Судя по недавним оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Каир предпринял недавно достаточно успешные шаги по стабилизации своего зернового рынка в условиях растущих факторов риска, в первую очередь ввиду динамичного роста и урбанизации населения. Главным бичом египетской экономики при этом является галлопирующий рост численности населения, которое превысило в текущем году 106 млн человек, и к 2030 году достигнет 124 млн человек.
Известно, что проблема недоедания в Египте заметно обострилась в последние годы, в первую очередь под воздействием неблагоприятных экономических факторов, включая ослабление экономического роста и девальвацию национальной валюты на 40%. Египет сегодня наряду с Суданом демонстрирует один из наихудших показателей в сфере продовольственной безопасности в Северной Африке. С 2013 года количество недоедающих там выросло вдвое – с 4.6 до 9.4 млн человек. Кроме того, серьезным риском для стабильности египетского продовольственного рынка является новая волна массовых переселений беженцев с начала этого года, в первую очередь из Судана и сектора Газа. Ранее, в Египет в массовом порядке мигрировали беженцы из Сирии, Йемена, Ливии и Ирака ввиду эскалации вооруженных конфликтов в этих странах. В итоге, на середину 2024 года на территории Египта насчитывается порядка 10 млн иностранных мигрантов из соседних стран, а в случае дальнейшей деградации ситуации в Газе, их число будет возрастать. Фактор беженцев, доля которых уже составляет 10% всего населения страны, создает повышенную нагрузку на агропродовольственную систему Египта.
Несмотря на эти факторы и нерадостную статистику, правительству удалось частично взять ситуацию под контроль. ООН прогнозирует, что в 2024-2025 гг. египетское правительство увеличит импорт пшеницы на 2% по сравнению с прошлым сезоном, что позволит ему насытить местный рынок этой главной зерновой потребительской культурой, и гарантировать таким образом устойчивость агропродовольственного рынка.
Такая ситуация будет достигнута в том числе благодаря некоторой стабилизации финансовых рынков, наращиванию валютной выручки в египетских банках, и успешной политике по сдерживанию инфляции, повышению ключевой ставки и удержанию египетского фунта от дальнейшего падения. Правительство Египта рассчитывает, что во второй половине 2024 года рынок начнет стабилизироваться, и инфляция будет сокращаться. В апреле ежегодная инфляция в городских агломерациях составила 32%, что ниже показателей начала года (36%). Кроме того, продовольственная инфляция в стране в указанный период упала с 51% до 45%.
Для стабилизации финансовых рынков Египту пришлось пойти на сделку с западными кредиторами и инвесторами. В марте 2024 г. Каир подписал соглашение с Международным валютным фондом, согласившись на его условия по либерализации экономики и другим реформам, и получив взамен кредит в размере 8 млрд долларов. В апреле с. г. аналогичное соглашение было достигнуто с Европейским союзом, который выделил 7.4 млрд евро в форме льготных кредитов, инвестиций и грантов, в том числе 200 млн евро на решение миграционных проблем. Главная цель, преследуемая Брюсселем в данном сделке, заключалась в обеспечении гарантий сохранения новой волны мигрантов на египетской территории (по аналогии с ролью Турции в сирийском кризисе). Кроме того, в мае с. г. Каир подписал важное инвестиционной соглашение с ОАЭ на сумму 35 млрд долларов на реализацию проектов туристической и деловой инфраструктуры в курортном районе Рас-эль-Хикма. Таким образом, вливание значительных валютных ресурсов в экономику Египта в результате трех стратегических соглашений, заключенных весной с. г. , стабилизировало национальную экономику, создав прочную подушку безопасности для наращивания продовольственного импорта пшеницы, риса и кукурузы в необходимых объемах, а главное -для обеспечения устойчивой финансовой поддержки существующей в стране многие годы системы государственного субсидирования производства традиционного хлеба («балади»), что является основой национальной диеты.
Таким образом, судя по последнему прогнозу международных экспертов, египетским властям удается к середине текущего года несколько выправить ситуацию в сфере продовольственной безопасности. Ожидается, что в 2024-2025 сезоне потребление пшеницы в Египте достигнет 20.7 млн тонн, что всего лишь на 100 тыс. тонн выше прошлогодних показателей. Таким образом, потребности в резком наращивании импорта пшеницы не возникнет. Тем более, что внутреннее производство пшеницы в Египте довольно устойчивое, и в нынешнем посевном сезоне превысит 9 млн тонн, что несколько выше показателей сезона 2022-2023. Рост производства обусловлен расширением посевных площадей пшеницы в районе Дельты, применением передовых фермерских практик культивирования, а также внедрение новых, устойчивых к климатическим шокам и паразитам сортов семян. Благодаря передовых технологиям, фермеры применяют семена и удобрения, адаптированные под конкретные климатические и географические зоны, с учетом особенностей водных и почвенных ресурсов в этих районах, что способствует достижению максимальной урожайности.
Помимо стабильного производства пшеницы, египетские власти рассчитывают увеличить в текущем посевном сезоне производство кукурузы, что позволит им нивелировать рост цен на эту продукцию. Производство риса, напротив, прогнозируется в меньших объемах в текущем году, что стало следствием засухи и дефицита водных ресурсов, что привело к сокращению посевных площадей под рис, требующий значительных водных ресурсов.
Таким образом, благодаря полученной весной 2024 года мощной финансовой поддержке по линии западных стран и аффилированных с ними международных структур, а также ОАЭ, Каиру удалось сбалансировать систему производства, импорта и потребления ключевых видов зерновой номенклатуры, и прежде всего пшеницы, что закладывает фундамент для поэтапной стабилизации ситуации в сфере продовольственной безопасности, вопреки растущим рискам и угрозам, прежде всего в виде неконтролируемых массовых переселений из соседствующих с Египтом горячих точек региона, включая Судан и Газу.