Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (28 июня — 4 июля 2010 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с Афганистаном и ядерной программой Ирана. 4 июля американский генерал Д. Петрэус официально вступил в должность командующего войсками США и НАТО в Афганистане. Президент Ирана М. Ахмадинежад заявил 28 июня, что Тегеран замораживает до конца августа переговоры с «шестеркой» международных посредников (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) по ядерной программе ИРИ.

В столице Ливии Триполи 28 июня состоялся арабский пятисторонний саммит с участием руководителей Египта, Ирака, Йемена, Катара и Ливии, а также генерального секретаря Лиги арабских государств А. Мусы. Участники встречи обсудили вопросы «реструктуризации» ЛАГ и предложение о созда-нии Арабского союза. Так, Йемен предоставил подготовленный им проект Союза арабских государств, в котором изложены «принципы и цели предпо-лагаемого объединения, его структура и рабочие механизмы, а также опреде-лены институты и механизмы каждого из них». Другие предполагаемые из-менения, в частности, предусматривают ежегодно проводить не один, как сейчас, а два общеарабских саммита, создать исполнительный совет ЛАГ на уровне глав правительств и несколько профильных советов – министров тор-говли и промышленности, финансов, инвестиций. Все предложенные изме-нения намечено обсудить на общеарабском саммите в октябре с. г.

1 июля исполняющим обязанности главы Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США стал генерал-лейтенант морской пехоты Джон Аллен, который с июля 2008 был заместителем главы ОЦК генерала Д. Пет-рэуса. Ранее генерал Дж. Аллен командовал американскими войсками в иракской провинции Анбар.

По оценке нового командующего войсками США и НАТО в Афгани-стане генерала Д. Петрэуса, в течение нескольких месяцев боевые действия в этой стране могут усилиться. Генерал также полагает, что потребуются годы, прежде чем афганские армия и полиция смогут взять на себя всю полноту от-ветственности за обеспечение безопасности в стране. Кроме того, для реше-ния этой задачи необходимо «улучшить местное управление». В числе при-оритетов своей деятельности Д. Петрэус назвал обеспечение безопасности мирного афганского населения. Генерал указал и на «слабое взаимодействие» между США и правительством Афганистана. Залогом успеха в борьбе с дви-жением «Талибан» и стабилизации обстановки в Афганистане Д. Петрэус считает единство действий и сотрудничество западной коалиции с афганскими гражданскими и военными структурами. Генерал поддержал инициативу президента США Б. Обамы о начале вывода американских войск из Афгани-стана в июле 2011 г. Сам же Б. Обама заявил 28 июня, что его основная зада-ча в Афганистане – это «обеспечение успешности наших действий, ради осуществления которых наша молодежь идет на большие жертвы». Глава американской администрации отметил, что Афганистан продолжает оста-ваться «критически важным для американских национальных интересов» и поэтому США будут оказывать ему помощь на протяжении длительного пе-риода времени.

В июне 2010 года войска западной коалиции в Афганистане понесли наибольшие потери со времени начала войны в этой стране в 2001 г., потеряв убитыми 102 человека. Всего же за первое полугодие 2010 г. союзники поте-ряли убитыми 322 человека, в т. ч. 200 военнослужащих ВС США и 64 бри-танских солдата и офицера. По мнению командования НАТО, столь высокие потери обусловлены использованием боевиками движения «Талибан» новой тактики ведения боевых действий и активизацией наступательных операций коалиционных сил против талибов. Наибольшие потери западные войска по-несли от широкого использования противником самодельных взрывных уст-ройств. И еще. Натовское командование полагает, что ведение боевых дейст-вий союзными войсками по новым правилам, которые были введены в 2009 г. и предусматривают принятие мер по снижению потерь среди гражданского населения, также способствовало росту потерь среди военнослужащих сил коалиции.

Между тем талибы продолжают действовать с высокой интенсивно-стью. Так, 30 июня боевики совершили нападение на одну из крупнейших военных баз войск НАТО в Афганистане вблизи Джалалабада в 125 км к вос-току от Кабула. Это нападение талибы назвали «посланием» прибывшему в страну генералу Д. Петрэусу.

1 июля представитель «Талибана» заявил, что движение не видит смысла вступать в переговоры ни с президентом Афганистана Х. Карзаем, ни с командованием сил НАТО, т. к. талибы убеждены, что они одерживают по-беду. А поэтому, «зачем спрашивается нам вести переговоры, если мы побе-ждаем, а иностранные войска рассматривают возможность своего ухода, а также когда в рядах наших противников присутствуют разногласия».

По мнению президента Ирана М. Ахмадинежада, перерыв в перегово-рах с международными посредниками по ядерной программе ИРИ необхо-дим, чтобы «дисциплинировать Запад». Кроме того, иранский президент вы-двинул ряд условий, при соблюдении которых сотрудничество между ИРИ и «шестеркой» посредников может быть продолжено. Более того, М. Ахмади-нежад считает, что выдвинутые им условия должны перевести переговоры «в более правильное русло». В качестве первого условия президент ИРИ требу-ет, чтобы все участники переговоров объявили о своем отношении к вопросу о ядерном оружии Израиля. При этом «Иран будет разными методами вести переговоры с теми странами, которые поддерживают использование Израи-лем ядерного оружия и с теми странами, которые это не поддерживают». Второе условие – все участники переговоров должны «предельно четко объя-вить о своих обязательствах по Договору о нераспространении ядерного оружия». Третье условие – это «требование к участникам переговоров объя-вить, что они хотят получить по их итогам: хотят ли они стать друзьями или врагами Ирана». И, наконец, Тегеран настаивает на введение в число стран-посредников Бразилии и Турции, с которыми ИРИ подписала соглашение о переработке урана до более высокой степени обогащения.

На прошедшей неделе Ирана направил послания всем 15 членам Сов-беза ООН по вопросу о новых санкциях, веденных этим органом в отношении ИРИ резолюцией №1929 от 9 июня. В посланиях данная резолюция в очередной раз названа «несправедливой и незаконной», причем особой кри-тике подвергнута «настойчивая и торопливая деятельность США и их союз-ников» по проталкиванию этого «направленного против великой иранской нации» документа. Также подчеркивается решимость Ирана и впредь разви-вать ядерные технологии в мирных целях.

4 июля председатель комиссии по иностранным делам меджлиса (пар-ламента) ИРИ А. Боруджери заявил, что Иран может не настаивать на собст-венном производстве ядерного топлива для исследовательского реактора в Тегеране, если сможет получить его из-за рубежа.

Президент США Б. Обама, подписывая 1 июля законопроект об уже-сточении американских санкций против Ирана, заявил, что дверь для дипло-матического урегулирования ядерной проблемы этой страны «все еще от-крыта». В то же время Б. Обама вновь предупредил, что США не намерены допустить появления у Ирана ядерного оружия. Тем временем все больше крупных западных компаний свертывают свое сотрудничество с Ираном из-за введенных в отношении него санкций. На прошедшей неделе французская нефтегазовая компания «Тоталь» стала последней западной компанией, при-остановившей поставки в ИРИ нефтепродуктов, в т. ч. бензина.

1 июля в крупнейшей мечети города Лахор на западе Пакистана бое-вики-смертники совершили крупный теракт, в результате которого погибли свыше 40 человек, а до 180 получили ранения. Н. Шариф, возглавляющий главную оппозиционную партию страны – Пакистанскую мусульманскую лигу – Н, заявил, что власти должны начать переговоры с местными талибами и созвать конференцию по проблеме терроризма, обещав в этом случае поддержку своей партии. 4 июля премьер-министр страны Ю. Р. Гилани со-общил о намерении провести конференцию по борьбе с терроризмом.

На юго-западе Турции правительственные войска продолжают войско-вые операции против боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК). Турецкие ВВС 1-2 июля нанесли серию ударов по позициям против-ника в горных районах, прилегающих к границе с Ираком, и в Северном Ираке. Артиллерия наносит массированные огневые удары по позициям и лагерям боевиков РПК как на турецкой, так и на иракской территории. В от-вет сепаратисты совершили 3 июля крупную диверсию, подорвав на юго-востоке Турции нефтепровод из иракского города Киркук в турецкий порт Джейхан.

1 июля в Брюсселе состоялась встреча министра иностранных дел Тур-ции А. Давутоглу с министром промышленности и торговли Израиля Б. Бен-Элизером. Это был первый контакт между членами правительств двух стран после произошедшего 31 мая инцидента с т. н. «Флотилией мира». Стороны договорились о продолжении неформальных встреч.

Глава израильского правительства Б. Нетаньяху 3 июля выразил свое удовлетворение встречей двух министров и заявил о заинтересованности Из-раиля в нормализации отношений между Израилем и Турцией. Однако при этом Б. Нетаньяху подчеркнул, что его страна не намерена извиняться перед Турцией за операцию по перехвату «Флотилии мира» и не будет выплачивать компенсации пострадавшим от действий израильских военных.

Повышенная активность отмечалась на прошедшей неделе на палести-но-израильском направлении. Министр иностранных дел России С. Лавров посетил Израиль, палестинские территории и Египет, обсудив с израильскими и арабскими руководителями проблемы двусторонних отношений и вопросы ближневосточного урегулирования, особенно ход непрямых палестино-израильских переговоров. После встречи с С. Лавровым министр ино-странных дел Израиля А. Либерман заявил, что он не видит перспектив соз-дания независимого палестинского государства до 2012 г. Со своей стороны, глава МИД РФ отметил, что Россия правильно делает, контактируя с пале-стинским движением ХАМАС «для продвижения позиции» международного «квартета» посредников (Россия, США, Евросоюз, ООН) и «всего мирового сообщества». Россия поддерживает контакты с ХАМАСом «после того, как значительная часть палестинцев проголосовала за них на выборах. В ходе наших контактов мы убеждаем ХАМАС встать на платформу ООП. Опреде-ленные подвижки в эту стону есть». С. Лавров отметил, что этот «процесс очень сложный, но если этим процессом не заниматься, то мы не добьемся результатов».

Регион также посетил спецпредставитель президента США по Ближне-му Востоку Дж. Митчелл, который встречался с израильскими и палестин-скими руководителями. На встрече с Дж. Митчеллом глава ПНА М. Аббас предложил работать над проблемами безопасности и границ, без прогресса в решении которых он не видит смысла в переходе от непрямых переговоров к непосредственному диалогу с Израилем. Тем временем администрация Иеру-салима планирует возвести еще 60 домов в восточной части города, что мо-жет вновь осложнить палестино-израильский переговорный процесс.

29 июня по итогам встречи в Вашингтоне король Саудовской Аравии Абдалла и президент США Б. Обама заявили «об активной поддержке» уси-лий «шестерки» международных посредников «по обузданию ядерных амби-ций Ирана». Два руководителя также рассмотрели вопросы налаживания прямого переговорного процесса между израильтянами и палестинцами, ука-зали на необходимость возобновления диалога Израиля с Сирией и Ливаном для «достижения мира на Ближнем Востоке». На переговорах были затронуты вопросы оказания помощи Афганистану, поддержки правительства Ливана «в его усилиях по охране национального суверенитета», ситуация в Ираке. Причем КСА и США подчеркнули необходимость формирования в этой стране «правительства широкого представительства». Также обсуждались проблемы борьбы с международным терроризмом. Король Абдалла и прези-дент Б. Обама высказались за дальнейшее расширение сотрудничества между двумя странами в политической, экономической и других сферах.

Приложение

 

 

О политическом курсе президента Египта Хосни Мубарака

 

 

Президент Египта Хосни Мубарак находится на посту главы государ-ства с 1981 г. и является одним из политических долгожителей Арабского Востока. Дольше его у руля власти в арабских странах находятся лишь лидер ливийской революции Муаммар Каддафи (с 1969 г.), султан Омана Кабус (с 1970 г.) и президент Йемена Али Абдалла Салех (с 1978 г.).

Столь длительное пребывание Х. Мубарака на посту президента АРЕ можно объяснить двумя основными факторами. Первый – это система власти, возникшая в Египте в результате антимонархической революции 1952 г., и существующая с известными коррективами вплоть до настоящего времени. Главная отличительная черта этой системы – авторитаризм, сосредоточение властных полномочий в руках президента республики, который определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику страны, жестко контро-лирует кадровые перемещения в различных властных и политических струк-турах. На президенте замыкается руководство армией и органами безопасно-сти. Вместе с тем, феномен политического долголетия Х. Мубарка в немалой степени обусловлен и его личными и деловыми качествами, как политика и государственного руководителя. Ведь устойчивость нынешней египетской власти в значительной степени поддерживается умелым балансированием Х. Мубарака между представителями различных политических течений.

За годы своего президентства Х. Мубарак по праву стал одним из крупнейших лидеров Ближнего Востока, видным политиком мирового мас-штаба. Между тем ему досталось от предшественника — А. Садата тяжелое наследство внутри страны и во внешней политике. Египет пребывал в изоля-ции в арабском мире и находился в сильной зависимости от США. Перед Х. Мубараком, главным кредо которого являются постепенность, основатель-ность, целеустремленность и прагматизм, стояла сложнейшая задача по вы-воду страны из кризисного состояния.

Египетский президент сумел шаг за шагом сгладить отрицательные по-следствия мира с Израилем (1979 г.). В итоге к концу 1980-х гг. позиции АРЕ в арабском мире были восстановлены. Сегодня Египет оказывает заметное влияние на положение дел в ближневосточном регионе, где авторитет АРЕ, ее лидера Х. Мубарака, египетской внешней политики достаточно высоки. К голосу Каира прислушиваются на Арабском Востоке, в других странах ре-гиона, хотя не всегда и не во всем следуют египетским рекомендациям и инициативам. Характерной чертой политики Х. Мубарака является поддер-жание постоянных контактов с лидерами большинства арабских стран. Еги-петский руководитель всемерно стремится усилить в регионе роль сдержи-вающего фактора при решении многочисленных и сложных спорных вопро-сов политического, экономического и погранично-территориального харак-тера. АРЕ принимает активное участие в процессе ближневосточного урегу-лирования, проводит прагматичный курс в отношениях с Израилем. В то же время в последние годы Египет без видимого успеха пытается примирить ве-дущие палестинские движения ФАТХ и ХАМАС.

В годы президентства Х. Мубарака Египет стал реально придерживать-ся многовекторной внешней политики. К характерным чертам египетской дипломатии следует отнести тщательную оценку ситуации и принятие на ее основе продуманных решений, исходя из национальных интересов страны, выбор в каждом конкретном случае таких внешнеполитических партнеров, чьи интересы совпадают с интересами АРЕ и взаимодействие с которыми способно принести практические положительные результаты.

Х. Мубарак не стал слепо проводить проамериканскую политику, а с присущей ему осторожностью стремится последовательно защищать интере-сы АРЕ. Это, однако, не мешает Каиру в основном поддерживать американ-ские политические инициативы в регионе. Более того, США стали ведущим партнером Египта в вопросах военного строительства и технического осна-щения его вооруженных сил. Ориентация на США обосновывается в Каире тем, что Египет по-прежнему нуждается в американской военной и экономи-ческой помощи, без которой политическая и экономическая стабильность в АРЕ может нарушиться или даже рухнуть (аналогичной точки зрения при-держиваются и многие американские политики). Следовательно, считают в АРЕ, необходимо всячески укреплять двустороннее сотрудничество, тогда как попытки сильного оппонирования политике США в регионе неизбежно окажутся неудачными и будут негативно отражаться на национальной мощи.

Египет при Х. Мубараке постепенно восстановил отношения с СССР. Сегодня Каир заинтересован в стабильных отношениях с Россией, в энергич-ном и весомом российском присутствии на Ближнем Востоке. Это отвечает египетским интересам, т. к. давало бы АРЕ возможность не только большей свободы действий в регионе, но и позволяло бы при удобном случае исполь-зовать «российскую карту» для торга с США в вопросах получения дополни-тельных материальных выгод или политических дивидендов.

Придя к власти, Х. Мубарак во избежание политических и социально-экономических катаклизмов начал осторожное и поэтапное реформирование различных сторон жизни общества. Фасад правящего режима был подвергнут определенному обновлению. Не меняя его авторитарной сущности, власти взяли курс на постепенное исправление ошибок садатовского периода. Внут-риполитическая жизнь в Египте последовательно стала развиваться по пути дозированной демократии. Эта тенденция получила развитие в последние го-ды. Так, в 2005 г. были приняты поправки в конституцию АРЕ, предусматри-вающие альтернативные выборы президента страны. Многопартийный демо-кратический фасад египетского общества выгодно отличает АРЕ в глазах За-пада от преобладавших в регионе абсолютистских и диктаторских режимов. В то же время ограниченная демократизация и либерализация не создают ре-альной угрозы правящему режиму. В силе остается ряд антидемократических законов и указов. В стране с 1981 г. действует режим чрезвычайного положе-ния, что позволяет властям жестче контролировать и дозировать деятель-ность оппозиции. Сохраняется запрет на создание партий на религиозной и этнической основе. Власти жестко расправляются с любыми проявлениями правого и левого экстремизма. Это позволило правительству в 1990-е гг. по-давить попытку исламистских экстремистов развязать в стране гражданскую войну по алжирскому сценарию. Президент сохраняет практически неогра-ниченные полномочия, а правительство обеспечивает контроль через выборы над законодательной властью. Не способствуют развитию демократии в Египте и низкий уровень социально-экономического и культурного развития страны, незавершенность процесса формирования гражданского общества. На руку Х. Мубараку и его окружению играют и традиционная пассивность большинства египтян, их привычка со времен фараонов делать то, что пред-писано сверху.

Х. Мубарак проводит политику по усилению контроля над армией, что имеет цель создание гарантированных условий по недопущению несанкцио-нированного вмешательства военных в политику. На сегодняшний день воо-руженные силы находятся в полном подчинении президента и фактически не подотчетны другим органам власти. В армии периодически проводятся чист-ки, увольнения политически неблагонадежных военнослужащих. Большое внимание Х. Мубарак уделяет поддержанию постоянных личных контактов с личным составом армии. Глава государства – верховный главнокомандующий ВС — регулярно посещает воинские части, присутствует на выпусках военно-учебных заведений, наблюдает за военными учениями. Одним из важнейших и весьма эффективных элементов в деле упрочения позиций правящего режима в армии является постоянное внимание, которое руководство АРЕ уделяет вопросам военного строительства и повышения боевой мощи национальных ВС. Приоритетное внимание здесь уделяется постепенному перевооружению войск на новую технику, совершенствованию организаци-онной структуры штабов и войск, улучшению качества подготовки всех кате-горий военнослужащих.

Несмотря на меняющуюся картину политической жизни Египта, пра-вящий режим во главе с президентом Х. Мубараком, опираясь на армию, спецслужбы и другие структуры государственного аппарата, имеет еще дос-таточно ресурсов для того, чтобы справляться с возникающими трудностями, и в целом уверенно контролирует ситуацию в стране.

В то же время все большую актуальность для Египта приобретает во-прос о преемнике Х. Мубарака (1928 г. рождения). Официальных «наследни-ков» президент не имеет. По конституции, в случае его ухода обязанности главы государства должен временно исполнять спикер парламента. Однако возможным преемником в АРЕ и за рубежом настойчиво называют младшего сына президента Гамаля Мубарака. Указывают в качестве возможного «на-следника» и на главу спецслужб АРЕ генерала Омара Сулеймана. В целом же нерешенность вопроса о преемнике Х. Мубарака в переходный период может негативно повлиять на ситуацию в стране, привести к дестабилизации обста-новки в Египте с трудно предсказуемыми последствиями.

52.41MB | MySQL:103 | 0,515sec