Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5-11 июля 2010 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с палестино-израильскими отношениями и событиями в Пакистане. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, во время визита в США вновь подтвердил готовность своей страны начать прямые мирные переговоры с палестинцами без предварительных условий. В Пакистане 9 июля был совершен крупнейший в этом году теракт, приведший к гибели 102 человек.

Состояние отношений между Израилем и США, возобновление прямых палестино-израильских переговоров и ядерная программа Ирана были главными темами переговоров главы правительства Израиля Б. Нетаньяху с президентом США Б. Обамой и другими высокопоставленными представителями американской администрации. По итогам переговоров в Вашингтоне Б. Обама назвал американо-израильские отношения «нерушимыми», отметив, что Америка никогда не потребует от Израиля совершать какие-либо шаги, ставящие под угрозу национальную безопасность еврейского государства. В ответ Б. Нетаньяху подчеркнул, что Соединенные Штаты «не имеют на Ближнем Востоке лучшего друга, лучшего союзника, чем Государство Израиль». Тем самым руководители двух государств продемонстрировали свою приверженность курсу на сохранение особых отношений между США и Израилем. Б. Обама и Б. Нетаньяху высказались за продолжение давления на Иран в связи с его ядерной программой.

В Вашингтоне глава израильского правительства неоднократно заявлял, что все основные вопросы между евреями и палестинцами могут быть обсуждены только в ходе прямых переговоров, предложив главе Палестинской национальной администрации М. Аббасу личную встречу. На прямых переговорах израильтяне предполагают рассмотреть вопросы о границах, статусе палестинских беженцев, обеспечения безопасности и распределения водных ресурсов. При этом Б. Нетаньяху продолжает жестко стоять на том, что Иерусалим полностью останется под суверенитетом Израиля. Кроме того, он дал понять, что израильское правительство не собирается продлевать истекающий в сентябре 10-месячный мораторий на строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ).

Со своей стороны, руководство ПНА считает, что «непрямые переговоры с Израилем ни к чему не привели». Генеральный секретарь ЛАГ А. Муса также считает, что на непрямых переговорах между палестинцами и Израилем «мы наблюдаем полный провал», а поэтому нет оснований для перехода к прямому диалогу. Президент США Б. Обама 9 июля провел теле-фонный разговор с главой ПНА М. Аббасом, в ходе которого призвал палестинского лидера к возобновлению прямого диалога с Израилем. Глава Белого дома также заверил М. Аббаса в том, что вашингтонская администрация продолжит усилия, направленные на создание палестинского государства. Не отвечая прямым отказом на предложение Б. Обамы, М. Аббас потребовал сначала «достичь прогресса в вопросах о границах и безопасности». Вместе с тем, отметим, что 5 июля впервые после длительного перерыва в Иерусалиме состоялась встреча высокопоставленных представителей сторон – главы правительства ПНА С. Файяда и министра обороны Израиля Э. Барака, на которой обсуждались вопросы снятия израильской блокады с сектора Газа и обеспечения безопасности на ЗБРИ.

5 июля израильские власти опубликовали список товаров, запрещенных к ввозу в палестинский анклав, отметив, что все, не вошедшее в этот перечень, «допускается в Газу без специальных согласований». Сам же «черный список» состоит из трех категорий. В первую из них вошли оружие, боеприпасы, и «предметы, которые могут быть использованы для развития, производства и поддержания военных возможностей вооруженной милиции». Ко второй группе отнесены товары, которые «могут быть использованы террористами», а именно: химические вещества, в т. ч. некоторые удобрения, пригодные для изготовления взрывчатки, холодное оружие, лазерное и навигационное оборудование, акваланги и др. Товары первых двух категорий полностью запрещены к ввозу в сектор Газа. В третью категорию Израиль включил предметы, которые могут поставляться «под специальным контролем»: цемент, бетон, металлические конструкции. Они будут пропускаться в анклав только для осуществления проектов, согласованных с ПНА и реализуемых под международным контролем. Одновременно Израиль объявил о намерении увеличить число грузовиков, ежедневно пропускаемых в сектор Газа.

Конфликтная ситуация сохраняется в израильско-турецких отношениях. Руководство Израиля на прошедшей неделе дало понять, что оно «раз и навсегда» отказывается извиняться за действия спецназа, захватившего 31 мая турецкое судно из состава т. н. «флотилии свободы». В ответ министр иностранных дел Турции А. Давутоглу заявил, что Анкара разорвет дипломатические отношения с Израилем, если не получит от него извинений за гибель в ходе инцидента 9 человек и компенсаций родственникам погибших. Вместе с тем, извинения могут не потребоваться, если будет проведено беспристрастное международное расследование инцидента, а действия Израиля будут признаны неправомерными. Тем временем 9 июля Турция официально заявила об отказе участвовать в ежегодных совместных учениях с ВМС Израиля и США по отработке поисково-спасательных действий на море.

9 июля на северо-западе Пакистана в племенной области Мохманд в населенном пункте Якки Гунд был совершен крупнейший в этом году теракт. Погибли 102 и получили ранения 115 человек. Отметим, что, несмотря на многочисленные войсковые и антитеррористические операции, проводимые правительственной армией и силами безопасности в районах, прилегающих к границе с Афганистаном, террористы и боевики вооруженных формирований местного движения «Талибан» не снижают активности своих действий. Власти также принимают законодательные меры с целью воспрепятствовать деятельность экстремистских сил. Так, правительство северо-восточной провинции Пенджаб объявило вне закона 23 религиозные группировки. Это было сделано после того, как 1 июля в административном центре провинции г. Лахор был совершен крупный теракт. Тогда погибли 40 и получили ранения около 180 человек. В заявлении властей провинции говорится, что все эти группировки были запрещены ранее, но возобновили свою деятельность под другими названиями. Полиция Лахора 6 июля также со-общила о предотвращении попытки покушения на президента страны А. Зардари во время его пребывания в городе.

Глава Совета национальной безопасности Афганистана Р. Д. Спанта призвал правительство Пакистана принять «серьезные меры» против группировок афганской вооруженной оппозиции, которые находят убежище и располагают центрами подготовки на территории соседней страны. По словам Р. Д. Спанты, Кабул обладает многочисленными данными, свидетельст-вующими о том, что пакистанские власти позволяют действовать на своей территории «Аль-Каиде» и другим экстремистским вооруженным группировкам. Причем эти сведения неоднократно доводились до Исламабада. Тем не менее, как считают в Кабуле, Пакистан уделяет недостаточно внимания противодействию этим силам, что существенным образом препятствует стабилизации обстановки в регионе, особенно в племенных областях по обе стороны афгано-пакистанской границы.

Президент США Б. Обама 8 июля сообщил о том, что до конца текущего года будет проведена полная оценка эффективности стратегии международной миссии в Афганистане, а к середине 2011 г. начнется переходный период передачи полномочий западного военного контингента местным силам безопасности. По словам Б. Обамы, «нам еще много предстоит сделать для стабилизации и в Афганистане, и в Пакистане. Регион на границе этих двух стран продолжает оставаться базой для террористов. Простых решений нет». В подтверждение слов американского президента практически ежедневно поступают сообщения о новых нападениях боевиков вооруженных формирований оппозиции на войска США, НАТО, местных силовиков и гражданское население.

Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана С. Джалили направил послание верховному представителю Евросоюза по внешней политике и безопасности К. Эштон, в котором выразил готовность Тегерана возобновить в сентябре переговоры по ядерной программе ИРИ. Однако при этом Иран настаивает на предварительном соблюдении трех условий: (1) Является ли целью переговоров налаживание взаимопонимания и сотрудничества или продолжения враждебности по отношении ИРИ и стремления воспрепятствовать реализации ее законных прав на мирный атом? (2) Считает ли противоположная сторона обязательным условием продолжения переговоров отказ от любого рода угроз и давления? (3) Иран ожидает, что противоположная сторона «четко и ясно сформулирует свою позицию относительно ядерного оружия» Израиля. При этом Тегеран категорически отвергает ведение диалога на основе принципа «переговоры и давление». В ЕС считают позитивным послание Ирана о возможности возобновления переговоров с международными посредниками.

Руководитель Организации атомной энергии Ирана А. А. Салехи признал 7 июля эффективность международных санкций, заявив, что они «замедляют работу» в ядерной сфере, «но ни в коем разе не останавливают ее». Президент ИРИ М. Ахмадинежад заявил 8 июля, что «санкции не повлекут за собой никаких изменений в нашей ядерной программе».

На прошедшей неделе Евросоюз, как было заявлено, по техническим причинам закрыл свое воздушное пространство для 41 из 64 пассажирских самолетов иранской авиакомпании «Иран эйр».

На юго-востоке Турции армия и силы безопасности продолжают войсковые операции против боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК). Одновременно турецкие ВВС наносят удары по объектам сепаратистов в Северном Ираке. Начальник генштаба турецких ВС генерал И. Башбуг заявил, что присутствие боевиков РПК на территории иракской курдской автономии представляет «величайшую опасность» для Турции и может нанести серьезный ущерб отношениям с Ираком и США, если не будут приняты незамедлительные меры «по обузданию» сепаратистов. Анкара также обратилась к властям иракской курдской автономии, правительству Ирака и США с требованием о выдаче турецким властям 248 боевиков РПК.

6-8 июля в столице Ирака Багдаде во время проведения шиитской религиозной церемонии была совершена серия крупных терактов, в результате которых погибли около 70 и получили ранения примерно 380 человек.

Совет Безопасности ООН 9 июля единогласно принял резолюцию, осуждающую нападения местных жителей на миротворцев ООН, находящихся на юге Ливана. Резолюция призывает предоставить «голубым каскам» и другому персоналу ООН беспрепятственно выполнять свои обязанности. Совбез также призвал ливанское правительство направить дополнительные военные силы на юг страны для подержания там порядка. Данная резолюция СБ ООН была принята по инициативе Франции в связи с участившимися в последнее время нападениями на военнослужащих ВС ООН, организованных сторонниками ливанской радикальной исламистской группировки «Хизбалла». Тем временем израильские СМИ распространили фотографии военных объектов исламистов в Южном Ливане (пункты управления, склады), которые подвергнутся ударам ЦАХАЛа, если возникнет новый вооруженный конфликт. По информации израильских военных, «Хизбалла», несмотря на присутствие сил ООН, восстановила свой боевой потенциал в районах, прилегающих к границе с еврейским государством. В ответ представитель «Хизбаллы» заявил 11 июля, что организация имеет свой перечень израильских военных объектов, которые будут поражены в случае войны.

В столице Судана Хартуме проходят переговоры между делегациями Севера и Юга страны по вопросам референдума о самоопределении южных провинций в январе 2011 г. и последующем размежевании в случае, если южане выскажутся за независимость. Стороны рассматривают возможность создания конфедерации Севера и Юга или единого рынка для двух стран. Также обсуждаются вопросы безопасности, гражданства, границ, распределения доходов от продажи нефти и распределения водных ресурсов Нила.

Приложение

 

 

Об отношениях Турции с Саудовской Аравией

 

 

Турция, учитывая политические и особенно экономические выгоды от отношений со странами Арабского Востока, традиционно уделяла большое внимание арабскому направлению своей ближневосточной политики. После прихода к власти в Анкаре в 2002 г. исламистски ориентированной Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Р. Т. Эрдоганом турецкая политика на Ближнем Востоке претерпела значительные изменения. Ее отличительной чертой становится последовательное сближение с арабскими странами при одновременном ослаблении, а в последнее время – ухудшении отношений с Израилем.

Именно в данном контексте необходимо рассматривать отношения Турции с Королевством Саудовская Аравия (КСА), которые на протяжении нескольких последних лет стали развиваться более динамично. Налажен регулярный диалог между политическим руководством двух государств как по вопросам двусторонних отношений, так и по всему спектру ближнево-сточных проблем. Дважды, в 2006 г. и 2007 г. саудовский король Абдалла посещал с визитами Турцию. В 2009 г. в Эр-Рияде побывал турецкий президент А. Гюль, а в 2010 г. – премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган. В 2007 г. в Анкаре была подписана декларация о сотрудничестве между Турцией и Саудовской Аравией. Поступательно расширяются двусторонние торгово-экономические связи, развивается процесс сотрудничества в сферах культуры, образования, науки, здравоохранения. Первые шаги делаются в налаживании военно-технических связей.

Анкара и Эр-Рияд заявляют о своей заинтересованности развивать турецко-саудовские отношения в рамках двустороннего стратегического партнерства. Турция и Саудовская Аравия имеют сходные позиции по разрешению ряда региональных проблем. В первую очередь, это относится к арабо-израильскому конфликту. Турецкое руководство поддерживает саудовский мирный план ближневосточного урегулирования. В Эр-Рияде осудили недавние действия Израиля по перехвату направлявшейся в сектор Газа при прямой поддержке Турции т. н. «Флотилии мира». Стороны выступают за стабилизацию обстановки в соседнем для них Ираке. Важное значение для Анкары имеет саудовская поддержка турецкой позиции по Кипру и континентальному шельфу в Эгейском море.

Развивая отношения с суннитской Турцией, саудовцы желали бы тем самым уравновесить возрастающее влияние в регионе шиитского Ирана. В то же время имеются различия в позициях Эр-Рияда и Анкары по иранской ядерной проблеме. Так, КСА негативно относится к ядерной программе ИРИ, видит в ней прямую угрозу безопасности королевства и поддерживает усиление международных санкций в отношении Ирана. Турция же, испытывая определенную озабоченность ядерной деятельностью Тегерана, выступает за более «мягкие» дипломатические пути урегулирования проблемы иранского атома. В то же время обе страны выступают против военного решения ядерной проблемы ИРИ.

Для Турции в деле развития партнерских отношений с КСА, немаловажное значение имеет исламский фактор, исламские корни правящей в стране ПСР. В Анкаре стремятся использовать укрепляющиеся связи с Саудовской Аравией для упрочения турецких позиций в мировом исламском движении. В свою очередь саудовскому руководству импонирует исламская ориентированность нынешнего турецкого правительства. Немаловажно и то, что в 2005 г. впервые в истории Турции ее гражданин Э. Ихсаноглу стал генеральным секретарем крупнейшей международной организации мусульманских стран — Организации Исламская конференция, штаб-квартира которой расположена в саудовском городе Джидда, а главным спонсором ОИК является именно Саудовская Аравия. Таким образом, акцент на исламскую солидарность в немалой степени способствует укреплению турецко-саудовских отношений.

В целом в Анкаре и Эр-Рияде полагают, что дальнейшее укрепление двусторонних отношений представляет собой значимый фактор, способствующий стабильности на Ближнем Востоке.

На сегодняшний день наиболее динамичное развитие получили турецко-саудовские связи в торгово-экономической сфере. И наибольшую заинтересованность в этом проявляет Анкара, стремящаяся обеспечить надежный рынок сбыта для турецких товаров, привлечь в национальную экономику крупные саудовские инвестиции, укрепить и расширить позиции турецкого бизнеса в КСА, обеспечить гарантированное поступление в страну саудовской нефти. Создан и действует турецко-саудовский деловой совет. Регулярно проводятся встречи и заседания в рамках двустороннего экономического форума, на которых обсуждаются вопросы текущего состояния и перспектив развития торгово-экономических отношений.

В 2003 г. товарооборот между Турцией и КСА составил 1 млрд долларов, а в 2008 г. он вырос до 5,7 млрд долларов, в т. ч. турецкий импорт из Саудовской Аравии равнялся 3,3 млрд долларов, а экспорт в КСА – 2,4 млрд долларов. В 2009 г. из-за мирового финансово-экономического кризиса товарооборот между двумя странами снизился до 3-х млрд долларов. Вместе с тем, Р. Т. Эрдоган считает, что Турция и КСА в состоянии в ближайшее время довести стоимость ежегодного товарообмена до 10 млрд долларов. Саудовская Аравия экспортирует в Турцию преимущественно сырую нефть и нефтепродукты, а получает из Турции строительные материалы, включая строительный металлопрокат, ковры, свежие и сухие фрукты, ячмень. Анкара активно «проталкивает» проект соглашения о свободной торговле с аравийскими монархиями и рассчитывает в этом вопросе на саудовское содействие.

Министр финансов КСА И. аль-Ассаф заявил в начале 2010 г., что в течение четырех лет саудовская сторона вложит в экономику Турции примерно 40 млрд долларов. В ответ глава турецкого правительства Р. Т. Эрдоган обещал создать в стране для саудовского бизнеса «все условия» для активной и успешной деятельности. Турция в условиях бюджетного дефицита проявляет повышенную заинтересованность в привлечении крупных саудовских инвестиций, особенно в сельское хозяйство и в проекты развития Анатолии на юге страны.

Со своей стороны, Турция также рассматривает КСА в качестве одного из наиболее привлекательных инвестиционных рынков. В последние годы турецкие комапнии-подрядчики уже реализовали в Саудовской Аравии проекты общей стоимостью свыше 7 млрд долларов и в настоящее время участвуют в реализации 10 проектов стоимостью в 1,5 млрд долларов. При этом турецкая сторона рассматривает возможность участвовать не только в строительном бизнесе, но и в поставках в КСА качественных товаров и услуг, в реализации высокотехнологичных проектов. По мнению президента Турции А. Гюля, необходимо изменить менталитет турецкого бизнес-сообщества, традиционно считавшего, что в Саудовской Аравии работают только подрядчики.

Анкара активно приглашает студентов из КСА получать высшее образование в Турции, стремится увеличить число саудовских туристов, заявляет о готовности оказывать медицинские услуги гражданам Саудовской Аравии в лучших лечебно-оздоровительных учреждениях страны. Имеется договоренность о том, что преподавание арабского языка на теологических факультетах турецких университетов будут вести преподаватели из КСА.

Получает развитие и военно-техническое сотрудничество между Турцией и Саудовской Аравией. Турецкие инженеры работают на некоторых саудовских оборонных предприятиях. В мае 2010 года Турция и КСА подписали первое в истории отношений между двумя странами соглашение о ВТС, которое, в частности, предусматривает турецкое содействие в подготовке саудовских военных кадров. В то же время речь пока не идет о поставках турецкого оружия в КСА и кооперации в военном производстве, чего в Анкаре очень желают.

В целом отношения между Турцией и Саудовской Аравией имеют неплохие перспективы для дальнейшего расширения сотрудничества в различных областях, особенно в торгово-экономической. В этом заинтересованы и Анкара, и Эр-Рияд. В то же время активизация политики Турции на Ближнем Востоке, ее отчетливо проявляемое стремление оказывать все более значимое влияние на происходящие здесь процессы и события, конкретные шаги Анкары в этом направлении воспринимаются многими арабскими странами, в т. ч. Саудовской Аравией, довольно настороженно. Руководство КСА не приветствует слишком сильное турецкое влияние на ближневосточные дела, особенно на то, что происходит в арабском мире, т. к. это может привести к ослаблению саудовских позициях в регионе. Несомненно, что фактор политической конкуренции на ближневосточной арене будет соответствующим образом влиять на отно-шения между Турцией и Саудовской Аравией, в определенной степени сдерживая их развитие.

52.27MB | MySQL:103 | 0,483sec