Тревожное лето в Бейруте

30 июля с.г. в Гааге состоялась торжественная церемония открытия сессии международного трибунала по Ливану. Он был создан по просьбе ливанских властей в связи с убийством бывшего премьер-министра Р.Харири в 2005 году и должен беспристрастно рассмотреть собранные по делу доказательства, а затем назвать виновных. Видимо это становится доброй традицией, но деятельность международных трибуналов и их вердикты автоматически в большинстве случаев вызывают очередную вспышку напряженности в тех странах, события в которых они расследуют. Так происходит в Судане, то же самое видимо будет и в Ливане.

Предполагаемым объектом обвинения в этот раз выступает ливанская радикальная шиитская организация «Хизбалла». То есть официально это не объявлено, но мало кто в этом сомневается. Нынешний виток напряженности вызван именно этим обстоятельством: «Хизбаллва» официально предупредила, что любые попытки выставить ее «крайней» неизбежно приведут к полной блокаде Бейрута и, как следствие, максимальному затруднению деятельности государственных институтов страны. Такое уже было два года назад в июле и вызвало серьезную озабоченность у сторонников сына Р.Харири нынешнего премьер-министра Ливана Саада Харири. «Хизбалла» тогда очень уверенно всем сомневающимся доказала, что она представляет собой наиболее эффективное и боеспособное внутриливанскую политическую силу. Израильское вторжение мало что изменило в этом раскладе сил. Мало того, оно еще больше укрепило авторитет «Хизбаллы» в Ливане, так как доказало, что она является единственной силой, способной в принципе более или менее эффективно противостоять израильской армии. Этот факт признают и откровенные враги шейха Насраллы в стане С.Харири. Попытки укрепить ливанские вооруженные силы путем их перевооружения и комплектации дополнительных частей на сегодняшний день к видимым результатам не привели. Армия серьезно уступает шиитам по части боеготовности и численности. В указанной диспропорции в некоторой степени виноват и Вашингтон, который отказался поставлять новое вооружение и осуществлять подготовку кадров, несмотря на неоднократные просьбы С.Харири. Мотивировка была предельно простой: американцы опасались того, что в случае вооруженного противостояния между армией и шиитами все это оружие попадет в руки последних и еще больше укрепит их боеспособность. Но это официально. А неофициально, Белый Дом по-прежнему «заигрывает» с Дамаском и не желает ставить перспективы своих отношений с сирийцами в зависимость от амбиций ливанского премьера. Естественно, что укрепление суннитского крыла в Ливане будет болезненно воспринято Б.Асадом. Сирийский лидер не желает укрепления в зоне своих стратегических интересов просаудовского ставленника, а тем более усиления его военной силы. Такая позиция Вашингтона, кстати, серьезно обидела С.Харири и вынудила его обратиться с аналогичными просьбами к России. Пока, кроме 22 боевых вертолетов в подарок, российская сторона ничего реального не сделала и вряд ли сделает. Портить свои отношения с Дамаском Москва также не желает, ибо ставку она сделала не на С.Харири, а на ось Анкара-Дамаск. Несмотря на общий благожелательный фон двухсторонних отношений, они далеки от совершенства. В частности, бизнес-холдинг Харири вынужден был отказаться от ряда серьезных инвестиций в Сочи. Официально из-за кризиса. Но при этом представляется, что если бы С.Харири находился бы в центре внешнеполитических интересов Кремля, вряд ли бы это произошло. Хотя, может быть все изменится к лучшему в процессе визита ливанского премьер-министра в Россию в сентябре с.г.

Нынешняя работа международного трибунала является для С.Харири делом принципиальным. Помимо удовлетворения личных претензий, будущие вердикты, по его оценке, должны изменить всю внутриполитическую конфигурацию в стране. Если «Хизбалла» в лице ее руководства будет признана виновной, то организация автоматически попадет по режим жестких санкций, что даст политическое преимущество сторонникам ливанского премьера,

Не совсем понятно правда, кто конкретно в стране возьмет на себя инициативу военного вторжения на территорию Ливана и арестов подозреваемых. Сами ливанские силовики это претворить в жизнь не в состоянии. Это будет точно не США и не Франция, а кроме них других желающих сделать это, даже теоретически не видно.

Таким образом, в планах С.Харири речь идет исключительно о нанесении морального поражения своему основному внутриполитическому конкуренту. Только вот готовы ли к такому повороту событий главные международные игроки?

Ситуация со времени убийства Р.Харири в 2005 году сильно изменилась. Сирия вывела свои войска из Ливана. От прямой конфронтации с сыном покойного премьерминистра Дамаск пришел на сегодняшний день к значительному улучшению двухсторонних отношений. Страны восстановили дипломатические отношения, ударными темпами растут сирийские инвестиции в Ливан. Наконец, победа коалиции под руководством С.Харири на парламентских выборах стала возможной исключительно благодаря сделке между Дамаском и Эр-Риядом. Предметом торга были большие деньги в качестве «откупных» и забвение выдвинутых против Дамаска обвинений в организации убийства харизматичного Р.Харири. Кстати, это свидетельствует о степени беспристрастности международной юстиции в Гааге. Собранные первым составом международного трибунала доказательства, обвиняющие Сирию в подготовке покушения, рассыпались в прах. Никому из арестованных «по горячим следам» до сих пор даже не было предъявлено официального обвинения. Дамаск более не фигурирует даже в списках соучастников, не то, что в списке основных организаторов. Это вызывает серьезные вопросы к самому трибуналу и качеству собираемых им доказательств, а главное к вопросу его политической ангажированности. Сам по себе этот факт априори дезавуирует все возможные новые обвинения против «Хизбаллы» и делает их, как минимум, не бесспорными.

Изменение общей ситуации и предопределили нынешние «антикризисные» переговоры сирийцев, саудовцев и президента Ливана М.Сулеймана. Последний, хотя и тяготеет к блоку С.Харири, абсолютно не желает возникновения новой гражданской войны. Он реалист и понимает, что «Хизбаллу» в настоящее время поддержат не только друзы и армяне, но и значительная часть христиан. Это делает попытку решить вопрос военным путем заранее провальным делом. Понимают это и в Эр-Рияде, и с учетом новой конфигурации своих отношений с Сирией саудовцы сделают все возможное, чтобы «успокоить» своего ставленника С.Харири. Итог переговоров следующий – Дамаск не готов «сдавать» своего стратегического союзника в Ливане ни при каких обстоятельствах. И саудовцы такие правила игры приняли. Вернее, вынуждены принять, исходя из сложившихся реалий. Видимая уступка сирийцев по вопросу победителя на прошедших ливанских выборах обернулась для Эр-Рияда и С.Харири «пирровой победой». Они получили количество, но проиграли качество. И это моментально сказалось на настроениях основных политических фигур внутри Ливана. Удивительную метаморфозу претерпели настроения друзского лидера В.Джумблата: из заклятых врагов сирийцев он превратился в их смиренного союзника. Усилились позиции М.Ауна и его сторонников. Более просирийски артикулированной стала позиция еще одного лидера шиитов Н.Берри.

Но международный трибунал, несмотря на все, должен свой вердикт вынести. Как представляется, он будет прежде всего антииранским. «Хизбалла» как коллективный участник и организатор покушения в нем фигурировать не будет. Будут обвинены ряд функционеров партии, например покойный И.Мугние, которые действовали по «указке» Тегерана самостоятельно. Таких фигурантов, кроме И.Мугние еще два, и оба они уже на небесах. Эта схема позволит как-то успокоить страсти и решить основную задачу: обозначить моральную победу саудовцев в их противостоянии с персами и одновременно не нарушить хрупкое внутриливанское равновесие. А Дамаску окончательно снять с себя все подозрения и обезопасить своего основного союзника. Одновременно Дамаск, разумеется, использует этот момент для того, чтобы еще больше приблизить к себе ливанских шиитов, дистанцировав их от орбиты иранского влияния.

52.28MB | MySQL:103 | 0,502sec