Об экономической войне правительства Йемена против хуситов и ее последствиях

Национальная валюта Йемена вторую неделю подряд продолжала колебаться на самом низком уровне по отношению к иностранным валютам, после превышения барьера в 1800 риалов за доллар США. Банковский источник сообщил, что обменный курс доллара США достиг 1825 риалов в процессе продажи и 1812 риалов в процессе покупки в ходе транзакций на прошлой неделе. Источник добавил, что цена саудовского риала составила 477 риалов при покупке и 479 при продаже. Это самое низкое значение, зафиксированное национальной валютой вообще по отношению к иностранным валютам, поскольку обменный курс саудовского риала в результате обвала, произошедшего в декабре 2021 года, достиг пределов в 450 саудовских риалов, а курс доллара не превысил рубеж в 1725 риалов. Продолжающийся обвал валюты и превышение ею порога в 1800 долларов произошло примерно через две недели после того, как Центральный банк Йемена, находящийся в Адене принял решение предоставить компаниям и учреждениям 60 дней на замену напечатанной бумажной валюты до даты перевода банка из Саны, контролируемой хуситами. Движение «Ансар Аллах» (хуситы) отреагировало на решения Центрального банка Йемена, открыв центры по замене старой валюты валютой, которую оно называет «фальшивой», в транзитных зонах или в том, что стало известно как таможня, введенная хуситами на дорогах в подконтрольных ей районов на севере и западе Йемена. Местный журналист Вафик Салех, специализирующийся на экономических вопросах, объяснил беспрецедентный обвал национальной валюты отсутствием прямой финансовой поддержки Центрального банка, поскольку он недавно принял решения, позволяющие ему противодействовать спекулятивным операциям в национальной валюте. «Решения центрального банка нуждались в прямой финансовой поддержке, или правительство получило возможность управлять устойчивыми источниками иностранной валюты, чтобы обеспечить соответствующие резервы иностранной валюты», — написал Салех в Facebook. Он добавил, что эта поддержка была необходима «для того, чтобы банк выполнял свою роль в обеспечении потребностей рынка, сдерживании процессов искусственного спроса на покупку иностранной валюты, и чтобы этот кризис не отразился на ухудшении стоимости местной валюты, и чтобы стороны, расстроенные действиями банка, не использовали свои бумаги для манипулирования обменными курсами, как это происходит в настоящее время». Премьер-министр и председатель Президентского руководящего совета в заявлениях ранее на прошлой неделе намекнули на многообещающие результаты выполнения обязательств, данных Саудовской Аравией и ОАЭ по поддержке йеменского правительства. Стоит отметить, что ОАЭ и Саудовская Аравия обязались предоставить финансовые гранты на сумму 1,5 млрд долларов каждый, включая 2 млрд долларов в поддержку Центрального банка Йемена, во время формирования Президентского руководящего совета в апреле 2022 года, и, несмотря на то, что прошло около двух лет, две страны не выполнили свои обязательства до сегодняшнего дня. Продолжающаяся экономическая война между законным правительством, представленным Президентским руководящим советом, с одной стороны, и международно непризнанным правительством хуситов, находится на первых полосах газет и новостных сайтов Йемена, и этот момент принципиально  важен в йеменских делах. Международно признанное законное правительство расширило свои меры, направленные на лишение хуситов многих экономических привилегий, которые, согласно международным отчетам, приносят в их казну миллионы долларов в месяц, и стремится экономически задушить их, заблокировав тем самым горизонт инициативы по мирному урегулированию йеменского кризиса. Недавно Министерство связи и информационных технологий направило компаниям мобильной связи твердое уведомление о переносе их административных, технических и финансовых штаб-квартир в Аден, завершении необходимых процедур для исправления их ситуации для получения необходимых лицензий. Министерство транспорта также выдало директиву компании «Йеменская авиация» о переносе своей штаб-квартиры в освобожденные провинции или за границу в сочетании с другой директивой туристическим агентствам о переносе их штаб-квартир в Аден. Эти события произошли после решений, которые Центральный банк Йемена в Адене назвал наиболее важными и оказавшими самое серьезное воздействие на хуситов, которые вынудили последних предпринять другие аналогичные ответные шаги в экономической войне, первой в своем роде с момента начала конфликта в Йемене в 2015 году. Президентский руководящий совет, объявил о своей поддержке  всех шагов, предпринятых Центральным банком и  министерствами (транспорта и коммуникаций).  Председатель Южного переходного совета предостерег от затягивания экономической борьбы с хуситами, а Президентский руководящий совет окончательно подтвердил свою поддержку решений, направленных на защиту экономики, и успокоил банковский сектор и вкладчиков, пообещав продолжить реформы и положить конец денежно-кредитным перекосам, «вызванным хуситами». В частности, предусматриваются   «процедуры Центрального банка» по переводу денежных средств обменной компании  MoneyGram и  получению Центральным банком Йемена в Адене сертификата об отсутствии возражений от размещения там обменных компаний. Центральный банк также на прошлой неделе   принял решение прекратить работу с 6 крупными банками в районах, контролируемых хуситами, после того, как дал им 60 дней на перенос своих штаб-квартир в Аден, чего эти банки не выполнили. Он также решил изъять выпуски старой валюты до 2016 года из всех категорий и предоставил вкладчикам, банкам и компаниям двухмесячный срок для передачи этих категорий банку в рамках подготовки к предстоящему решению об отмене этих выпусков. В третьем решении Центральный банк Йемена усилил свой контроль за финансовыми переводами из-за рубежа и издал инструкции по организации практики этой деятельности, которые включали ограничение ее только квалифицированными и аккредитованными банками и биржевыми компаниями.   В ответ на эти решения Центрального банка о блокировании работы шести крупнейших коммерческих банков, действующимх в районах, контролируемых хуситами, после того, как они отказались перенести свои штаб-квартиры в Аден, подконтрольный хуситам «Центральный банк» в Сане принял решение прекратить работу с 12 банками, действующими в зонах влияния международно признанного правительства. Центральный банк в Адене признан международными финансовыми институтами, что дает ему возможность контролировать доступ к глобальной финансовой сети SWIFT, и является единственной организацией, через которую местные коммерческие банки могут финансировать импортные операции из-за рубежа. Напротив, «Центральный банк» в Сане опирается на  присутствие штаб-квартир основных банков в зонах своего влияния, что дает ему возможность контролировать финансовую и банковскую деятельность внутри Йемена, и он ранее препятствовал местным коммерческим банкам делиться своими данными с Центральным банком в Адене. «Центральный банк» Саны применяет к банкам форс-мажорные обстоятельства, поскольку большинство владельцев, общественность и капитал коммерческих банков находятся в зонах их контроля, что дает ему фактическую власть над ними, и он может применять суровые санкции к банкам, которые будут реагировать на директивы Центрального банка Адена. Управляющий Центральным банком законного правительства Ахмед аль-Моабаки заявил на пресс-конференции, что «банки поддались давлению террористической группировки и не смогли урегулировать свои ситуации в течение отведенного им срока (два месяца) для перевода своей штаб-квартиры в Аден». Аль-Моабаки пообещал более жесткие меры против хуситов, которые, по его словам, разрушили и политизировали банковский и финансовый сектор, напечатали новую валюту, а также заморозили и конфисковали счета граждан из-за их несогласия с их репрессивной политикой.

В этой связи возникает много вопросов о результатах недавней эскалации и о том, удастся ли «Центральному банку Йемена оказать давление на банки в рамках переноса их  штаб-квартир в Аден. Местные источники считают, что основные банки  могут не реагировать на решения Цетрального банка в Адене, потому что от 70% до 80% их вкладчиков и клиентов — выходцы из северных регионов, не говоря уже о рисках прямого грабежа их активов хуситами или  ведения режима прямого управления, как  это произошло недавно с телекоммуникационной компанией Saba phone. В этой связи источники ожидают, что после истечения крайнего срока банкам не удастся перенести свои штаб-квартиры в  Аден, но сейчас Центральный банк Йемена ведет переговоры о переносе операционного зала (части отделов основных центров) в Аден, но часть его остается по прежнему в Сане. Банки просто физически не могут перенести свои штаб-квартиры в Аден, потому что они потеряют 80% своих вкладчиков и капитала и будут иметь филиалы только в освобожденных районах, и им будет недостаточно просто сохранить международное признание, зарубежные связи и свои активы за рубежом. Что касается процедур переноса министерств, то они являются не более чем информационными решениями и попыткой поспорить с Центральным банком за их регистрацию национальной позиции.  Телекоммуникационные компании не могут передавать в Аден свои базы данных, потому что акционеры, владельцы, капитал и клиенты в основном из северных регионов. Однако если переезд Центрального банка в Аден увенчается успехом, вынудив коммерческие банки перенести свои штаб-квартиры в Аден, этот шаг неизбежно нанесет ущерб хуситам и лишит их многих ресурсов, связанных с банковскими сборами, лицензиями и поборами, налагаемых ими на эти банки, поскольку они конфисковала их незаконно и получила от этого миллиарды за счет комиссий и сбережений людей. Пока коммерческие банки все еще откладывают перенос своих штаб-квартир и финансовых центров в Аден и выдвигают множество условий, но они окажутся вынуждены перейти, особенно если Центральный банк Йемена использует фактор международной законности.           При этом местные источники констатируют реальные риски того, что действия и контрмеры между международно признанным законным правительством и хуситами в конечном итоге приведут к возобновлению конфликта и прекращению необъявленного перемирия, которое действовало в течение нескольких лет. Они полагают, что решения Центрального банка международно признанного правительства были приняты после того, как он  получил «зеленый свет» от стран коалиции (и прежде всего, США) и международного и регионального сообщества для того, чтобы иссушить экономические ресурсы хуситов в рамках продолжающейся войны на Ближнем Востоке и угрозы международному судоходству в Красном море. Затягивание экономической петли на хуситах является лишь прелюдией к международной тенденции решительно и окончательно разрешить битву с хуситами военным путем в предстоящий период.
Первые сигналы новой эскалации тем временем уже прозвучали. Правительственные силы вступили в бой на прошлой неделе с отрядами хуситов  на свои позиции на фронте Аль-Малхаиз к юго-западу от провинции Саада. Медиацентр Вооруженных сил Йемена со ссылкой на военный источник сообщил, что силы 3-й штурмовой бригады сорвали атаку хуситов, нанесли им тяжелые потери в живой силе и технике и вынудили их отступить и спасаться бегством. Источник подчеркнул готовность йеменской армии на всех фронтах сдерживать любые нападения хуситов в соответствии с директивами политического и военного руководства, что требует решительных действий против любых враждебных сил. Но есть и еще один риск. Это удары хуситов по нефтяной инфраструктуре внутри страны.
Прошел год с момента нападений хуситов, поддерживаемых Ираном, с помощью беспилотных летательных аппаратов на порты экспорта нефти в Хадрамауте и Шабве, которые привели к полной остановке процесса экспорта нефти за рубеж, что угрожает дальнейшим ухудшением экономической ситуации в стране, которая сталкивается с призраком краха из-за продолжающегося снижения стоимости местной валюты по отношению к иностранным валютам. Эти нападения привели к потере признанным правительством Йемена его важнейших доходов, от которых зависит удовлетворение основных потребностей граждан в районах, неподконтрольных хуситам, где наблюдается постоянное ухудшение качества жизни во всех аспектах. Хотя коррупция разъедает все государственные органы в Йемене, и значительная часть доходов от продажи нефти поступает в карманы коррумпированных и влиятельных людей, по мнению наблюдателей, окончательная приостановка экспорта нефти поставит правительство перед большой дилеммой и финансовыми трудностями.  В условиях неспособности правительства Йемена противостоять воздушным атакам и растущего военного потенциала хуситов в области ракет большой и средней дальности, а также другого оружия, на которое они во многом полагаются в своих атаках и которое, как полагают, поступает из Ирана, разговоры о возвращении к экспорту нефти вышли за рамки реальности, и, следовательно, появились признаки экономического коллапса, особенно при полной зависимости правительства от доходов от нефти. Напомним, что  21 ноября прошлого года нефтяной порт Дабах в мухафазе (провинции) Хадрамаут был атакован беспилотником хуситов. До этого хуситы заявляли о аналогичном нападении на порт в Аш-Шухр 21 октября прошлого года. Хуситы также атаковали нефтяной порт Нашима в провинции Шабва 19 октября прошлого года и порт Кена 9 ноября прошлого года. Нападения были широко осуждены в регионе и на международном уровне. Эти нападения, по мнению законного правительства, помешали продолжению процесса экспорта нефти за границу, в то время как хуситы стремятся с их помощью вызвать удушающий экономический кризис в районах, неподконтрольных им, или навязать условия перемирия  Саудовской Аравии  в обмен на разрешение экспорта нефти. Хуситы настаивают на выплате заработной платы сотрудникам в подконтрольных им районах, согласно их данным, которые включали десятки тысяч новых сотрудников, которые были наняты ими в различные государственные учреждения, особенно военные и службы безопасности, или на получении более 60% доходов от продажи нефти в обмен на разрешение ее экспорта. Хотя не все участники Президентского руководящего совета, похоже, настроены против политики шантажа хуситов, стремящихся подчинить всех своим условиям, Южный переходный совет четко заявил о своем неприятии условий хуситов, хотя он и не знает позиций других участнико в совете. В свете приостановки экспорта нефти из-за действий хуситов, Йемен столкнется, согласно отчету, опубликованному Всемирным банком, с сокращением ВВП на 0,5% в течение 2023 года и значительным снижением таможенных поступлений при сокращении грузооборота из порта Аден до 61% в пользу порта Ходейда, контролируемого хуситами. В последнем отчете крупнейшего международного финансового учреждения Всемирный банк отмечает, что эти финансовые трудности вынудили признанное правительство воспользоваться средствами для экстренного снятия средств в Центральном банке Йемена в Адене, что привело к увеличению требований к правительству на 10% в первой половине 2023 года и увеличению наличности в обращении на 5%. По прошествии времени после нападений хуситов на порты экспорта нефти экономические последствия стали более очевидными, особенно в последние месяцы в тени непрерывного снижения курса йеменской валюты, которая потеряла значительную часть своей стоимости, выросли цены на многие основные товары и рухнули многие услуги. 5 июня этого года управляющий Центральным банком Йемена Ахмед аль-Моабаки заявил в телеинтервью, что прекращение экспорта нефти из-за нападений хуситов привело к тому, что законное правительство потеряло около миллиарда долларов. Он также рассказал о потере около 700 млрд йеменских риалов от налогов и таможни. В декабре прошлого года глава Президентского руководящего совета Йемена Рашад аль-Алими заявил в телеинтервью, что атака хуситов на нефтяной порт Дабба в Хадрамауте привела к затоплению нефтяного насоса и убыткам в размере 50 млн долларов. Со своей стороны, премьер-министр Моин Абдул Малик объяснил во время основного заседания второго дня Всемирного саммита правительств, состоявшегося в Дубае 15 февраля прошлого года, «запас жизнестойкости Йемена истощается, поскольку национальная экономика сократилась вдвое (с начала войны). Из-за недавних террористических атак хуситов на нефтяные объекты и порты Йемен потерял от 800 млн до миллиарда долларов, чем дольше прекращается экспорт нефти, тем проваливаются политические решения и мирные переговоры, потому что результаты всех экономических кризисов и политических сложностей отражаются на экономической ситуации и жизни в целом». Экономисты полагают, что правительство Йемена уже в ближайшей перспективе  столкнется с последствиями всеобъемлющего экономического коллапса, когда возможности возвращения к экспорту нефти перекрыты, исчерпании финансового гранта, предоставленного Саудовской Аравей, оцениваемого в 1 млрд 200 млн долларов, и отсутствия каких-либо указаний на предоставление нового транша в ближайшее время. Все это может привести к еще большему снижению стоимости местной валюты, сопровождающемуся неспособностью правительства даже обеспечить основные потребности. Наблюдатели полагают, что правительство Йемена, признанное на международном уровне, вскоре может достичь стадии неспособности выплачивать заработную плату государственным служащим. 70% общего государственного бюджета составляли доходы от продажи нефти до войны в Йемене, после которой нефть и газ стали единственным доступным источником национального дохода.. В то время как некоторые экономисты считают, что депозиты и гранты, предоставляемые зарубежными странами, являются одним из столпов предотвращения краха, другие полагают, что гранты или депозиты «не являются источником дохода в твердой валюте, потому что они временные и не считаются надежным источником дохода при построении какой-либо долговременной и устойчивой денежно-кредитной политики или государственных планов и проектов. При любом незначительном обвале местной валюты торговцы нефтью и другими сырьевыми товарами спешат повышать цены с первых же моментов пересмотра валютного курса, что усугубляет ухудшающееся жизненное положение граждан. Делается это при отсутствии  контроля со стороны ответственных властей в полном отсутствии в этом процессе  Министерства промышленности и торговли и его отделений в провинциях». Наблюдатели считают, что возобновления экспорта нефти можно добиться только путем достижения всеобъемлющего мирного соглашения в соответствии с уравнением, которое смогли навязать хуситы, что в конечном итоге означает равенство между легитимностью как международно признанного правительства и хуситами посредством разделения власти и государственных ресурсов, включая доходы от продажи нефти. Это же в полной мере относится и к функционированию Центрального банка Йемена.

55.96MB | MySQL:118 | 0,652sec