О влиянии израильского и других факторов на отношения между Турцией и Азербайджаном

Как полагают некоторые турецкие эксперты, на сегодня в Евразии нет стратегического партнерства более сильного, чем связи Азербайджана с Турцией, но тесные отношения Баку с Израилем все чаще становятся источником трений в азербайджано-турецких отношениях. Общественные настроения в Турции явно пропалестинские в связи с продолжающимся конфликтом между Израилем и ХАМАСом в секторе Газа. Все основные политические партии в Турции также в той или иной степени поддерживают дело палестинцев. Одновременно Азербайджан остается верным союзником Израиля, поскольку  обширные двусторонние экономические связи и связи в сфере безопасности сыграли ключевую роль в оказании помощи азербайджанским военным в возвращении территории Нагорного Карабаха в 2020-2023 годах. Учитывая расхождение во взглядах, неудивительно, что утверждения о продаже азербайджанской нефти Израилю, объемы которой, как сообщается, идут транзитом через территорию Турции, вызвали протесты у офисов государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) в Стамбуле. Протестующие молчаливо обвинили азербайджанских лидеров в подрыве особых отношений между Баку и Анкарой, неся транспаранты с такими лозунгами, как «Два государства, одно предательство». 20 июня стамбульский офис SOCAR пережил очередной акт вандализма, когда протестующие, размахивающие палестинским флагом, бросали камни в стеклянные окна здания. При этом турецкие  власти проявили необычную снисходительность к пропалестинским демонстрациям, хотя 31 мая полиция арестовала 13 человек за мелкое хулиганство. Внутриполитические факторы подталкивают президента Турции Р.Т.Эрдогана занять такую яро пропалестинскую позицию. По крайней мере, в публичном поле. Его правящая ПСР потерпела поражение от главной оппозиционной партии НРП на местных выборах в конце марта. Важным фактором голосования стало общественное мнение, которого придерживались как консервативные исламисты, так и оппозиционеры, о том, что ПСР делает недостаточно для поддержки палестинского дела. С тех пор Эрдоган является поборником свободы палестинцев: «Мы протестуем против угнетения, массовых убийств и несправедливости, которые продолжаются на протяжении 76 лет. Мы поддерживаем палестинский народ всеми нашими средствами». Эта риторика, однако, совершенно не мешает Турции торговать с Израилем через третьи страны.

Но официальные лица Азербайджана явно были встревожены такой критикой Анкары. Президент Ильхам Алиев во время своей недавней поездки в Египет подчеркнул, что «трагедия в Газе должна быть остановлена». Тем временем SOCAR выступила с заявлением, в котором отрицала, что компания осуществляла прямые продажи в Израиль, сославшись на то, что она просто выполняет контрактные обязательства по поставке определенного объема нефти для трубопровода Баку-Джейхан: «Мы осуществляем всю нашу деятельность в рамках международных деловых соглашений». Некоторые проазербайджанские комментаторы дали отпор критике, обвинив турок «в неблагодарности». Например, Нигяр Ибрагимова, турецкая журналистка азербайджанского происхождения, отметила, что SOCAR, в отличие от «ваших богатых нефтью арабских братьев», бесплатно распределяла нефть в районах, пострадавших от разрушительного землетрясения на юге Турции в 2023 году. Учитывая жесткий контроль администрации И.Алиева над внутриполитической обстановкой в Азербайджане, было мало выражений общественного мнения по поводу боевых действий в Газе. Заметным исключением стал недавно проведенный в Баку незаметный пропалестинский сбор средств. Нарастающую напряженность в азербайджано-турецких отношениях по этому вопросу  можно увидеть по тому, что сообщалось – и не сообщалось – в официальных отчетах о встрече один на один между Эрдоганом и Алиевым 10 июня. В кратком отчете о встрече, опубликованном турецким информационным агентством Anadolu, отмечается, что Эрдоган затронул израильско-палестинский вопрос, подчеркнув «необходимость международного давления на Израиль для решения» предполагаемых преступлений в Газе. Далее в отчете говорится, что Эргоган «подтвердил, что долгосрочное решение заключается в создании независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме». Между тем, примечательно краткий отчет о встрече, опубликованный на официальном президентском веб-сайте И.Алиева, не содержал никаких упоминаний об израильско-палестинском конфликте, хотя и приветствовал «успешное развитие братских, дружественных и союзнических отношений между Азербайджаном и Турцией».

Эксперты в этой связи ставят это некое официальное расхождение в точках зрения Анкары и Баку как некое препятствие для создания некого нового «тюркоязычного НАТО».   В эпоху, когда глобальный мир и стабильность находятся под все большей угрозой, вновь возникла идея формирования военного союза тюркоязычных стран, подобного НАТО. Эта концепция, основанная на недавнем предложении Кыргызстана Азербайджану, направлена на использование исторических союзов, общих ценностей и взаимных интересов для укрепления региональной безопасности.  Как полагают некоторые азербайджанские аналитики, для тюркоязычных стран мотивация к формированию военного блока проистекает из сохраняющейся региональной нестабильности, включая бедность, этнические конфликты и геополитическую напряженность. Оккупация территорий Азербайджана Арменией, несмотря на международное признание этих земель азербайджанскими, подчеркивает необходимость в надежном механизме обороны. Решающая победа Азербайджана в нагорно-карабахской войне 2020 года продемонстрировала потенциал для объединения военных усилий тюркских народов. По мнению азербайджанских аналитиков (сразу отметим, что это не официальная позиция  Баку) первоначально в такой альянс могли бы войти Азербайджан, Турция, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан, которые имеют общие языковые и культурные связи. Со временем эта основная группа может расшириться и включить другие заинтересованные тюркоязычные государства. Необходимо  создать централизованное командование, аналогичное структуре НАТО и  каждое государство-член предоставило бы военный персонал и ресурсы, а обязанности командования распределялись бы между странами-членами поочередно. По аналогии со статьей 5 НАТО, нападение на одного члена будет рассматриваться как нападение на всех, что обеспечивает коллективную оборону.

Борьба с терроризмом: скоординированные усилия по борьбе с терроризмом, мятежами и трансграничными угрозами.

Гуманитарная помощь: оказание помощи во время стихийных бедствий и гуманитарных кризисов в государствах-членах.

Операции по поддержанию мира: Развертывание совместных сил для миротворческих миссий в рамках мандатов ООН или региональных мандатов.

Отмечается, что создание и поддержание «тюркского НАТО» потребует значительных финансовых вложений. Исходя из бюджета НАТО и экономических возможностей потенциальных государств-членов, первоначальные оценки предполагают, что ежегодные расходы могут составлять от 1 до 3 млрд долларов, в зависимости от масштаба операций, совместных учений и развития инфраструктуры. Предложение о создании «тюркского НАТО», хотя и амбициозное, основано на стратегической необходимости укрепления региональной безопасности и сотрудничества между тюркоязычными странами. Поскольку Азербайджан потенциально играет ведущую роль, подкрепленный своими недавними военными успехами, НАТО может предложить новую парадигму региональной стабильности. Однако тщательное планирование, значительные инвестиции и дипломатическая тонкость будут необходимы для навигации в сложном геополитическом ландшафте и создания жизнеспособного и эффективного военного альянса. Интересно, что в этой аналитике отдельно подчеркивается, что ответ России, как исторически доминирующей региональной силы, на тюркский военный блок будет иметь решающее значение. Сразу отметим, что в этих инициативах мало реальности, а негативный ответ Москвы на них легко просчитываются. Замена ОДКБ (пусть и несовершенного) каким-то «тюркским НАТО» будет воспринято чуть ли не как объявление войны, и по этой причине никто из этих стран на такие инициативы не пойдет. К тому же есть еще и экономика. 16 июня Россия, Азербайджан и Иран объявили о создании рабочей группы по совершенствованию логистических механизмов на маршруте Север-Юг, «[Путин] определил увеличение объема перевозок по международным транспортным коридорам в качестве приоритетных целей развития Российской Федерации на период до 2030 и 2036 годов», — сказал министр транспорта России Роман Старовойт на Петербургском международном экономическом форуме в начале июня. Как констатируют те же британцы, торговля по коридору Север-Юг уверенно стартовала в 2024 году, что является серьезным козырем для Кремля. Этот маршрут получил значительный импульс благодаря резкому росту товарооборота России с Ираном. В первом квартале этого года товарооборот между Россией и Ираном вырос на 48% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, годом, когда общий объем торговли между двумя странами отставал. В то время как товарооборот между Россией и Ираном увеличился, он сократился на 6% в годовом исчислении между Россией и Азербайджаном в течение первых четырех месяцев 2024 года. Между тем товарооборот между Россией и Индией – странами, расположенными на каждом конце сети автомобильных, железнодорожных и морских сообщений – установил новый квартальный рекорд стоимости за первые три месяца этого года, составив около 17,5 млрд долларов, сообщило российское информационное агентство «РИА Новости». В конце 2023 года министр иностранных дел Индии Субраманьян Джайшанкар заявил, что коридор Север-Юг стимулирует рост двусторонней торговли:  «Этот проект соответствует нашим интересам. Это один из наших главных приоритетов». В начале июня российский президент  Владимир Путин рекламировал коридор Север-Юг как более эффективный канал международной торговли, чем Суэцкий канал. Стремясь сохранить динамику роста, Москва  12 июня одобрила соглашение о свободной торговле между членами возглавляемого Россией Евразийского экономического союза и Ираном. Помимо создания основы для новой инфраструктуры и улучшенной логистики, служба новостей ТАСС сообщила, что соглашение может сэкономить российским экспортерам до 300 миллионов долларов на экспортных пошлинах и других расходах.

56.54MB | MySQL:119 | 0,533sec