Now, который позиционировал себя как анархистский и выступающий против истеблишмента в попытке убедить молодых американцев выступить против создания палестинского государства, потому что «государства — это структуры, созданные человеком», а палестинское государство «повредило бы целям прогрессивного движения». В некотором смысле израильская кампания, возможно, имела неприятные последствия. «Если вы думаете, что на меня нужно «повлиять», чтобы я был произраильским, тогда, пожалуйста, обратитесь к врачу, потому что ваш мозг, возможно, гниет. Беспечные идиоты, стоящие за этой позорной операцией, должны быть уволены за вопиющую некомпетентность. Операция иностранного влияния, направленная против чернокожих демократов в Конгрессе, является расистской. В Конгрессе Соединенных Штатов нет никакой корреляции между расой и Израилем», — написал в Твиттере Торрес, один из самых верных сторонников Израиля в Конгрессе, который сам стал мишенью этой кампании.
Насколько вообще эта кампания влияет на настроения населения в той же Северной Африке? Отметим один нюанс на примере той же Франции на фоне недавно прошедших выборов в Европарламент. В более чем 90% французских избирательных округов ультраправое Национальное объединение (НР) заняло первое место на европейских выборах. Тем не менее, в Северной Африке граждане Франции (а это в основном бипартиды) проголосовали по-другому, в основном проголосовав за левую партию «Франция непокоренная» (LFI). В целом, более 130 000 избирателей 9-го избирательного округа (в который входят граждане Франции, проживающие в Марокко, Алжире и Тунисе) вообще не подходили к урнам для голосования: только 13,94% из них пришли на выборы, в то время как явка на родине во Франции достигла 51,49%. Те, кто все-таки добрался до консульств в странах Магриба, проголосовали в основном за список, возглавляемый кандидатом от LFI Манон Обри. В Алжире LFI везде лидировала (63,32% в Алжире, 61,04% в Аннабе и 63,5% в Оране), намного опередив правоцентристский список «Возрождения» Макрона (7,45%, 9,82% и 6,25% соответственно). Другие кандидаты набрали низкие баллы: Республиканская партия получила от 2% до 6%, а правые республиканцы — от 2% до 4%. В Тунисе 54,6% избирателей выбрали LFI, намного опередив Социалистическую партию (PS) с 11,3% и «Возрождение» с 11,1%. Республиканцы получили 2,95 голосов, а список Национального объединения, возглавляемый Джорданом Барделлой, главным победителем выборов во Франции, набрал 6,95. В Марокко «Непокоренная Франция» также оказалась на вершине рейтинга, набрав 41% голосов: 44,3% в Касабланке, где проживает наибольшее количество французских избирателей, 49,7% в Фесе, 44,9% в Рабате и 48,5% в Танжере. Однако в Марракеше и Агадире выборы были отмечены большим количеством голосов за крайне правых. Национальное объединение набрало 16,4 процента в Марракеше, сразу после LFI (17,6%) и «Возрождение» (19,7%), в то время как в Агадире список Барделлы набрал наибольшее количество голосов — 22,9%. Чтобы объяснить успех «Непокоренной Франции» в Магрибе, некоторые наблюдатели ссылаются на израильско-палестинский вопрос и войну в Газе, которые фигурировали в европейской кампании. «Во всем регионе LFI набрала высокие баллы, потому что палестинский вопрос является центральным [там]», — сказал газете Le Monde Абдельгани Юмни, советник французских эмигрантов в Касабланке и член Социалистической партии. Лица с двойным гражданством, которые составляют более половины избирателей, и французы, состоящие в браке с местными жителями, похоже, оценили позицию LFI в отношении войны Израиля в Газе. Партия неоднократно осуждала израильские нападения на палестинцев как «геноцид», вызывая обвинения в антисемитизме, и поставила известного франко-палестинского юриста Риму Хассан на одну из первых позиций в своем списке. Сравнения с результатами LFI на предыдущих европейских выборах, как правило, подтверждают этот анализ, сообщает Le Monde. В 2019 году LFI едва набрал 10% в Марокко, заняв третье место, намного отстав от La Republique en marche (LRM, ныне «Возрождение») и Europe Ecology-зеленых (EELV). Но этот «эффект Газы», как описывает его Юмни, объясняет не все. Наблюдатели также указывают на визовый кризис, который омрачил отношения между Францией и странами Северной Африки. В сентябре 2021 года Макрон резко сократил количество виз, выдаваемых алжирцам, тунисцам и марокканцам, обосновав свое решение отказом трех стран выдавать консульские пропуска, необходимые для высылки нелегальных иммигрантов из Франции. Основатель LFI Жан-Люк Меланшон был ярым критиком этого шага, который возмутил страны Магриба, пока он не был отменен в ноябре прошлого года. Между тем, неоднозначная позиция левой партии по вопросу о Западной Сахаре, возможно, также сыграла роль в решении избирателей в Марокко и Алжире. В октябре 2023 года Меланшон совершил официальный визит в Марокко, где, по-видимому, поддержал позицию Рабата по Западной Сахаре. Он предположил, что Франции следует сплотиться вокруг Соединенных Штатов и Израиля, которые признали суверенитет Марокко над спорным регионом в обмен на нормализацию израильско-марокканских отношений. Лидер LFI заявил, что Париж должен, по крайней мере, принять позицию Испании, которая рассматривает план автономии Марокко как «самую серьезную и заслуживающую доверия основу» для разрешения конфликта. С другой стороны, Обри, как и другие лидеры LFI, такие как Матильда Панот, сделала несколько заявлений в пользу Фронта ПОЛИСАРИО. Хотя французы должны вернуться к избирательным урнам через три недели, на этот раз для избрания нового парламента, предыдущие опросы общественного мнения предполагают победу Национального объединения, которое, по прогнозам, получит около 33%голосов, за ней следуют объединенные левые, включая LFI и социалистов с 22%, а президентский лагерь на третьей позиции с 18%. Эти опросы были проведены до того, как лидер республиканцев Эрик Сиотти ошеломил Францию, объявив, что он поддержал союз с партией Мари Ле Пен на внеочередных выборах. Впервые в современной политической истории Франции лидер традиционной партии поддержал союз с крайне правыми.