О выполнении задачи по достижению продовольственной безопасности Алжира

На состоявшемся 20 июня заседании алжирского правительства констатировалось его успешная работа по выполнению поставленных в 2023 году президентом АНДР Абдельмаджидом Теббуном задачи по достижению продовольственной безопасности. Однако в реальности все оказывается куда сложнее.

20 июня на заседании алжирского правительства представители Совета министров страны заявили, что им удалось добиться того, что «производство твердых сортов пшеницы покрывает 80% национального спроса. Таким образом, Алжир близок к самообеспеченности продовольствием».

Особо заметим, что сказано это было на подведении итогов уборочной кампании сезона 2024 года в присутствии президента АНДР Абдельмадижда Теббуна. Причем согласно информации алжирского Министерства сельского хозяйства: «Благодаря своей исключительной урожайности зерновая отрасль сэкономила стране 1, 2 млрд долларов на импорте пшеницы».

Однако главу государства это не удовлетворило. По его словам, «этого пусть и гигантского шага, недостаточно для подтверждения продовольственной безопасности страны. Стратегическая цель – ее полное самообеспечение».

Вместе с тем, президент Теббун выразил удовлетворение предпринимаемым усилиям, указав, что правительству вообще и Министерству сельского хозяйства в частности удалось добиться за год «увеличения посевных площадей на нашем крайнем юге 500 тысяч гектаров. Из них 120 тысяч возделываются национальными инвесторами, 117 тысяч обрабатываются в партнерстве с Катаром и еще 36 тысяч — с Италией».

В связи с этим А.Теббун выразил уверенность в том, что «когда внутреннее производство уже покрывает более 80% потребностей страны в твердой пшенице, полная самодостаточность уже не за горами».

Чтобы ее добиться и прекратить зарубежные закупки, алжирский президент распорядился расширить посадки «кукурузы на местном уровне», запретив ее заготавливать на корма в «зеленом несозревшем виде».

Также А.Теббун призвал фермеров добиваться «повышения урожайности с гектара, которая не должна быть ниже 55 центнеров с гектара (уровень России – авт.), поскольку районы выращивания обладают огромным потенциалом, особенно в области водоснабжения и электроснабжения».

Другой важной задачей, поставленной президентом страны ее Совету министров, стало «соединение электрических сетей ее севера и юга. Необходимо тщательно изучить этот проект. Реализация должна быть постепенной и соответствовать поставленным приоритетам (в достижении продовольственной безопасности)».

А.Теббун конкретизировал свое задание, потребовав «уделить первоочередное внимание укреплению энергосистем вилай Бешар, Адрар, Уаргла и ин-Салах». Их в первую очередь и намечается подключить к северным электрическим сетям.

Президент А.Теббун сказал: «Это имеет решающее значение из-за растущих потребностей наших южных регионов в электроэнергии, особенно в летний период, в дополнение к расширению экономической деятельности на нашем крайнем юге».

В связи с этим глава государства поручил Министерству энергетики страны «проложить электрические кабели под землей, особенно в городах, с целью усиления безопасности от естественных воздействий и предотвращения потерь».

Также алжирский президент признал, что с целью максимальной отдачи от этого дорогостоящего проекта, «полностью являющегося национальным достижением, он должен обеспечить электроснабжение железнодорожных линий на нашем крайнем юге, а также потребности сельского хозяйства».

Реализация данного плана позволит, по мнению А.Теббуна, лучше развивать новые сельскохозяйственные проекты. В том числе и осуществить переброску излишков пресной воды (в частности, из восточных регионов страны), на юг.

А пока у алжирского руководства вызывает дополнительные опасения неуклонный рост потребления продовольствия в стране. Так, если в период правления президента Абдельазиза Бутефлики ежегодные потребности Алжира составляли в среднем 7 – 7.5 млн тонн пшеницы, то теперь, согласно правительственным обсуждениям 20 июня, это количество вырастет до 9 – 10 млн тонн. Такой объем в будущем и планирует выращивать руководство АНДР, чтобы из второго по величине импортера зерновых в Африке превратиться в их экспортера.

Причем в основном речь идет о так называемой «мягкой пшенице», уровень потребления которой в разы выше, чем зерновых твердых сортов.

Далее в условиях повышения внутреннего спроса и ожидаемого параллельно увеличения собственного производства зерна алжирские власти дают отмашку на увеличение количества элеваторов и специализированных зернохранилищ на своей территории. В них они желают создать запасы зерна (прежде всего выращенного в самом Алжире) на случай стихийных бедствий, способных повлиять на количество собираемого урожая, и с целью дальнейшей перепродажи другим странам.

С этой целью руководство АНДР планирует построить в 34 провинциях страны 350 «центров промежуточного хранения», способных вместить до 9 млн тонн зерна.

И процесс их возведения уже начался. О чем и объявил 21 июня в Мостаганеме министр внутренних дел, местного самоуправления и территориального планирования Брахим Мерад. По его данным, новые зернохранилища должны быть сданы к началу 2025 года.

Причем запуском программы их строительства алжирские лидеры демонстрируют, что не сомневаются в своей способности не только добиться самообеспечения продовольствием, но и стать его экспортером. Хотя, казалось бы, следовало решить сначала одну крайне трудновыполнимую задачу, прежде чем браться за другую и также дорогостоящую.

Так, средняя стоимость одного такого зернохранилища составляет 2 млн долларов, а общая цена реализации данного проекта может превысить 700 млн долларов.

Между тем, в алжирские расчеты может вкрасться серьезная ошибка. Так, в последнем июньском докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) говорится, что в ближайшее время (в 2025 году и далее) ежегодный импорт зерна в Алжир вырастет, достигнув 14.1 млн тонн.

Причем только поставки пшеницы составят 8,7 млн тонн. Импорт кукурузы составит 4 млн тонн, в то время как заказы на ячмень планируются около 1 млн тонн (предназначен в основном для использования в качестве корма для скота).

И речь идет сугубо о внутреннем потреблении.

Причину ожидаемого роста закупок зерна Алжиром специалисты ФАО видят в сохранении и углублении неблагоприятных тенденций по дальнейшему ухудшению климата.

В частности, в том же отчете говорится, что сбор урожая озимых, высаженных в конце 2023 года, был отложен примерно на месяц из-за небольшого количества осадков и температур выше средних, влияющих на влажность почвы. Особенно это относится к западным регионам страны. Все это дополнительно ударило по новому урожаю пшеницы, преимущественно мягких сортов.

И, несмотря на радостные отчеты алжирских чиновников о количестве и качестве урожая, пока оценки независимых международных специалистов совершенно противоположны им. И к отчетам подчиненных Теббуна возникает много вопросов относительно их реалистичности с учетом нерешенности главной проблемы алжирского сельского хозяйства – недостатка воды.

56.03MB | MySQL:118 | 0,581sec