Новая политическая реальность в Турции после муниципальных выборов 2024 г. Часть 7

О положении Народно-республиканской партии в контексте обсуждения дискурса о нормализации и вероятности досрочных выборов

Мы ранее подробно проанализировали ситуацию с предложением президента Турции Реджепа Таййипа Эрдогана дискурса о нормализации и разговорами о досрочных выборах. Мы также отмечали реакцию лидера Партии националистического движения (MHP) Девлета Бахчели на ситуацию со сближением с Народно-республиканской партией (CHP). По сути, два этих процесса сейчас влияют на всю турецкую внутреннюю политику. В этом смысле особую роль начинает играть реакция на политику Народно-республиканской партии.

Здесь стоит отметить особенность положения кемалистов. Как отмечают турецкие специалисты, победа CHP на муниципальных выборах создает не только возможности, но и заставляет ее брать ответственность, которая ложиться  на партию после такого исторического и уникального результата. Народно-республиканская партия в такой ситуации фактически рассматривается в качестве правящей партии, хотя реальной власти на национальном уровне не имеет. Это выражается тем, что CHP впервые с 2002 г. занимает первое место в опросах. Текущее положение, при котором кемалисты рассматриваются в качестве первой партии страны без реальной власти, создает давление и ожидания относительно будущего СНР. Поэтому внимание к Народно-республиканской партии сейчас крайне повышенное, так как впервые за 22 лет общественное мнение как никогда уверенно в возможности смены власти.

Поэтому критичность по отношению к партии сохраняется. В частности, это проявляется при оценке ее позиции по дискурсу нормализации и досрочным выборам. Процесс смягчения политического процесса со стороны Народно-республиканской партии в обществе считают ошибкой. Любое сотрудничество с Партией справедливости и развития (AKP), даже незначительное, общественным мнением рассматривается как неправильное. Для оппозиционной части населения, которая хочет тотальной смены системы и отказа от методов эрдоганизма, любой контакт с Эрдоганом является недопустимым. Поэтому там начало процесса нормализации воспринималось как возможность инициирования Эрдоганом принятия новой Конституции при поддержке кемалистов. Сейчас же становится более очевидным, что предложение Эрдогана было тактическим шагом, направленным на смену повестки поражения правящей партии на муниципальных выборах и снижение озлобленности избирателя по отношению к AKP. Ей нужно было время, поэтому многие специалисты считают, что Эрдоган больше всего выиграл от такой инициативы. Еще одним его эффектом является то, что в обществе ждут конкретных шагов от кемалистов, которые, по его мнению, CHP не делает. Иными словами, Партия справедливости и развития отдала мяч Народно-республиканской партии, однако кемалисты не создают моментов и просто занимаются перепасовкой, не создавая реальных угроз для действующей власти.

Отсутствие инициативной политики у кемалистов может стать проблемой для них и может привести к неудовлетворенности общества из-за недостаточного использования эффекта изменения в партии после ухода Кемаля Кылычдароглу. В частности, это может проявиться в изменении положения партии из-за ее реакционности в вопросе досрочных выборов. Когда мы ранее рассматривали этот вопрос, мы отмечали два важных момента: во-первых, реакционную позицию Озгюра Озеля, которая выражалась формулой «к досрочным выборам должен призвать народ, а не CHP», а во-вторых, нежелание политической элиты сейчас назначать досрочные выборы, так как они считают это для себя невыгодным. В этом смысле произошло важное изменение. Население в соцсетях начало требовать проведения досрочных выборов. В X (бывший Twitter) разошелся хэштэг «Пенсионер, голосовавший за CHP, хочет досрочных выборов». Это может создать раскол между элитами и населением.

Как мы показывали ранее, крупнейшие партии не демонстрируют сейчас желания в проведении досрочных выборов. Для AKP проведение выборов будет выгодно только в случае улучшения результатов. MHP в нынешнем виде тяжело представить в виде партнера оппозиционной партии. Поэтому союз двух партий является во многом необратимым до тех пор, пока политически их пути не разойдутся. Но отказ от досрочных выборов не будет кардинально бить по их позиции, в отличие от CHP. Кемалисты в этом смысле от отказа проведения досрочных выборов могут потерять многое. В нынешней ситуации решительность партии и ее инициативность будет играть основную роль, так как рост недовольства Эрдоганом является превалирующим при голосовании. Однако избиратель хочет получить взамен эффективную власть.

Поэтому требовательность к кемалистам будет расти, а раскол между ожиданиями и реальностью может навредить им в предвыборной борьбе.

От СНР ждут более активной и инициативной политики. Учитывая, что партии еще предстоит закрепить часть электората для достижения 30%-35%, недовольство кемалистами по нормализации и досрочным выборам может оказать на нее негативное влияние и лишить ее полноценной возможности для реализации позитивного импульса.

55.87MB | MySQL:118 | 0,425sec