Начавшаяся после объявления Наблюдательным советом имен кандидатов в президенты Ирана предвыборная кампания демонстрирует непреложность того факта, что после перехода власти в 2021 г. от умеренных либералов во главе с Х.Роухани в руки консерваторов во главе с Э.Раиси, которому майская авиакатастрофа не дала возможности завершить свою каденцию, ближайшее политическое развитие ИРИ пойдет по консервативному пути. Это можно видеть по составу участников предвыборной гонки, в котором лишь один из претендентов может быть отнесен к реформистским силам при малых шансах закрепиться в качестве главы исполнительной власти.
Прогнозируемая победа консерваторов законсервирует стабилизацию управления страной как на президентском, так и парламентском уровнях у традиционалистского лагеря, причем динамика развития будет определяться широким спектром политической конкуренции внутри этого лагеря. Бесспорно права российский иранист-политолог Е.Дунаева, констатировавшая результаты выборов в президенты 2021 г. как «заключительный эпизод возвращения основных рычагов управления страной в руки представителей консервативного идейно-политического течения», То, что происходит сегодня – логичное продолжение процесса.
Он включает как обязательный элемент широкие дебаты и дискуссии, которые имеют в Иране достаточно публичный характер, широко освещаясь центральными СМИ, радио и телевидением. На время это становится общенациональным трендом. В основном дискуссии концентрируются на вопросах социально-экономической и политической жизни, где на первый план выступают такие проблемы как коррупция, безработица, инфляция, достижения или недостатки работы правительства, его эффективность.
Именно это подтвердили теледебаты, состоявшиеся на первом канале Иранского радио и ТВ в понедельник 17 июня, в которых участвовали все шесть допущенных к участию в предвыборной кампании претендентов. Как отметили СМИ, одними из главных тем, вызвавших наиболее жесткие разногласия, были проблемы санкций и реализации ядерной программы, а также неэффективности менеджмента. Консервативная газета «Шарк» написала в тот день, что ответы участников теледебатов дадут картину видения ими главных проблем сегодняшнего дня. Как общие дебаты, так и выступления претендентов в других форматах, иногда принимали очень жесткие формы. Так, действующий мэр Тегерана Алиреза Закани, один из шести кандидатов на президентских выборах в Иране от лагеря традиционалистов, столкнулся с угрозой судебного преследования. Подать на него в суд за ложь, как написали СМИ, пригрозил Мохаммад Джавад Зариф, министр иностранных дел Ирана в правительстве президента Х.Роухани. Подобное обвинение против Закани, добавив в него и коррупцию, выдвинул Мохаммад Мохаджери, политический активист из того же политического лагеря. Надо сказать, что мэр Тегерана довольно часто критикуется за неоправданные обещания, например, по социальным и жилищным вопросам. Но этот раз он допустил серьезные нападки по поводу СВПД, предшествовавшим этому соглашению переговорам с Западом, отсутствии соблюдения иранских интересов при подписании этого исторического документа. Кроме того, этот претендент на президентское кресло обвинил главу иранского МИДа М.Дж.Зарифа в том, что тот вообще не читал текст ядерного соглашения, утаивая его от высокопоставленных чиновников Исламской Республики. Однако канцелярия бывшего главы МИД ИРИ обвинила Закани в «распространении лжи и введении в заблуждение общественного мнения», и предупредила, что если он не принесет извинений, то будет добиваться рассмотрения этого дела в судебных органах.
СМИ высказывают замечания и по поводу других кандидатов, активно участвующих в президентской гонке. Так, например, всеобщее удивление вызвали слова спикера Собрания исламского Совета Мохаммад Бакера Галибафа, сказавшего, что он «более подготовлен» к занятию президентского кресла, чем другие кандидаты, потребовав таким образом отставки кандидатов фундаменталистского лагеря в свою пользу. Выступая в истекшее воскресенье в эфире иранского ТВ, Галибаф отметил, что фундаменталистский лагерь должен определиться и до дня выборов, то есть 28 июня, оставить одного кандидата. Он упомянул, что достойно справляется с обязанностями спикера парламента и пояснил, что нынешняя острая ситуация нуждается в подготовленных людях, и он с ней справится лучше, «чем кто-либо иной».
Многие его партнеры по фундаменталистскому лагерю поспешили заявить, что они не снимаются с гонки и продолжают предвыборную борьбу.
Ранее в СМИ появлялись сообщения о том, что Саид Джалили снимает свою кандидатуру, но люди из окружения этого политика назвали эти новости «ложью». С другой стороны, Алиреза Закани, которого некоторые аналитики называют «кандидатом прикрытия», опроверг свою отставку и заявил, что останется там до конца. Однако, напомним, что Джалили и Закани, являющиеся одними из радикальных фигур фундаменталистского течения, отказались от участия в президентских выборах в 2021 г. в пользу Эбрахима Раиси. Отметим, что Галибаф отказался от участия в президентских выборах 2017г. в пользу Э.Раиси, но это не помешало Раиси потерпеть поражение от Хасана Роухани. При этом, на выборах 2013 г. когда победил Х.Роухани, сторонники Галибафа и Джалили обвинили их в «распылении» голосов, и это обусловило приход на президентскую должность либерала Х.Роухани.
Участники предвыборной гонки высказываются и по поводу реализации внешней политики ИРИ, подчеркивая в качестве приоритета «расширение отношений с соседями». Все считают, что такая политика должна быть продолжена со всей «решимостью и мощью». Однако участники предвыборной кампании имеют и серьезные претензии к соседним странам. Так, узурпировавшее власть в Афганистане движение «Талибан» обвиняется в срыве всех иранских попыток решения проблем стока трансграничной реки Гильменд. Опасения у претендентов выражает и напряженность на ирано-пакистанской границе, обострившаяся в начале 2024 г. после ракетного удара КСИР и достигшая беспрецедентного уровня.
Кроме дискуссий и дебатов, в Иране в эти дни проводятся различные опросы, пытающиеся предсказать исход выборов и явку. Один из опросов под заголовком «Шокирующие результаты» опубликовал на днях Национальный центр культуры, искусства и коммуникаций. Опрос предсказывает, что три участника президентской гонки уже вырвались вперед и не оставляют никаких шансов на победу остальным претендентам. Это Саид Джалили, у которого почти 37% голосов, Мохаммад Багер Галибаф, за которого готовы отдать голоса чуть более 30% избирателей, и Масуд Пезешкиян с более чем 28% поддержки. Первые два претендента, как мы знаем, представляют консервативный лагерь, а третий – либеральный. Его значительная поддержка, несомненно, проистекает из большого количества участников протестных акций, прошедших в большинстве своем под антиправительственными лозунгами и убедивших многих граждан в необходимости поддержки реформистских сил.
Однако в этом опросе ожидаемо настораживают цифры предполагаемого участия избирателей в выборах. Как известно, прошедшие 1 марта парламентские выбора продемонстрировали антирекорд явки, собрав всего 41 % электората. Вряд ли стоит ожидать чего-то сенсационного в этом плане на предстоящем голосовании. Тот же цитируемый нами опрос указывает, что более 64% респондентов ответили, что до сих пор не определись с вопросом своего участия в голосовании. А 62 % готовы прийти к избирательным урнам, но пока не приняли решение за кого отдать голос. Видимо, ближе к дню выборов картина прояснится.