Командующий Силами быстрой поддержки (СБП) Судана генерал Мухаммед Хамдан Дагло (известен как Хемити) 20 июля призвал ООН приостановить членство Судана в этой организации и всех ее структурах после переворота 25 октября 2021 года из-за «отсутствия в нем законного правительства».
Дагло также потребовал от ООН принять срочную программу реагирования на гуманитарные чрезвычайные ситуации, чтобы «спасти суданский народ от голода». В письме генеральному секретарю ООН Антониу Гуттеришу он попросил использовать все пограничные переходы в районах, контролируемых СБП, для обеспечения быстрого потока гуманитарной помощи голодающему населению.
Также Дагло призвал Совет Безопасности ООН рассмотреть вопрос о принятии проекта резолюции, запрещающей использование авиации в районах, где не проводятся военные действия.
Стоит отметить, что сомнения вызывает то, что Дагло все еще жив. Он не появлялся на публике уже долгие месяцы, а все заявления от его имени публикует командование СБП. Хотя его якобы видели на встречах с представителями соседних стран.
Президент Южного Судана Сальва Киир и заместитель командующего Силами быстрой поддержки Абдуррахим Дагло обсудили на прошлой неделе в Джубе вопросы нефтяной безопасности. Примечательно, что А.Дагло прибыл в Джубу на встречу в сопровождении начальника Генерального штаба ВСЭфиопии Бирхану Джулы Гелалчи. Кроме того, А.Дагло впервые появился на публике после ранения, полученного во время воздушной операции суданской армии в Эль-Фашере несколько месяцев назад. Стоит отметить, что Гелалча – один из старших офицеров эфиопской армии, который имеет давние связи с суданской армией, знания и опыт в политике Судана, а также тесные связи с традиционной администрацией в штате Кордофан. С 2014 по 2016 год он был командующим Временными силами безопасности ООН в Абьее (ЮНИСФА).
Переговоры в Джубе были неофициальными. Они продолжают серию встреч верховного командования СБП с высокопоставленными правительственными чиновниками и региональными лидерами в странах, которые имеют непосредственные границы с Суданом на востоке и юге. В ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с нефтяной безопасностью. Ранее источники в суданской армии сообщили, что у них есть достоверная информация о планах СБП начать нападение на нефтяные объекты в Западном Кордофане, особенно в Хеглиге, с целью контроля над объектами, контролируемыми суданскими вооруженными силами.
Примечательно, что подразделения суданской армии, присутствовавшие в районах нефтедобычи в Даффре в районе Абьей, отошли со своих позиций и вошли в Южный Судан после того, как СБП взяли под свой контроль гарнизон Аль-Майрам в штате Западный Кордофан.
Согласно местным источникам, на встрече в Джубе обсуждалось получение СБП сборов от действующих нефтяных компаний и правительства Южного Судана в обмен на защиту нефтяных объектов и трубопроводов. Источники в министерствах нефти и финансов в Южном Судане признают, что они уже заплатили СБП определенную сумму денег в обмен на разрешение транзита нефти в районах, находящихся под их контролем.
Ливийская национальная армия (ЛНА), возглавляемая Халифой Хафтаром, задержала контрабандистов, которые предположительно планировали перевезти оружие суданским вооруженным силам. В ходе операции были захвачены РПГ-7, иракские РПГ Al-Nasirah, китайские крупнокалиберные пулеметы W85 и пулеметы ПК/Тип 80.
По данным Международная организация по миграции (МОМ), свыше 10,7 млн человек покинули свои дома вследствие конфликтов в Судане, из них более 1,7 млн бежали в соседние страны. МОМ расценивает перемещение населения в Судане как крупнейшее в мире и призывает к расширению гуманитарной помощи нуждающимся.
Больше всего беженцев из Судана принял Чад (37%). Далее следуют Южный Судан (30%) и Египет (24%). Беженцы направились также в Эфиопию, Ливию и Центральноафриканскую Республику. Приток беженцев из Судана создает дополнительные гуманитарные потребности в регионе, который «и без того находится в глубоком кризисе», напомнили в МОМ.
По сообщению китайского агентства Синьхуа из Джубы 21 июля, более 1,4 млн беженцев из Южного Судана вернулись домой в период с момента подписания обновленного мирного соглашения в октябре 2018 года по 31 мая 2024 года, сославшись на данные Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).
По состоянию на 31 мая в регионе насчитывается 2,2 млн южносуданских беженцев, в том числе в Кении, Уганде, Судане, Эфиопии, Демократической Республике Конго (ДРК) и Центральноафриканской Республике (ЦАР), говорится в совместном докладе, опубликованном в пятницу УВКБ и Комиссией по оказанию чрезвычайно помощи и восстановлению Южного Судана. В докладе отмечается, что Уганда принимает наибольшее число беженцев из Южного Судана – 939 538 человек, затем следует Судан – 668 847, Эфиопия – 422 107, Кения – 181 963, ДРК – 53 621 и ЦАР — 2813. Говорится также, что в мае 41 600 южносуданцев вернулись домой, что незначительно больше, чем в предыдущем месяце.