В июне 2010 года военно-политическая обстановка в Ираке по-прежнему оставалась сложной, с видимыми элементами нестабильности. В стране продолжался глубокий внутриполитический кризис. Острые противо-речия между ведущими иракскими политическими силами препятствует про-цессу формирования нового правительства страны по итогам парламентских выборов, прошедших 7 марта. В минувшем месяце не произошло серьезных позитивных изменений и в ситуации в сфере безопасности, которая характе-ризовалась неустойчивостью, а в отдельных районах Ирака – напряженно-стью. Неурегулированность внутриполитической ситуации продолжала ока-зывать сдерживающее воздействие на внешнеполитическую деятельность руководства Ирака.
По мнению иракских и зарубежных политических экспертов, затянув-шийся внутриполитический кризис ведет к «политическому вакууму» в стра-не, ослабляет власть, чем активно пользуются вооруженная оппозиция, тер-рористы и криминальные элементы. Дополнительным элементом напряжен-ности становится усиливающийся в летнее время дефицит электроэнергии и воды, а также неудовлетворительная работа коммунальных служб, что вы-звало в июне массовые протестные выступления населения в различных го-родах Ирака.
В июне число совершенных в стране крупных терактов было невелико. Тем не менее, положение дел в сфере безопасности в Ираке оставалось сложным и неустойчивым. В различных районах страны, особенно в Багдаде и Мосуле, практически ежедневно происходили различные акты вооружен-ного насилия
По информации иракских правительственных органов, в минувшем ме-сяце число погибших от различных видов вооруженного насилия среди гра-жданского населения составило 204 человека (в мае – 275 человек), а число раненых (гражданских лиц, военнослужащих и полицейских) — 610 человек (в мае – 718 человек).
В июне на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и приле-гающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Рамади, Баа-куба, Эль-Фаллуджа, Эль-Махмудия, Тикрит, Ширкат, Таль-Афар, Байджи, Эль-Халис, Синджар, Джурф-эс-Сакр, Эль-Мансурия, Эль-Мукдадия, Самар-ра, Бухриз, Эль-Халижия, Эль-Карма, Эль-Хай, Эс-Саклавия, Эль-Каим, Джалаула и в ряде других мест.
Нестабильной и напряженной остается ситуация в Багдаде и приле-гающих к столице районах. 13 и 20 июня в городе были совершены круп-нейшие в минувшем месяце теракты и вооруженные нападения. Кроме того, в Багдаде регулярно происходили небольшие теракты, вооруженные нападения, обстрелы и другие насильственные акции. 1 июня командование ВС США передало властям Ирака полный контроль над т. н. «зеленой зоной» в центре столицы, где расположены важнейшие государственные учреждения и многие иностранные дипломатические миссии.
Напряженная обстановка сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, где регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия.
Напряженность сохраняется и в Киркуке. Здесь продолжается противо-стояние арабского и туркоманского населения с курдами. Также напряженная ситуация сохраняется в северо-восточной провинции Дияла и западной про-винции Анбар.
Ситуация в ряде районов на юге Ирака в июне также характеризовалась элементами напряженности. Вооруженные нападения, теракты, другие на-сильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним рай-онах) Басра, Эн-Насирия и некоторых других местах. В ряде городов Южного Ирака в минувшем месяце имели место массовые протестные выступления населения, требовавшего от властей улучшения ситуации в снабжении элек-троэнергией и водой. 19 июня в Басре в ходе столкновения манифестантами полиция применила огнестрельное оружие, что привело к жертвам среди протестующих.
В июне усилилась напряженность в районах Иракского Курдистана, прилегающих к границам с Турцией, где базируются значительные воору-женные формирования (по данным турецкого генштаба – до 4000 боевиков) сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей борьбу с турец-ким правительством. Руководство РПК 4 июня объявило о выходе из догово-ренности о прекращении огня с Анкарой, достигнутого в апреле 2009 года, обвинив турецкие власти в нападениях на отряды сепаратистов. Характерно, что это шаг был предпринят лидерами РПК через день после окончания ви-зита в Турцию президента иракской курдской автономии М. Барзани. В ответ вооруженные силы Турции начали серию крупных войсковых операций про-тив отрядов сепаратистов, в ходе которых турецкие военные неоднократно, в т. ч. крупными силами, вторгались на территорию Северного Ирака, подвер-гали артиллерийским обстрелам и ударам с воздуха объекты боевиков РПК на иракской территории.
На все протяжении минувшего месяца напряженная ситуация сохраня-лась также в северо-восточных районах Иракского Курдистана, расположен-ных вблизи границы с Ираном. Здесь иранская армия усилила активность против боевиков сепаратистской Партии свободной жизни Курдистана (ПСЖК, ответвление РПК). В ходе преследования боевиков ПСЖК подраз-деления ВС Ирана на всем протяжении минувшего месяца неоднократно вторгались на иракскую территорию, подвергали артиллерийским обстрелам объекты сепаратистов. Эти действия иранской стороны вызвали резкий про-тест со стороны правительства иракской курдской автономии, потребовавшей от Багдада (а также США, ООН и «других сил») «оказать давление на Иран», заставить его прекратить обстрелы пограничных деревень и вывести иранские войска с иракской территории. Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари (курд) заявил своему иранскому коллеге М. Моттаки о необходимости «уважать иракский суверенитет».
В то же время в июне положение дел в сфере безопасности во внутрен-них районах Иракского Курдистана в целом оставалось стабильным.
Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападе-ния, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских поли-тических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, религиозных деятелей, военнослужащих прави-тельственной армии, сотрудников полиции и спецслужб, бывших командиров и бойцов суннитских отрядов «Сахва», шейхов племен. Нападениям под-вергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками (зачастую – женщинами), подрывающими автомашины, начи-ненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи различных государствен-ных учреждений. Боевики для обстрелов различных объектов часто исполь-зуют минометы и ракеты.
Не прекращаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам.
Продолжают иметь место нападения на административные здания, по-лицейские участки и объекты иракской армии, офисы различных политиче-ских партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты. В июне в Багдаде было совершено вооруженное нападение на один из банков в центре города.
Напряженность, хотя и не всегда проявляющаяся в открытой форме, сохраняется в отношениях между суннитами и шиитами. В начале июня вла-сти приняли решение об изъятии оружия у 10 тыс. суннитских ополченцев «Советов пробуждения» в провинции Дияла, мотивируя это тем, что члены суннитских отрядов имеют статус гражданских лиц, и правительство не видит основания для существования в провинции столь крупных неофициальных вооруженных формирований. В ответ представители ополченцев заявили, что в случае их разоружения они прекратят сотрудничество с силами безопасности. Иракские эксперты считают данный шаг багдадских властей ни чем иным как попыткой ослабить военный потенциал суннитов.
В то же время наблюдается постепенное возрождение «Армии Махди» — вооруженных формирований радикального шиитского лидера М. ас-Садра, формально распущенных в 2008 году. В июне шиитских боевики вновь поя-вились в окрестностях Багдада. «Ползучее» воссоздание «Армии Махди» ме-стные эксперты связывают как с нынешним политическим кризисом, так и с предстоящим уходом из страны американских войск, после чего в Ираке, скорее всего, резко обостриться борьба за власть. Американцы, обеспокоен-ные восстановлением военного потенциала М. ас-Садра, считают, что боевики «Армии Махди» «ждут, когда что-то произойдет, или ждут приказа. Они ожидают момента, чтобы на чужих плечах влезть наверх и получить то, что они хотят», а именно власть.
По утверждению американского военного командования, за последние три месяца были убито или захвачено большинство руководителей иракского ответвления «Аль-Каиды» (34 из 42), а на свободе остаются лишь 8 главарей террористов.
По состоянию на 1 июля 2010 года в силовых структурах Ирака числи-лось около 658 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных сила 248 тыс. человек и в различных структурных подразделениях МВД – 410 тыс. человек.
В июне 2010 года потери иракских военных и полицейских при прове-дении ими боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности составили убитыми 80 человек, в т. ч. 50 военно-служащих и 30 полицейских (в мае — 63 человека, в т. ч. 17 военнослужащих и 46 полицейских).
Американские военные считают, что армия и силы безопасности Ирака в настоящее время хорошо подготовлены к борьбе с повстанцами и террори-стами («лучшие в регионе»), но все еще не в состоянии вести «обычную вой-ну».
В июне недалеко от Багдада было проведено совместное иракско-американское тактическое учение с боевой стрельбой. В учении участвовали американские истребители F-16 и танки М1А1 «Абрамс».
Армия Ирака в скором времени должна получить из США 140 танков М1А1 «Абрамс», для которых уже подготовлено 65 экипажей, а также 15 патрульных катеров. В то же время Ирак вряд ли сможет получить до конца 2011 года запрошенные им истребители F-16, которые, по словам коман-дующего ВС США в Ираке генерала Р. Одьерно, возможно прибудут в страну «когда-то после 2011 года».
Американцы опасаются, что нынешний премьер-министр Ирака Н. аль-Малики может попытаться использовать армию для удержания власти в сво-их руках. В этой связи указывается на недавние назначения им «своих людей» на посты командиров дивизий и бригад», дислоцированных в Багдаде и прилегающих к столице районах.
МВД Ирака в связи с имевшими место в июне массовыми протестными выступлениями населения установило новые правила, которые ограничивают право на свободу собраний и манифестаций. В частности, заявки на их про-ведение организаторы должны подавать не менее чем за 72 часа до проведе-ния акции. Власти особо предупредили, что любые акции, которые будут проводиться в нарушение новых правил, будут жестко подавляться полицией.
В июне 2010 года численность группировки вооруженных сил США в Ираке сократилась на 8 тыс. человек. По состоянию на 1 июля на иракской территории находилось около 84 тыс. американских военнослужащих. Высо-копоставленные американские военные в июне неоднократно заявляли, что к 1 сентября текущего года численность американского военного контингента в стране будет уменьшена до 50 тыс. человек.
Командование ВС США в Ираке расположено на базе «Виктория» в пригороде Багдада. Здесь же находятся штаб американских сил специального назначения в Ираке и штаб дивизионного командования «Центр». Помимо базы «Виктория» командованию «Центр» подчинены американские войска, размещенные на военных базах вблизи городов Эт-Таджи, Эль-Махмудия, Мадаин, Рамади.
Штаб дивизионного командования «Север» находится около Тикрита. Помимо сил, находящихся в Тикрите, командованию «Север» подчинены американские войска, размещенные на военных базах вблизи городов Киркук, Баакуба, Эль-Халис, Мосул, Таль-Афар, Эль-Мукдадия, Балад.
Штаб дивизионного командования «Юг» находится на военно-воздушной базе Басра. Помимо войск, находящихся на базе в районе Басра, командованию «Юг» подчинены американские войска, размещенные на во-енных базах вблизи городов Таллиль, Эль-Кут, Эль-Искандерия и Эд-Дивания.
В июне 2010 года в Ираке погибли 8 американских военнослужащих, в т. ч. боевые потери – 2 человека, (в мае – 6 человек, в т. ч. боевые потери – 2 человека). Число раненых в июне составило около 30 человек (в мае — около 50 человек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 30 июня 2010 года составили, по уточненным данным, убитыми (по информации Пентагона) 4409 человек и ранеными около 31850 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает чис-литься пропавшим без вести.
Периодически американские войска продолжают принимать участие в совместных с иракскими силами безопасности операциях против боевиков и террористов.
Интенсивность деятельности военной авиации США в Ираке в июне существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты ежедневно совершали от 18 до 50 вылетов (в мае — от 35 до 49 вы-летов) для поддержки действий наземных сил и обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в стране. При этом отмечается сокраще-ние числа американской авиации на выполнение боевых заданий. Боевая авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала под-держку войсковым и анитеррористическим операциям вооруженных сил Ирака, прикрывала с воздуха расположение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение важных транс-портных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку противника. Од-ним из наиболее часто применяемых способов действий американской авиа-цией в Ираке являются демонстрации силы над неспокойными районами страны, в первую очередь, над городами. Авиация США также регулярно привлекается к решению поисково-спасательных задач и эвакуации раненых. Транспортные перевозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным образом самолетами типа С-17 и С-130. Доза-правку горючим боевых самолетов в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
По состоянию на конец июня вывод боевых частей ВС США, их техни-ки и материальных средств из Ирака завершен примерно на 60 процентов. Из страны, в частности, вывезено 32 тыс. единиц подвижной техники, часть из которой переброшена в Афганистан, а 80 тыс. единиц различного оборудова-ния, снаряжения и материалов вывезены в грузовых контейнерах. Властям Ирака переданы техника и различные материальные, которые невыгодно воз-вращать в США, на сумму 91,4 млн долларов. Более того, иракским силовым структурам с разрешения американской администрации преданы вооружение, техника и различные сооружения стоимостью свыше двух миллиардов долларов.
В то же время, по информации СМИ, американские войска, покидаю-щие Ирак, не вывозят из страны токсичные отходы, что является прямым на-рушением правил Пентагона. Прежде всего, речь идет о протекающих кани-страх с нефтепродуктами, емкостях с кислотой, бракованных аккумуляторах. Командование ВС США заявляет, что в настоящее время решается вопрос об утилизации 14,5 тыс. тонн отходов, в частности, нефтепродуктов, в том числе смешанных с землей.
Госдепартамент США «тихо» создает собственную «небольшую ар-мию» для защиты дипломатического персонала в Ираке после ухода из стра-ны американских войск в 2011 году. Ее основу составят частные охранники. Для сил охраны госдепартамент намерен приобрести у Пентагона 24 верто-лета «Блэк Хок», 50 автомашин с усиленной бронированной защитой, тяже-лые грузовики, топливозаправщики, новейшие системы наблюдения и кон-троля.
Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в июне 2010 года по-прежнему оставалась сложной, а в некоторых районах страны — на-пряженной. Дальнейшее затягивание вопроса о формировании нового прави-тельства Ирака может способствовать росту насилия в стране, активизации действий вооруженной оппозиции и террористов.
Внутриполитическая обстановка в Ираке в июне 2010 года сущест-венных изменений не претерпела. В стране продолжался политический кри-зис, обусловленный острым соперничеством между ведущими партиями и движениями Ирака за право формирования нового правительства республики. Политическая ситуация в прошедшем месяце осложнилась ухудшением положения дел со снабжением населения электричеством и водой, что приве-ло к массовым протестам населения в различных районах страны, в основном на юге.
1 июня Верховный федеральный суд Ирака признал легитимными ре-зультаты выборов в Совет представителей — нижнюю плату парламента, со-стоявшихся 7 марта 2010 года, а 14 июня новый состав парламента провел свое первое (и пока единственное) заседание, на которой законодатели при-няли должностную присягу, однако не смогли договориться по кандидатуре спикера Совета представителей.
Как и прежде, основная борьба за право формирования нового прави-тельства ведется между блоком «Аль-Иракия» во главе с бывшим премьер-министром страны А. Алауи и коалицией «Государство закона», лидером ко-торой является нынешний глава кабинета министров Н. аль-Малики.
Законность своего права на формирование правительства А. Алауи обосновывает тем, что по конституции Ирака это поручается партии (блоку), завоевавшей на выборах наибольшее число депутатских мандатов. Как из-вестно, на выборах 7 марта блок «Аль-Иракия» получил наибольшее число мест в Совете представителей – 91.
11 июня коалиция «Государство закона» и блок шиитских партий Иракский национальный альянс (ИНА) объявили о создании крупнейшей парламентской коалиции, которая имеет в Совете представителей 159 депу-татских кресел из 325. Лидеры новой коалиции сразу же заявили о своем праве на формирование правительства. Однако внутри новой коалиции нет единства по основному и наиболее принципиальному вопросу – о кандидату-ре на пост премьер-министра. При этом Н. аль-Малики всячески пытается сохранить за собой этот пост, в то время как многие в ИНА, в первую оче-редь, сторонники имама М. ас-Садра, не желают оставлять Н. аль-Малики на этой должности на второй срок. Один из руководителей ИНА — лидер Высше-го исламского совета Ирака А. Хаким высказался за назначение на пост пре-мьер-министра видного шиитского политика И. аль-Джаафари, уже возглав-лявшего иракское правительство в 2005-2006 годах. А. Хаким считает, что И. аль-Джаафари сможет найти общий язык суннитскими и курдскими полити-ками. Однако это предложение не получило своего развития.
Представитель духовного лидера иракских шиитов Великого аятоллы А. Систани огласил 18 июня его заявление, в котором говорится, что А. Сис-тани может вмешаться в процесс формирования правительства, если полити-ки не смогут сделать это в ближайшее время. В заявлении также подчеркива-ется, что духовный лидер шиитов не отдает предпочтения ни одной из поли-тических партий.
По мнению президента иракской курдской автономии М. Барзани, в формировании нового кабинета министров должны принимать участие все политические силы Ирака, т. к. стране необходимо «правительство нацио-нального согласия». Вместе с тем, М. Барзани отметил, что курдские партии намерены «придерживаться уже сложившегося политического альянса», т. е дал понять, что может поддержать шиитско-курдскую коалицию, которая правила Ираком после парламентских выборов в 2005 году.
В июне Н. аль-Малики и А. Алауи впервые после выборов провели не-сколько личных встреч, обсудив вопросы, связанные с созданием нового правительства. Однако эти встречи не привели к конкретным подвижкам в позициях сторон, преодолении разногласий между двумя политиками. И все же по итогам последней встречи было объявлено о создании совместного ко-митета, который будет «следить за формированием правительства в сроки, отведенные конституцией».
В условиях продолжающегося политического кризиса на юге Ирака вновь активизируются центробежные тенденции. Так, спикер провинциаль-ного собрания Басры Дж. Амин заявил 21 июня, что он намерен продвигать идею предоставления провинции большей автономии от центрального прави-тельства, т. к. это, по его мнению, позволит местным властям «улучшить предоставление услуг гражданам». По утверждению Дж. Амина, большинст-во членов провинциального совета поддерживают эту идею. Конституция Ирака позволяет одной или нескольким провинциям образовывать автоном-ный регион на основе результатов соответствующего референдума. В 2009 году власти провинции Басра попытались организовать такой референдум, но не смогли собрать необходимого числа подписей под петицией с требованием о его проведении.
Сложной остается экономическое положение Ирака и ситуация в соци-альной сфере страны. По официальным данным уровень безработицы в Ираке достигает 50 проц, а по неофициальной информации он составляет до 70 проц. 43 проц иракцев живут в нищете, а 8 млн граждан страны нуждаются в экстренной гуманитарной помощи.
В иракском обществе растет недовольство деятельностью правительст-ва Н. аль-Малики, которое не в состоянии должным образом наладить работу коммунальных служб. Спрос на электричество в стране превышает его ре-альное производства более чем в два раза. На протяжении последних лет многие иракцы получают электричество менее 6 часов в неделю и оплачивают по 50 долларов в месяц за личные генераторы электроэнергии. К тому же правительство с 1 июня вдове повысило тарифы на электроэнергию – с 10 до 20 иракских динар за 1 киловатт/час за первые 1000 киловатт. Одной из при-чин плачевного состояния электроэнергетики называют коррупцию. Кроме того, каждый четвертый житель Ирака лишен доступа к чистой питьевой во-де.
В июне недовольство населения создавшимся положением переросло в массовые протестные выступления, прошедшие на юге страны в Басре, Кер-беле и Эн-Насирийе, в центре – в Эль-Хилле и Эд-Диванийе, а также в запад-ной провинции Анбар. В результате в отставку подал министр энергетики Ирака К. Вахид, заявивший, что он не в силах обеспечить страну электро-энергией. Премьер-министр Н. аль-Малики заявил, что для ввода в строй но-вых энергетических мощностей, которые смогут обеспечить потребности Ирака в электроэнергии, необходимо не менее двух лет.
В Ираке наблюдается острая нехватка врачей – до 100 тыс. человек. При этом в стране в настоящее время работают всего 20 тыс. квалифициро-ванных медицинских специалистов. Иностранные врачи в Ирак не едут, а ме-стные медицинские учебные заведения не успевают готовить специалистов. К тому же молодые врачи часто покидают страну из-за опасений за свою безопасность и жизнь. Всего за последние шесть лет из Ирака эмигрировали свыше 8 тыс. врачей, а случаи их возвращения на родину отмечаются очень редко.
Многие из вернувшихся в течение последних двух лет в Ирак беженцев вновь покидают страну. Среди основных причин, заставляющих людей по-вторно эмигрировать, называют проблемы безопасности и трудности с уст-ройством на работу.
На фоне имеющихся трудностей заметные успехи отмечаются в нефтя-ной отрасли. Так, в мае 2010 года экспортные поставки сырой нефти принесли иракскому бюджету 4,325 млрд долларов, а в апреле – 4,2 млрд долларов.
29 июня было объявлено о подписании крупной сделки иракскими нефтегазовыми компаниями с британско-голландской Роял Датч Шелл и японской Мицибуси Корп. на постройку электростанций, которые будут ра-ботать на ныне сжигаемом попутном природном газе.
Таким образом, в июне 2010 года отличительными чертами внутрипо-литической обстановки в Ираке были затянувшийся глубокий политический кризис и массовые протестные выступления населения, вызывные неудовле-творительной ситуацией в электро- и водоснабжении, а также плохой работой коммунальных служб.
В июне 2010 года внешнеполитическая деятельность руководства Ирака не отличалась высокой активностью, что было обусловлено продол-жавшимся в стране политическим кризисом.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил 23 июня, что иностран-ные государства несут ответственность за то, что в его стране до сих пор не создана новая правительственная коалиция. Н. аль-Малики призвал зарубеж-ные страны прекратить вмешательство в процесс переговоров о создании та-кой коалиции, т. к. «международное и региональное вмешательство в форми-рование правительства породило множество проблем». Вместе с тем, глава иракского правительства отметил, что в Багдаде не имеют намерений ссо-риться с другими странами.
Повышенную озабоченность развитием ситуации в Ираке проявляет американская администрация, пытающаяся воздействовать на иракских по-литиков с целью ускорить процесс формирования нового правительства страны. Однако эти усилия США пока не имеют видимого успеха, что еще раз демонстрирует ограниченность возможностей Вашингтона влиять на по-литические процессы, происходящие в Багдаде.
25 июня президент США Б. Обама назначил карьерного дипломата Дж. Джеффери новым американским послом в Ираке.
Специальный представитель ООН в Ираке Э. Мелкарт заявил 28 июня, что иракским политическим лидерам следует преодолеть имеющиеся между ними разногласия, т. к. в противном случае образовавшийся в стране полити-ческий вакуум может дестабилизировать Ирак.
Повышенную активность в сфере внешних сношений проявило в ми-нувшем месяце руководство иракской курдской автономии. В начале июня президент Иракского Курдистана М. Барзани впервые посетил с официальным визитом Турцию. По итогам переговоров в Анкаре стороны достигли договоренности о расширении сотрудничества в сферах экономики, энерге-тики и транспорта. При этом особое внимание было уделено сотрудничеству в нефтяной отрасли. Также обсуждались вопросы безопасности в районе иракско-турецкой границы и борьба с терроризмом.
16 июня М. Барзани посетил с визитом Францию, где встретился с пре-зидентом этой страны Н. Саркози и главой французского МИДа Б. Кушнером. По итогам визита было достигнуты договоренности об укреплении дву-стороннего сотрудничества и увеличении французских инвестиций в курд-скую автономию.
Ирак и Турция в июне договорились о продлении эксплуатации нефте-провода из Киркука в турецкий средиземноморский порт Джейхан, который был введен в строй в 1976 году. В 2009 году через этот нефтепровод было прокачено 167,6 млн баррелей нефти.
Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в июне 2010 года характеризовалась повышенной сложностью. Нестабильной с серьезны-ми элементами напряженности остается положение дел в сфере безопасности. Нет пока и заметных признаков того, что иракская ситуация ближайшее время может измениться в позитивном направлении. Главным образом это связано с тем, что ведущие национальные политические силы и их лидеры не в состоянии найти компромиссы, что позволило бы начать вывод страны из затянувшегося политического кризиса, который становится все более опас-ным для стабильности и единства Ирака.