Курдский фактор после муниципальных выборов
Курдский фактор приковывал очень много внимания во время прошедшей предвыборной кампании. Упомянем, что на этапе выдвижения кандидатов для мэрских выборов в Стамбуле в Партии равенства и демократии народов (DEM) шла борьба между ее руководством и бывшим лидером Демократической партии народов (HDP) Селахаттином Демирташем по вопросу выдвижения в крупнейшем турецком мегаполисе его жены Башак Демирташ. Эту активность в прессе связывали с тем, что он готовит курдский фланг политический фланг к началу переговоров с Р.Т.Эрдоганом по началу нового этапа нормализации. Однако руководство DEM в итоге выдвинуло бывшего заместителя главы парламентской фракции HDP Мераль Даныш Бешташ вместе с малоизвестным широкой публике Муратом Чепни. Справедливо это решение воспринималось как поражение Демирташа. Сами муниципальные выборы тоже ничего не дали партии. В Стамбуле почти вся электоральная база партии поддержала самого сильного оппозиционного кандидата Экрема Имамоглу, поэтому политика DEM по выставлению сильных кандидатов, по сути, была провальной.
Тезис о возможном возрождении переговорного формата между Эрдоганом и прокурдскими силами предполагал преследование двух целей: освобождения из тюрьмы лидеров курдского политического движения и отмены политики назначения мэров в юго-восточных районах, несмотря на итоги выборов. Но показательно, что именно в этих сферах произошли неутешительные для Партии равенства и демократии народов изменения.
16 мая было вынесено судебное решение по делу Кобани. Оно связано с беспорядками, которые произошли в октябре 2015 г. на фоне ухудшения военного положения вооруженных формирований сирийских курдов во время активной фазы наступления террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена на территории Российской Федерации). По нему судебные сроки получили основные лидеры Демократической партии народов того времени. Селахаттин Демирташ получил 42 года тюремного заключения, бывший сопредседатель Демократической партии народов Фиген Юксекдаг приговорили к 30 лет и 3 месяцам. По сути, эти судебные решения сделали бесперспективными попытки восстановления диалога по нормализации отношений между правительством и курдскими политическими организациями. План Демирташа провалился, а Эрдоган еще раз показал, что даже в сложной ситуации не готов во чтобы ни стало реализовать свои планы за счет поддержки прокурдских партий.
Другая актуальная проблема курдских партий также была активизирована после выборов. Она связана с назначенцами в районах доминирования Партии демократии и равенства народов. 2 апреля в Ване начались акции протеста, перешедшие в столкновения с полицией. Их причиной стал отказ Высшего избирательного совета от выдачи кандидату от Партии равенства и демократии народов Абдулле Зейдану мандата, хотя он победил на выборах. Вместо него мандат был передан кандидату от Партии справедливости и развития (AKP) Абдулахату Арвасу, который занял 2-е место. Формальным поводом для этого решения стало то, что Зейдан отбывал наказание в исправительной колонии в 2016-2022 гг. по статьям, связанным с причастностью к деятельности террористических организаций. Проблема этой ситуации была связана с тем, что изначально этот факт был известен, однако не помешал зарегистрировать этого кандидата. После акций протеста Зейдану все же был выдан его мандат. 3 июня случился похожий случай с противоположным исходом. Мэр Хаккяри Мехмет Сыддык Акыш был снят со своей должности и вместо него был поставлен назначенец. Поводом опять стало обвинение в членстве в террористической организации.
Почему эти случаи показательны? Тут необходимо вспомнить про дискурс о нормализации политического процесса. Важно отметить, что прокурдский лагерь и Партия равенства и демократии народов оказалась вне этого процесса. Отсутствие изменений на курдском треке является доказательством того, что этот дискурс – тактический шаг, который не вызвал реального изменения ситуации. Курдский фактор является одним из ключевых элементов поляризации. Без изменений в этом вопросе кардинально снизить напряжение в обществе будет невозможно.
Почему все эти факторы важны?
Во-первых, эти случаи бросают тень на дискурс нормализации и делают его менее искренним для оппозиции.
Во-вторых, случаи с снятием мэров юго-восточных городов и тюремными сроками могут негативно восприниматься нейтральной публикой. Экономические проблемы все еще сохраняются. В сознании избирателей подобная политика в подобных условиях будет восприниматься как неоправданный и ненужный шаг, пока есть более важные приоритеты.
В-третьих, сохранение поляризации в отношении DEM может повлиять на их отношения с кемалистами. AKP пытается как получить выгоду для себя из этого процесса и ускорить обновление своего образа. Но также она хочет ограничить вероятность союза двух оппозиционных партий после следующих парламентских выборов. Поэтому выпадение курдского фактора из дискурса нормализации неслучайно.