К вопросу о решении КС Турецкой Республики по ходатайству НРП об отмене пакета конституционных поправок

12 сентября с.г. в Турции состоится референдум по конституционной реформе, способной оказать существенное воздействие на дальнейшую эволюцию внутреннего устройства страны. Необратимость данного процесса была частично подтверждена Конституционным судом Турецкой Республики (КС). Как известно, 7 июля с.г. главный судебный орган страны отклонил ходатайство оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) об отмене пакета конституционных поправок, подготовленного правящей Партией справедливости и развития (ПСР) в рамках активно проводимых ею в последние годы внутриполитических реформ. При этом КС, несмотря на свои неоднократные заявления о намерении рассмотреть только процедурные вопросы, внес конкретные изменения в содержание целого ряда статей, выносимых на всенародное голосование, т.е., фактически рассмотрел пакет реформ по существу. Внесенные КС изменения коснулись главным образом методов избрания членов в высшие республиканские судебные органы. Реакция на решение КС в стране была неоднозначной.

Отклонив ходатайство НРП об отмене всего пакета конституционных поправок, КС рассмотрел некоторые положения по существу, нарушив тем самым, по мнению большинства турецких правоведов, нормы действующей конституции. Свое решение об отмене пакета конституционных поправок КС принял большинством голосов. Эксперты отмечают, что КС рассмотрел по существу те нормы, которые, в принципе, рассмотрению не подлежат. КС постановил, что некоторые нормы, регулирующие избрание членов КС и Высшего совета судей и прокуроров (ВССП) и входящие в пакет конституционных поправок, противоречат действующей конституции. Согласно внесенным КС изменениям, члены ВССП будут назначаться президентом страны путем избрания из числа ученых-правоведов и адвокатов. В целом, целостность положений, касающихся судебных органов, сохранена. Изменению были также подвергнуты и составы указанных судебных инстанций. В итоге, пакет конституционных поправок за исключением частично отмененных положений выносится на референдум. Напомним, что, помимо всего прочего, выносимые на всенародное голосование конституционные изменения предусматривают возможность возбуждения уголовных дел в отношении военных гражданскими судебными инстанциями, проведения суда над организаторами последнего военного переворота, передачи полномочий по возбуждению дел о роспуске политических партий парламенту страны. Кроме того, конституционная реформа вводит институт омбудсмена и признает за госслужащими право на заключение коллективных договоров и проведение забастовок.

Следует отметить, что ранее докладчик КС Али Рыза Чобан в своем отчете выступил против рассмотрения ходатайства НРП. Дополнительную интригу создавало и то, что впервые КС проводил тайное заседание, и в результате почти десятичасового обсуждения председатель КС Хашим Кылыч объявил о принятом решении. КС большинством голосов отклонил требование НРП отменить весь пакет конституционных поправок, однако подверг изменению семь статей. КС исключил положение, согласно которому председатели высших судебных органов, а также Счетной палаты, Совета по высшему образованию и адвокатур имеют право голосовать только за одного кандидата на пост члена КС или ВССП. Кроме того, изменению была подвергнута избирательная система в самих высших судебных органах. Эксперты полагают, что новая система позволит избежать зачастую возникающих кризисов в главных судебных инстанциях страны.

КС исключил также и те положения, которые предусматривают избрание кандидатов на посты членов КС и ВССП среди ученых в области экономических и политических наук, а также лиц, занимающих высшие административные должности. Согласно новому варианту, президент страны наделяется правом непосредственным образом назначать в ВССП четырех человек из числа ученых в сфере юридических наук и адвокатов. КС также единогласно отклонил требование о приостановлении действия ряда положений. Объявляя о решении, Х. Кылыч заявил, что 26 статей можно спокойно выносить на всеобщий референдум. Многих экспертов удивило то, что на вопрос о том, можно ли расценивать рассмотрение пакета конституционных поправок КС в качестве «субъективной интерпретации», председатель ответил позитивно.

Неоднозначную реакцию решение КС вызвало у депутатов как правящей ПСР, так и подавшей ходатайство НРП. Так, сторонники ПСР в основном раскритиковали постановление КС, стоящего на страже принципа «правового государства». По их мнению, своим решением КС продемонстрировал, что «сам является конституцией и вправе выступать не только против остальных ветвей власти, но и в обход народной воли». «Либеральные исламисты» считают, что члены КС приняли решение, соответствующее лишь их убеждениям и их картине мира. Решение, на их взгляд, стало «абсолютно политическим» и идеологическим.

НРП в целом выразила свои разочарования и опасения, однако некоторые народные республиканцы все же смогли усмотреть в решении КС определенные позитивные моменты. А лидеры Партии националистического движения (ПНД) отметили, что необходимо принимать такую конституцию, которая отражала бы «всенародное согласие», чего в поправках, выносимых на референдум 12 сентября с.г., не наблюдается. Именно поэтому, по мнению турецких националистов, народ во время всеобщего голосования выступит против этого пакета конституционных поправок.

Многие турецкие юристы сильно раскритиковали решение КС. Оно было охарактеризовано ими как «превышение полномочий», поскольку продемонстрировало открытое вмешательство судебного органа в компетенцию парламента. Однако большая часть экспертов позитивно оценила решение КС, так как в конечном результате путь к референдуму не был отменен.

Доцент конституционного права, доктор юридических наук, Йюксель Метин отметил, что данное постановление КС представляет собой явное нарушение норм действующей конституции. Не обладая на то полномочиями, КС рассмотрел пакет конституционных поправок по существу, хотя должен был просто оценить критерии ее приемлемости в рамках ходатайства НРП. По словам Й. Метина, это решение может стать прецедентом для последующих попыток воспрепятствовать конституционным поправкам. Он также выразил свое недоумение позиции КС, согласно которой избрание на пост члена КС специалиста не из области юридических наук станет нарушением принципу «правового государства».

Председатель Турецкой ассоциации юристов Джахит Озкан заявил следующее: «Хотя КС и создавал видимость, что действует в рамках конституции, однако принятое им решение лишено легитимности, поскольку открыто противоречит действующей конституции… КС в очередной раз продемонстрировал, что при желании может рассмотреть конституционные поправки по существу, несмотря на явное противоречие подобных инициатив букве и духу турецкого законодательства… Это служит ярким примером того, что в Турции все еще сохраняется “судебная опека”, выражаемая в верховенстве высших судебных органов над законами».

В свою очередь министр юстиции Садуллах Эргин заявил, что КС сказал свое слово, и теперь дело за народом. Он подчеркнул, что выражает надежду на положительный исход референдума. Однако все же отметил, что КС своим решением нарушил ст. 148 действующей турецкой конституции, где четко определены функции и обозначены границы полномочий главного судебного органа страны.

Особый интерес представляет то, что некоторые члены ВССП, в пользу которых пытался действовать КС, также выразили свое недовольство. В своих заявлениях они отметили, что как юристы они обязаны оказывать уважение решению КС, однако оно не отвечает их претензиям и тезисам. По мнению представителей ВССП, «излишняя их привязанность к исполнительной власти является основным нарушением конституции, однако КС не учел этого и тем самым, наверняка, обрадовал представителей исполнительной власти».

Итак, большинство турецких экспертов считает, что решение КС стало не «законным», а «сугубо политическим». По их мнению, не совсем убедительны аргументы КС, на основе которых были сделаны изменения. Оппозиция полагает, что не отмененные нормы вступали в противоречие с конституцией. Поэтому, по мнению оппозиционеров, решение КС стало результатом «субъективных предпочтений». Сторонники правящей ПСР считают, что КС настоящим решением превысил свои полномочия, наделив себя законодательной властью. И, тем не менее, следует признать, что, несмотря на нарушение принципа «разделения властей», сам факт вынесения пакета конституционных поправок на всенародное голосование, пусть и в измененном виде, свидетельствует о продолжении в стране необратимого процесса, ведущего к серьезным внутриполитическим реформам, чего последовательно и настойчиво добиваются лидеры ПСР.

52.12MB | MySQL:103 | 0,446sec