Новая политическая реальность в Турции после муниципальных выборов 2024 г. Часть 6

О результатах социологических опросов после муниципальных выборов

Заканчивается третий месяц после муниципальных выборов 2024 г. По нашему мнению, партии и основные игроки все еще находятся на этапе перестройки и еще полностью не отреагировали на удивительные результаты выборов. Мы все еще ожидаем более решительных действий от руководства Партии справедливости и развития (AKP). Также интригой является вероятность появления новых партий, которые могут составить конкуренцию основным силам.

Однако после 31 марта случилось ряд важных событий, которые начали влиять на общественное мнение. К ним мы относим дискурс нормализации, смену руководства в Хорошей партии (İYİ) и последующий кризис в партии, связанный с ее бывшим лидером Мераль Акшенер, споры о частичном переходе к режиму «сжатых поясов» и росте пенсий. Поэтому есть смысл подвести предварительный итог и указать на траекторию развития партий.

После выборов мы стали свидетелями новой ситуации, в которой существует борьба Партии справедливости и развития и Народно-республиканской партии (CHP). Впервые с 2002 г. лидирующая партия имеет рейтинг меньше 35%. Учитывая, что в стране существует несколько сильных партий второго эшелона, это указывает на невозможность перехода к доминированию одной партии и на зависимость от других игроков. Здесь надо брать в расчет, что Турция является президентской республикой. Поэтому там требуется, чтобы фигура президента была компромиссной для нескольких партий. Но тут надо учесть и то, что в такой ситуации есть возможность для формирования стабильного большинства с участием двух партий. В этом смысле глобальных изменений не наблюдается.

Что касается динамики рейтингов, мы видим, что обе главные партии показывают возможность роста рейтингов. В этом смысле партии стремятся к коррекции данных ближе к 35%. Народно-республиканской партии все еще удается удерживать значительную часть избирателей, которые пришли к партии на протестной волне и не соответствуют ее традиционному профилю. В этом смысле кемалистам важнее даже не рост рейтингов, а удержание своих цифр в районе 30%-35%, что позволит претендовать на большинство с учетом второй партии. AKP же сейчас находится на низшей для себя точке. Такие же цифры она имела в декабре 2021 г. — июле 2022 г., поэтому такие параметры не являются чем-то новым для недавней истории партии. С тех пор за год она смогла увеличить свой результат на 5%. И как показывает ситуация, стремление цифр к росту действительно существует. Иными словами, 30% все еще считаются низшей точкой для правящей партии. Поэтому если не будет новых вспышек ухудшения ситуации, стоит ожидать роста ее цифр.

Нынешняя ситуация выделяется тем, что только четыре партии могут пройти в парламент. Новинкой опросов является то, что впервые с 2017 г. по опросам Партия националистического движения (MHP) на старте имеет хорошие цифры. Обычно ее цифры были на грани избирательного порога, однако сейчас мы видим, что недооценки националистов со стороны социологов больше нет. В этом смысле интересно, как это повлияет на избирателей и создаст ли это условия для роста партии. Партия равенства и демократии народов (DEM) все еще остается стабильной и пока не показывает потенциала для роста.

Интересно посмотреть на цифры партий-претендентов на вхождение в парламент. Среди них мы видим Хорошую партию (İYİ), чей рейтинг с 10% упал до 3% в марте 2024 г. Пока сложно сказать о ее шансах, но после прихода Мюсавата Дервишоглу мы видим небольшой рост до 4%-5%. Партия повторного благоденствия (YRP) удачно удерживает свой результат после рывка и сейчас рассматривается в качестве реального претендента на попадание в парламент. Стоит отметить и радикальную Партию победы (ZAFER), которая тихо и без шума уже подошла к 4%. Это создает теоретическую вероятность создания интересного союза с «хорошистами», которые в сумме имеют 7%. Пока что сложно сказать, смогут ли партии реализовать этот сценарий и конвертировать поддержку в реальный инструмент давления. Но уровень восприятия радикальной повестки растет.

Таблица №1. Средний рейтинг турецких партий в апреле и мае 2024 г.

Партии Средний рейтинг партий в мае 2024 г. Средний рейтинг партий в июнь 2024 г.
Народно-республиканская партия (CHP) 32,5% 32,9%
Партия справедливости и развития (AKP) 30,6% 30,8%
Партия националистического движения (MHP) 9,2% 9,7%
Партия равенства и демократии народов (DEM) 9,3% 9,3%
Партия повторного благоденствия (YRP) 5,7% 5,6%
Хорошая партия (İYİ) 3,7% 4%
Партия победы (ZAFER) 3,8% 3,3%
Рабочая партия Турции (TİP) 1,4% 1,8%

В качестве выводов мы считаем необходимым выделить вероятные сценарии влияния на ситуацию. Суммарный рейтинг партий Народной коалиции равен 40%. Эти цифры показывают, что проэрдогановский спектр все еще может выиграть следующие выборы. Но также появилась реальная альтернатива в виде союза кемалистов с DEM. В сумме они имеют 42%. Поэтому мы подчеркиваем, что опросы указывают на рост конкуренции и сохранение духа всеобщих выборов 2023 г.

56.01MB | MySQL:118 | 0,838sec