Встреча между А. Давутоглу и Б. Бен-Элиэзером – поиски путей турецко-израильского сближения?

30 июня с.г. состоялась встреча между министром иностранных дел Турецкой Республики Ахметом Давутоглу и министром промышленности и торговли Государства Израиль Биньямином Бен-Элиэзером. Цель этой встречи заключалась в поисках путей нормализации турецко-израильских отношений, резко обострившихся после перехвата израильским спецназом у берегов сектора Газа «Флотилии свободы». О месте проведения встречи известно лишь то, что прошла она в одной из европейских стран. Данное событие было резко осуждено лидером партии «Наш дом – Израиль» и министром иностранных дел Израиля Авигдором Либерманом, поскольку его об этой встречи «не предупредили», несмотря на то, что идея о проведении двусторонней беседы получила одобрение премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Как бы оправдывая свои действия, офис израильского премьера пояснил, что встреча имела «неофициальный» характер. Утверждается также, что доложить израильскому министру иностранных дел о намерении провести в Европе встречу между представителями Израиля и Турции не представлялось возможным по «техническим причинам». Очевидно, что А. Либермана такое объяснение не удовлетворило, и он заявил: «МИД придает большое значение проведению этой встречи без ведома министерства». По словам главы израильского внешнеполитического ведомства, это событие нанесло большой удар по доверию между премьер-министром и министром иностранных дел страны.

Турецкие официальные лица подтвердили факт проведения двусторонней встречи, но при этом поспешили подчеркнуть, что ее инициатором выступила израильская сторона. А. Давутоглу, отметив, что предложение о встрече поступило с израильской стороны, заявил: «Причину проведения этой встречи в тайне необходимо выяснять у Израиля». Согласно сообщениям в СМИ, в своей беседе министры обсудили кризис в двусторонних отношениях, возникший в последнее время между двумя государствами.

Известно, что в настоящее время Б. Бен-Элиэзер считается в правительстве Б. Нетаньяху наиболее близким к Турции министром. Получив «добро» на проведение этой встречи, было решено провести ее на неофициальном уровне и не ставить в известность А. Либермана. Следует заметить, что Б. Бен-Элиэзер не в первый раз проявляет подобную инициативу, направленную на сближение позиций между Израилем и Турцией. Так, в ноябре 2009 г., находясь с визитом в Турции, он сделал ряд важных политических заявлений. Министр промышленности и торговли тогда заявил, что отношения между Израилем и Турцией носят стратегический характер. Во время его пребывания в Турции было проведено 4-е заседание Совместной экономической комиссии, в ходе которого был подписан меморандум о взаимопонимании. Израильский министр выразил в прошлом году готовность Израиля к сотрудничеству с Турцией и углублению отношений между двумя странами, а также заявил, что его страна готова повысить торговый оборот с Турцией до 8 млрд долл. США за 2 года. Разумеется, не нужно ожидать, что и в ходе последней беседы были обозначены подобные задачи, однако, по мнению многих турецких экспертов, кое-какое потепление в двусторонних отношениях все же намечаются.

Турецкие аналитики полагают, что если бы не сработала израильская разведка, то, по всей вероятности, европейская встреча так и осталась бы «засекреченной». Это, по мнению большинства турецких политологов, противоречит объявленному ранее А. Давутоглу принципу «прозрачности» во внешней политике. Судя по информации в прессе, переговоры были рассекречены министром обороны Израиля и лидером партии «Авода» Эхудом Бараком. Это дает основание полагать, что таким образом израильские военные хотели «преподнести Анкаре урок» за то, что она не позволила самолету ВВС Израиля пройти над турецким воздушным пространством при перелете в Польшу. Напомним, 27 июня с.г. транспортный самолет ВВС Израиля перевозил более 100 израильских военнослужащих, которые должны были совершить экскурсии по памятным местам и посетить мемориалы, созданные на месте бывших концентрационных лагерей, где погибли миллионы евреев. Рейсы в Польшу и Германию осуществляются на транспортных самолетах израильских ВВС, в основном на Боинге-707. Гражданские и военные самолеты, идущие рейсом на Польшу, регулярно пересекают воздушное пространство Турции, но в этот раз военный борт был вынужден использовать альтернативный маршрут.

Очевидно также и то, что не только правительство Б. Нетаньяху стало инициатором двусторонней встречи. Аналитики уверены в том, что без посредничества Соединенных Штатов здесь не обошлось. Американское участие дало результаты, но, прежде всего, выгодные для них самих. С учетом того, что Израиль является ближайшим союзником США, а Турция – членом Североатлантического альянса и страной, с которой США хотелось бы впредь иметь только «конструктивные отношения», нетрудно понять интересы и позицию администрации Белого Дома в данном вопросе. Иными словами, «американская подоплека» в возможном турецко-израильском сближении с точки зрения интересов Соединенных Штатов является необходимой и очевидной. Достаточно лишь вспомнить, что 26 июня с.г. в Торонто в рамках саммита «большой двадцатки» между президентом США Бараком Обамой и премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом была проведена частная беседа, в ходе которой турецко-израильским отношениям было уделено большое внимание.

По мнению аналитика корпорации РЭНД Стивена Ларраби, вполне возможно, что в скором времени на политическую повестку дня в Соединенных Штатах снова встанет вопрос о законопроекте по признанию событий 1915 г. в Османской империи в качестве геноцида против армянского народа. По мнению С. Ларраби, администрация Б. Обамы сможет оказывать этому противодействие лишь до определенного момента. В настоящее время Конгресс США, где функционируют весьма влиятельное израильское лобби, настроен далеко не в пользу Турции. Другими словами, вероятность принятия законопроекта о признании геноцида армян при сохранении сегодняшних условий на этот раз довольно высока. Администрация Белого Дома опасается, что такое развитие событий в свою очередь нанесет серьезный удар по американо-турецким отношениям. Именно поэтому Б. Обама крайне заинтересован в улучшении турецко-израильских связей. С этой точки зрения следует рассматривать и попытки американцев в последнее время «оживить» процесс турецко-армянского сближения. Ведь понятно, что, с одной стороны, «израильский вопрос» станет предметом ближайшей предвыборной кампании в Турции. С другой стороны, «прорыв» в армянском направлении в настоящее время тоже выглядит весьма ограниченным, а его развитие на фоне нынешних внутриполитических проблем в Турции маловероятным. Именно поэтому в настоящее время вопрос об улучшении турецко-израильских отношений стремительно превращается в предварительное условие развития турецко-американского сближения.

Вероятно также и то, что состоявшаяся в Европе «тайная» встреча не станет последней. За ней теперь последуют «открытые», «официальные» переговоры. Главное, первый шаг сделан. По словам Б. Нетаньяху, очень важно то, что встреча все-таки состоялась. Он подчеркнул, что в настоящее время необходимо предпринимать усилия в целях предотвращения дальнейшего ухудшения отношений между Израилем и Турцией. Возвращение прежних отношений в интересах обеих стран. Тем не менее, Б. Нетаньяху отметил, что просить у Турции прощения израильтяне не станут, и выплачивать компенсации туркам израильское правительство не собирается. Премьер-министр Израиля лишь выразил свое сожаление по поводу гибели пассажиров турецкого судна «Мави Мармара», входившего в «Флотилию свободы».

И все же сама попытка, направленная на улучшение двусторонних отношений, многими турецкими экспертами оценивается позитивно. Однако, с учетом сложившейся внутриполитической обстановки в обеих странах, несмотря на то, о чем велась «тайная» дискуссия, отношения между Турцией и Израилем улучшатся, судя по всему, не скоро. Очевидно, что А. Давутоглу крайне не доволен тем, что его «секретная встреча» с Б. Бен-Элиэзером стала достоянием общественности. Выступая перед парламентом Турецкой Республики, А. Давутоглу заявил, что беседа была организована с целью полного изложения израильским властям турецких требований в «четкой форме» и «непосредственным образом». Всем на удивление он отметил, что, в принципе, никогда не был против проведения подобных встреч.

Итак, процесс сближения сторон, хоть и в ограниченной степени, но запущен. Однако для дальнейшего развития двусторонних отношений необходимо все же преодолеть следующие препятствия: во-первых, следует хотя бы частично удовлетворить ожидания турецкой общественности, не говоря уже о требованиях турецкого правительства, которые выражаются в следующем: 1) принесение Израилем официальных извинений; 2) выплата компенсаций семьям пострадавших, принявших участие в «гуманитарной акции»; 3) снятие блокады с сектора Газа; 4) проведение «беспристрастного и независимого международного расследования» событий и фактов, связанных с инцидентом в Средиземном море. Во-вторых, необходимо разрешить «кризис доверия» в кабинете министров Израиля. Пока в этих вопросах стороны непримиримы. А. Либерман уже заявил, что не уйдет из правительства, а глава кабинета министров Израиля подчеркнул, что ни о каких извинениях и компенсациях в пользу Турции и ее граждан не может быть и речи.

52.31MB | MySQL:103 | 0,397sec