3 июня 2024 года был опубликован отчет Государственного управления Германии по защите конституции в Гамбурге за 2023 год (Landesamt für Verfassungsschutz Hamburg ), проливающий свет на деятельность различных разведывательных служб и незаконных групп в Германии. Согласно отчету, Турецкая национальная разведывательная организация (MIT) активно действовала на территории Германии, уделяя особое внимание слежке за политическими диссидентами, курдскими группами и левыми организациями. Ежегодный отчет содержит информацию о состоянии внутренней безопасности в Гамбурге и обычно охватывает терроризм, экстремизм, организованную преступность и аналогичные проблемы. В отчете утверждается, что MIT под руководством Ибрагима Калына использует свои обширные исполнительные и правоприменительные полномочия для сбора информации и мониторинга деятельности, которая воспринимается как противодействующая турецкому правительству. Основные моменты из отчета включают в себя наблюдение MIT за Рабочей партией Курдистана (РПК), Революционной народно- освободительной партией-фронтом (DHKP-C) и Коммунистической партией Турции / марксистско-ленинской (TKP/ML), которые, по мнению, турецких властей представляют угрозу национальной безопасности». Кроме того, в отчете также раскрывается слежка турецкой разведки за движением Ф.Гюлена по всей Германии. В дополнение к деятельности по сбору разведданных, в докладе подробно описывается участие должностных лиц турецкого правительства, включая депутатов правящей Партии справедливости и развития (ПСР), во влиянии на политический дискурс в турецкой диаспоре в Германии. Сообщения депутатов ПСР, выступающих за искоренение противников Р.Т.Эрдогана по всему миру, включая членов движения Гюлена, вызвали обеспокоенность по поводу иностранного влияния на политику Германии. Во время выступления в Нойсе 13 января 2023 года бывший депутат от ПСР Мустафа Ачыкгез заявил, имея в виду членов движения Гюлена: «Точно так же, как мы не даем им права жить в Турции, мы не дадим его им и в Германии». В документе также поднимаются вопросы о роли проживающих в Германии турецких граждан, которые лояльны турецкому правительству и, по сообщениям, завербованы MIT для целей сбора информации. Утверждается, что эти лица шпионят за согражданами с целью сбора информации, и их поощряют разоблачать лиц, критикующих турецкое правительство. Приводится история турка из Берлина, который вызвался стать информатором MIT, утверждая, что он успешно внедрился в движение Гюлена и был готов поделиться информацией с турецкими властями. Согласно секретным документам, включенным в официальные сообщения турецкого правительства, лицо, оставшееся анонимным, передало несколько сообщений турецким властям, включая генеральное консульство в Берлине и штаб-квартиру MIT, с явным намерением помочь турецким спецслужбам в похищении критиков Эрдогана. Кроме того, в докладе предупреждается о возможности ограничительных мер со стороны турецких властей, включая MIT, в отношении людей, путешествующих в Турцию или из нее. Случаи, когда людей обвиняли в распространении террористической пропаганды или им грозили последствия за критику турецкого правительства в социальных сетях, были задокументированы во время паспортного контроля в аэропортах.
В отчете также освещается крайне правая националистическая сеть «Серые волки» (Bozkurtlar, также известная как Ülkücüler) и подчеркивается тесное сотрудничество между ней и ПСР в Германии. Согласно отчету, Bozkurtlar сотрудничает с аффилированными с ПСР деятелями из Союза международных демократов (UID), организации, которая действует как группа иностранных интересов от имени правительства Эрдогана за рубежом, и сообществ мечетей, представленных Турецко-исламским союзом по делам религий (DITIB) и IGMG (Исламская община Милли Герюш). В отчете утверждается, что решение национальных проблем в Турции дало толчок крайне правым движениям, которые сейчас выступают за «европейскую турецкость» в Германии. Со временем появилось множество зонтичных крайне националистических групп и организаций, пытающихся повлиять на турецкое сообщество. Их идеология также распространяется через лоббистские организации, такие как UID, а также через социальные сети, говорится в отчете.
Это не первый документ о деятельности турецкой разведки и радикальных групп в Германии. В отчете, опубликованном федеральным правительством Германии в августе 2023 года, Турция была определена как единственный союзник НАТО, занимающийся шпионажем и разведывательной деятельностью на территории Германии (интересно а как расценивается прослушивание телефонов политических деятелей ФРГ АНБ США? – авт.). Эти действия были признаны угрозой для Германии конституционного строя и социальной сплоченности, что вызывает значительные опасения по поводу национальной безопасности и двусторонние отношения между двумя странами. В 380-страничном документе, опубликованном в предыдущем месяце Федеральным министерством внутренних дел и общественных связей (Bundesministerium des Innern und für Heimat, BMI) и представленном министром внутренних дел Нейси Фейзер, Турция наряду с Россией, Китаем, Северной Кореей и Ираном названа основными участниками шпионажа против Германии, кибератак, направленных спецслужбами, и операций по оказанию влияния. Утверждалось, что Турция и другие страны использовали свои разведывательные службы для сбора информации, оказания влияния, слежки за критиками или преследования других интересов, в значительной степени из-за заметной роли Германии в ЕС, НАТО и различных международных организациях. Согласно оценке МВД ФРГ, турецкие разведывательные службы и органы безопасности являются неотъемлемой частью турецкого правительственного аппарата, играя решающую роль в реализации политических решений, принятых Эрдоганом. В отчете далее отмечается, что в Германии турецкие дипломатические представительства также ведут наблюдение за организациями и отдельными лицами, которые, как считается, выступают против турецкого правительства. Посольство Турции в Берлине составляло профили турецких граждан, выступавших против Эрдогана, впоследствии передавая их личную информацию Анкаре. Затем Министерство иностранных дел Турции поделилось этой информацией с судебными органами, что привело к необоснованным расследованиям терроризма в отношении этих лиц, несмотря на отсутствие конкретных доказательств.
Одновременно в докладе указывается, что турецкие власти усилили гонения на протестанскую церковь. Недавнее судебное разбирательство в Турции показало, что MIT тайно следила за членами протестантской общины в Турции, утверждая, что они представляют угрозу национальной безопасности страны. В результате многим лицам, отмеченным MIT, грозила депортация, их виды на жительство были аннулированы или не продлевались, а в некоторых случаях им отказывали во въездных визах при попытке повторного въезда в страну после поездки или отпуска. Секретная программа MIT по слежке за христианами-протестантами была раскрыта, когда Конституционный суд опубликовал свое постановление, в котором подробно описывались судебные баталии в судах низшей инстанции. Постановление дало представление о том, как MIT преследовала протестантов просто потому, что они не принадлежали к мусульманскому большинству населения. Как и ожидалось, Конституционный суд, в котором доминируют сторонники исламистского правительства президента Реджепа Тайипа Эрдогана, не обнаружил нарушений прав в деле протестантов, которые подверглись несправедливым преследованиям, были выделены и вынуждены покинуть Турцию. Постановление, объявленное 7 июня, было высоко оценено подконтрольными правительству СМИ Турции, которые изобразили членов протестантской общины как тайных шпионов, пытающихся нанести вред нации под видом религиозной деятельности. Поводом для иска послужили жалобы, поданные отдельно членами протестантской общины Турции: гражданами Австралии Бенджамином Чарльзом Маклюром и Натаном Джеймсом Брадтке, гражданами Германии Гельмутом Франком и Майклом Робертом, а также гражданами США Амандой Джолин Краузе, Бенджамином Тайлером Вудом, Робертом Эндрю Хоардом, Джереми Лореном Ламбертом и лицом, идентифицированным только по инициалам М.Р.Ф. Конституционный суд объединил все отдельные дела в одно и постановил, что их жалобы на нарушения религиозных свобод не имеют под собой оснований, тем самым отклонив это дело. Суд заявил, что депортации, запреты на въезд и отказ в выдаче вида на жительство не являются нарушениями их прав, утверждая, что правительство обладает суверенными полномочиями принимать решения по иммиграционным делам. Все истцы имели законные виды на жительство в Турции, когда турецкое миграционное агентство, Управление по управлению миграцией (Göç Idaresi Başkanlığınca), входящее в состав Министерства внутренних дел, решило пометить их файлы секретным кодом N-82, указывая, что они представляли угрозу национальной безопасности Турции. Решение миграционного агентства было основано на секретных разведывательных отчетах, полученных от MIT. В результате этого секретного профилирования некоторым заявителям были аннулированы виды на жительство, в отношении других были изданы приказы о депортации, а некоторые заявители, выехавшие за границу в отпуск, не смогли повторно въехать в Турцию из-за отклонения их заявлений на визу турецкими консульствами за рубежом. На первый взгляд код N82 не является запретом на въезд в Турцию, поскольку лица, зарегистрированные с этим кодом, должны получить предварительное одобрение перед въездом в страну. Однако на практике это действует как запрет на въезд, потому что всем тем, кого призывали подать заявку на предварительное одобрение, турецкие консульства отказывали на основании этого кодекса и отчетов MIT. Несколько истцов подали иски против решений миграционного агентства в административные суды первой инстанции, но их дела были безуспешными, когда судьи постановили, что Турция обладает суверенными правами в определении того, кто может въезжать в страну и кому может быть предоставлено место жительства. Их обращения в региональные апелляционные суды также не увенчались успехом, что вынудило их передать дело в Конституционный суд на основании нарушений их основных прав человека. Однако эта попытка оказалась тщетной. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), решения которого обязательны для Турции, теперь выступает в качестве последней инстанции. Однако тот факт, что правительство Эрдогана решило не приводить в исполнение решения ЕСПЧ по некоторым делам, оставляет протестантской общине мало надежды, даже если страсбургский суд по правам человека вынесет решение в их пользу. В постановлении Конституционного суда подробно описаны судебные тяжбы, которым подвергся каждый заявитель, пытаясь отменить решения миграционного агентства, и все они закончились неудачей. За исключением одного дела, суды в основном полагались на отчеты MIT относительно присвоения истцам кода угрозы безопасности N82. Содержание этих отчетов MIT не было раскрыто истцам, что оставляло их в неведении о предполагаемой деятельности, которая считалась угрозой национальной безопасности Турции. Следовательно, они были лишены права защищать себя от обвинений, поскольку отчеты MIT не были переданы им или их адвокатам. Никому из истцов не были предъявлены обвинения в каких-либо уголовных преступлениях, и ни в отношении кого из них никогда не проводилось уголовных расследований. Они считают, что члены протестантской общины были намеренно выделены в рамках необъявленной государственной политики, подвергались дискриминации и что их права на свободу вероисповедания, справедливое судебное разбирательство и эффективные средства правовой защиты были нарушены. Турецкая разведка заявила, что около 120 человек, в основном из США, Германии и Великобритании, приняли участие в конференции с целью продвижения миссионерской работы в Турции и создания платформы типа федерации для получения признания со стороны турецкого государства. Это указывает на то, что все 120 участников были взяты под наблюдение разведывательным управлением и считались угрозой безопасности. Хотя миссионерская деятельность не является уголовно наказуемой в уголовном кодексе Турции, MIT самостоятельно изобрел новую уголовную категорию, которую турецкие суды, похоже, приняли, несмотря на отсутствие правовой основы. Более того, согласно турецкой правовой системе, отчеты разведки не могут быть использованы в качестве доказательств в судебных процессах, если они не подтверждены независимым расследованием, проведенным государственной прокуратурой, и подлежат пересмотру в суде. Конвенция, признанная угрозой для Турции, была организована базирующейся в Измире Ассоциацией протестантских церквей (Protestan Kiliseler Derneği), юридически учрежденной организацией. Эта ассоциация ежегодно спонсирует мероприятие, известное как Семейная конференция, которое проводится прозрачным образом на протяжении последних 20 лет. К 2022 году почти всем значимым иностранным религиозным деятелям уже был запрещен въезд в Турцию, что подорвало работу протестантской общины в Турции в сложных обстоятельствах. Небольшое количество протестантов также были классифицированы по коду G-87, обозначающему общую угрозу безопасности, обычно применяемую к иностранным боевикам, террористам и преступникам. Этот кодекс предусматривает пятилетний запрет на въезд. В последние годы турецкие власти также начали применять код Ç-152, еще один запрет на въезд, который действует в течение года. Почти 200 человек были классифицированы по этому коду, хотя многие из них легально проживали в Турции в течение многих лет. Проблема получения официального признания протестантских церквей в качестве мест отправления культа сохраняется. Кроме того, нескольким протестантам было отказано в турецком гражданстве, несмотря на то, что они были женаты на гражданках Турции и выполняли все требования для натурализации.
Решения Конституционного суда и других судов против протестантов согласуются с тайной политикой турецкого правительства по преднамеренному преследованию христиан в Турции. Согласно документам Совета национальной безопасности (MGK) в апреле 2021 года, легальная деятельность христианских религиозных групп в Турции, такие как католики, православные христиане и протестанты, классифицировалась как угроза устойчивости турецкого государства. Документы подтвердили, что турецкое государство профилировало десятки христианских групп в Турции и за рубежом. Они предложили противоречивые меры по прекращению своей работы и поручили всем правительственным учреждениям, включая вооруженные силы, полицию и разведку, отслеживать их проекты и препятствовать им. Оценка, проведенная межведомственной целевой группой, состоящей из MIT, Генерального штаба, Секретариата MGK, дипломатов и полиции, показала, что христианская миссионерская деятельность расширяется по всей стране. Они утверждали, что эта деятельность использовала свободы, предоставленные национальными и международными законами, и достигла уровня, который представлял угрозу национальным интересам Турции.