Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 июля – 1 августа 2010 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили на палестино-израильском направлении, в Ливане и Афганистане. 29 июля Комитет Лиги арабских государств по реализации мирной инициативы на своем внеочередном заседании в Каире на уровне министров иностранных дел дал принципиальное согласие на возобновление прямых палестино-израильских переговоров. Король Саудовской Аравии Абдалла и президент Сирии Б. Асад 30 июля совершили совместный визит в Ливан. Публикация в сети Интернет секретных документов Пентагона о войне в Афганистане вызвала серьезную озабоченность у руководства США и Афганистана.

Комитет ЛАГ по мирной инициативе 29 июля дал принципиальное согласие на прямые палестино-израильские переговоры, отметив, что сроки их возобновления и содержание должно определить палестинское руководство во главе с М. Аббасом. Генеральный секретарь ЛАГ А. Муса заявил, что данное решение – это «последняя попытка достичь мира между израильтянами и палестинцами, а также облегчить роль США как посредника между двумя сторонами». Участники заседания согласились направить письмо президенту США Б. Обаме с изложением «арабского понимания мирного процесса и прямых переговоров». Со своей стороны, глава ПНА М. Аббас сообщил, что немедленно возобновит прямой диалог с Израилем после получения письменных гарантий признания границ 1967 г. и прекращения израильской поселенческой деятельности на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Такие гарантии палестинский лидер готов получить от премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху, президента США Б. Обамы или арабских руководителей – президента Египта Х. Мубарака и короля Саудовской Аравии Абдаллы.

В ответ на решение ЛАГ, глава израильского правительства Б. Нетаньяху заявил о готовности начать в самое ближайшее время «откровенные и прямые переговоры с Аббасом». По словам Б. Нетаньяху, главным условием достижения какого-либо соглашения с палестинцами является обеспечение безопасности Израиля. В то же время он подчеркнул, что продление моратория на строительство еврейских поселений на ЗБРИ, который заканчивается 26 сентября, невозможно.

Вопросы возобновления прямых «серьезных и эффективных» палестино-израильских переговоров обсуждались Б. Нетаньяху 27 июля на переговорах в Аммане с королем Иордании Абдаллой II. По мнению иорданского монарха, любые переговоры между Израилем и палестинцами должны фокусироваться на достижении окончательных договоренностей, гарантирующих «создание независимого и жизнеспособного Палестинского государства, которое жило бы в мире с Израилем».

По словам палестинских представителей, президент США Б. Обама недавно направил письмо главе ПНА М. Аббасу, в котором предупредил, что отказ от возобновления прямых переговоров с Израилем может негативно отразиться на палестино-американских отношениях. Отметим, что, по всей вероятности, можно «дожать» М. Аббаса, и он будет вынужден возобновить прямой диалог с Израилем. Однако, учитывая принципиальные различия в позициях сторон по основополагающим вопросам окончательного урегулирования, эти переговоры вряд ли приведут к серьезным подвижкам в мирном процессе, но при этом, несомненно, ослабят и без того непрочные политические позиции М. Аббаса.

На прошедшей неделе в ответ на ракетные и минометные обстрелы израильской территории из сектора Газа ВВС Израиля нанесли несколько ударов по объектам боевиков в палестинском анклаве.

Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон, находясь с визитом в Турции, заявил 27 июля, что «Газа не может и не должна оставаться тюремным лагерем» и призвал Израиль прекратить блокаду сектора.

США и Израиль подписали соглашение о совместной разработке нового комплекса ПРО «Эророу III», предназначенного для перехвата баллистических ракет на высотах до 100 км и на дальности свыше 150 км. Ожидается, что система будет готова в 2012-2013 гг.

Совместный визит в Ливан короля Саудовской Аравии Абдаллы и президента Сирии Б. Асада, их переговоры с ливанскими руководителями, партийными лидерами и представителями парламентских фракций преследовали цель снизить уровень внутриполитической напряженности в стране, усилившейся в последнее время из-за возможного официального предъявления обвинения членам шиитского движения «Хизбалла» в участии в убийстве в 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири. Отметим, что предварительно Абдалла и Б. Асад обсудили развитие ситуации в Ливане в ходе двусторонних переговоров в Дамаске, а до этого саудовский монарх провел встречу с президентом Египта Х. Мубараком, на которой также обсуждались проблемы Ливана.

В коммюнике по итогам встреч и переговоров в Бейруте короля Абдаллы и президента Б. Асада подчеркивается «первостепенность сохранения гражданского мира и согласия в Ливане», необходимость «поставить интересы государства выше узких конфессиональных рамок, а для решения разногласий использовать исключительно конституционные институты». При этом особо отмечена важность «полного отказа от применения силы». Характерно, что лидер «Хизбаллы» Х. Насрулла не присутствовал на встречах Абдаллы и Б. Асада с ливанскими политиками, хотя министры – члены «Хизбаллы» участвовали в переговорах.

По оценке экспертов, совместный саудовско-ливанский визит в Бейрут продемонстрировал обеспокоенность арабских государств потенциальной угрозой дестабилизации обстановки в Ливане, возможным масштабным насилием на почве обострения суннитско-шиитских отношений в связи с «делом Харири». Вместе с тем, ряд ливанских политиков скептически оценивают бейрутские встречи и переговоры, считая, что они будут иметь лишь кратковременный успех, т. к. глубокие противоречия между «Хизбаллой» и ее союзниками и нынешней правящей коалицией во главе с премьер-министром С. Харири сохраняются и вряд ли будут разрешены в близкой перспективе.

Опубликованные в Интернете секретные американские военные документы о войне в Афганистане (более 90 тыс. за период с 2004 г. по 2009 г.) показывают, что силы западной коалиции в стране сталкиваются с громадными трудностями, а ситуация в Афганистане далека от победы над талибами. Так, в документах говорится о росте числа нападений со стороны боевиков движения «Талибан» и опасениях командования войск НАТО поддержкой нестабильности в Афганистане со стороны Пакистана и Афганистана. Из публикаций также видно, что иностранные военные убивают большое число мирных жителей, и эта информация не становится достоянием гласности.

Американская администрация подвергла жесткой критике владельцев сайта за решение опубликовать документы по Афганистану. Обеспокоенность этим фактом выразили президент США Б. Обама и глава Пентагона Р. Гейтс. В Вашингтоне считают, что обнародование подобной информации «потенциально способно причинить вред частным лицам и деятельности военных». Вместе с тем, подчеркивается, что публикация документов «не повлияет на долгосрочные обязательства США перед Афганистаном и Пакистаном». Президент Афганистана Х. Карзай назвал обнародование документов «шокирующим» и «безответственным» шагом, особо отметив, что оно угрожает жизни тех граждан страны, которые сотрудничали с войсками западной коалиции. Одновременно Х. Карзай подверг сомнению готовность сил НАТО и Пакистана уничтожить базы и центры финансирования террористов за пределами Афганистана, заявив, что «война с терроризмом не должна ограничиваться деревнями и домами в Афганистане», т. к. его базы и источники финансирования находятся за рубежом.

30 июля президент США Б. Обама подписал закон, позволяющий выделение дополнительных средств (до 37 млрд долларов) на ведение кампаний в Афганистане и Ираке.

Нидерланды первыми из стран НАТО начали 1 августа вывод своих войск (2000 чел.) из Афганистана.

Руководство Пакистана назвало «необоснованными» содержащиеся в опубликованных американских документах обвинения в том, что спецслужбы страны поддерживают афганских талибов. Тем временем премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон, находившийся с визитом в Индии, заявил 28 июля, что Пакистан должен отказаться от поддержки и экспорта терроризма в другие страны. Это заявление британского премьера было подвергнуто резкой критике в Исламабаде.

Евросоюз 26 июля одобрил пакет санкций против Ирана, которые нацелены главным образом на энергетический и нефтегазовый сектор экономики ИРИ. Аналогичные санкции против Ирана ввела Канада. Россия и Китай негативно отнеслись к этим шагам стран Запада, а в Тегеране их назвали «неконструктивными» и «неэффективными». В то же время в Москве считают «неприемлемыми» недавние критические высказывания президента ИРИ М. Ахмадинежада в отношении позиции России по иранской ядерной проблеме.

В Вашингтоне 26 июля заявили о готовности реанимировать предложение об обмене низкообогащенного иранского урана на топливо для исследовательского реактора в Тегеране, а Евросоюз призвал Иран к скорейшему возобновлению переговоров по ядерной проблеме. Со своей стороны, Тегеран заявил о готовности приостановить обогащение урана до 20 проц в случае получения топлива для исследовательского реактора. Иранская сторона также сообщила о готовности «уже через несколько дней» начать переговоры с США, Россией и Францией по обмену своего уранового сырья на ядерное топливо.

31 июля в Иране начались масштабные учения ВВС «Федаины неба», которые продлятся до 7 августа. В учениях задействованы все военно-воздушные базы страны и до 40 типа летательных аппаратов, включая боевые самолеты, БПЛА, самолеты-заправщики. Главная цель мероприятия, проводимого во второй раз, — отработка различных тактических приемов действий авиации с использованием современного вооружения и общее повышение боеспособности ВВС ИРИ.

Обостряется обстановка на северо-западе Йемена, где шиитские мятежники расширяют масштабы своих действий, совершая нападения на подразделения армии и племена, поддерживающие правительство, захватывают занимаемые ими позиции. Президент страны А. А. Салех 31 июля прямо обвинил мятежников в нарушении соглашения о прекращении огня (февраль 2010 г.) и призвал их соблюдать его условия. Сложная ситуация сохраняется и на юге республики, где активно действуют боевики местного ответвления «Аль-Каиды» и сепаратисты, выступающие за восстановление независимости Южного Йемена.

На саммите Африканского союза (АС) в столице Уганды Кампале 26 июля принято решение об усилении африканского миротворческого контингента в Сомали (6 тыс. военнослужащих из Уганды и Бурунди). Дополнительно в страну будет направлено 2 тыс. солдат из Гвинеи, Джибути и некоторых стран Восточной Африки. Между тем в сомалийской столице Могадишо продолжаются бои правительственной армии, поддерживаемой миротворцами АС, с отрядами исламистских боевиков.

Совет Безопасности ООН 30 июля продлил еще на один год мандат совместной миротворческой миссии ООН/АС в суданском регионе Дарфур. Совбез заявил о необходимости прекращения эскалации напряженности в Дарфуре и призвал все действующие здесь повстанческие группировки присоединиться к переговорам о мирном урегулировании конфликта.

27 июля представители политических блоков, представленных в парламенте Ирака, приняли решение об очередном переносе на неопределенный срок начала регулярной работы законодательного органа по причине отсутствия договоренности по составу нового правительства страны. Вместе с тем, продолжающийся с марта внутриполитический кризис негативным образом сказывается на ситуации в Ираке, особенно в сфере безопасности. На минувшей неделе в различных районах страны были совершены многочисленные теракты и вооруженные нападения.

Приложение

О миссии и силах ООН на Ближнем Востоке

Со времени возникновения арабо-израильского конфликта в 1947-1948 гг. и по настоящее время ООН играла и продолжает играть важную роль в деятельности, направленной на его урегулирование, особенно в усилиях по прекращению военных действий между враждующими сторонами и соблюдению ими условий прекращения огня. Для решения этих задач на основе решений Совета Безопасности ООН в регион направлялись военные наблюдатели и специальные силы «голубых касок».

На сегодняшний день на Ближнем Востоке продолжают функционировать Орган (миссия) ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) между арабскими странами и Израилем, Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР) вооруженных сил Израиля и Сирии на сирийских Голанских высотах и Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ).

Старейшей военной миссией ООН на Ближнем Востоке является Орган по наблюдению за выполнением условий перемирия, который был создан на основании резолюции Совбеза ООН № 50 от 29 мая 1948 г., которая призвала арабские страны и Израиль к прекращению военных действий. Первые наблюдатели ОНВУП прибыли в район конфликта уже в июне этого же года. Начиная с 1949 г. они стали наблюдать за соблюдением соглашений о перемирии, заключенных между Израилем и арабскими странами – Египтом, Иорданией, Ливаном и Сирией. После арабо-израильских войн 1956, 1967 и 1973 гг. функции наблюдателей изменялись с учетом перемен, происходивших в обстановке в регионе. В настоящее время группы военных наблюдателей ОНВУП приданы силам ООН на Голанских высотах и в Ливане. Кроме того, группа наблюдателей находится на Синайском полуострове, обеспечивая присутствие ООН на египетско-израильской границе. Однако за соблюдением условий мирного договора между АРЕ и Израилем (1979 г.) наблюдают специальные международные силы, не подчиненные ООН.

В настоящее время численность миссии составляет 361 человек, в т. ч. 152 военнослужащих, 88 человек международного гражданского персонала и 121 человек местного гражданского персонала. Штаб-квартира ОНВУП находится в Иерусалиме, а представительства размещены в Бейруте и Дамаске. Военный персонал миссии представлен офицерами из 23 стран: Австрии, Австралии, Аргентины, Бельгии, Дании, Ирландии, Италии, Канада, Китая, Непала, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, России, Словакии, Словении, США, Финляндии, Франции, Чили, Швейцарии, Швеции и Эстонии.

Силы ООН по наблюдению за разъединением сирийских и израильских войск на Голанских высотах созданы в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 350 от 31 мая 1974 г. и действуют с июня этого же года. Их главной задачей является наблюдение за районом разъединения и соблюдением ограничений по численности личного состава и количеству вооружений, предусмотренных соглашением между Сирией и Израилем о разводе войск от 31 мая 1974 г. Мандат СООННР продлевается Совбезом ООН каждые шесть месяцев.

Район, разъединяющий военные силы двух государств, имеет протяженность с севера на юг около 80 км и ширину от 1 до 10 км. В этом районе проживает сирийское население, и порядок поддерживается властями САР. В то же время сюда не допускаются никакие другие вооруженные силы, кроме СООННР.

Штаб сил ООН на Голанских высотах расположен в лагере Фауар примерно в 40 км юго-западнее Дамаска. В самой сирийской столице имеется представительство СООННР. Численность сил ООН в районе Голанских высот составляет 1043 военнослужащих из 6 стран: Австрии, Индии, Канады, Филиппин, Хорватии и Японии. Кроме того, имеются 39 человек международного гражданского персонала и 105 человек местного гражданского персонала. Содействие силам ООН оказывают 79 военных наблюдателей по линии ОНВУП.

Подразделения СООННР размещены в двух базовых лагерях и несут службу на 44 позициях и 11 наблюдательных постах. Кроме того, «голубые каски» осуществляют дневное и ночное пешее и мобильное патрулирование через неравные промежутки времени. Как известно, с каждой стороны зоны разъединения имеются зоны ограниченного военного присутствия для ВС Сирии и Израиля, которые инспектируются офицерами ООН каждые две недели. Командование СООННР после консультаций с сирийскими властями разработало и реализует специальную программу охраны и невредимости минных полей с тем, чтобы все их выявить и маркировать. По возможности проводится разминирование полей. Одной из задач сил ООН является деятельность по предотвращению дополнительного загрязнения окружающей среды в занимаемых районах. «Голубые каски» также оказывают содействие в доставке почты и передвижениях людей через район разъединения. В пределах имеющихся возможностей оказывается медицинская помощь местному населению по его просьбе.

Район разъединения сирийских и израильских войск на Голанских высотах по праву считается одним из наиболее спокойных мест на Ближнем Востоке. Какие-либо инциденты происходят здесь крайне редко. Тем не менее, в условиях взаимной враждебности и отсутствия подвижек в урегулировании сирийско-израильского конфликта сохраняется потенциальная опасность возникновения вооруженного противостояния между двумя странами.

Контингент Временных сил ООН в Ливане был создан на основе резолюции Совета Безопасности ООН № 425 от 19 марта 1978 г. «с тем, чтобы подтвердить вывод израильских сил с юга Ливана, восстановить международный мир и безопасность и помочь правительству Ливана в обеспечении восстановления его эффективной власти над этим районом». После войны между Израилем и ливанской группировкой «Хизбалла» в июле-августе 2006 г. в соответствии с резолюцией Совбеза ООН № 1701 от 11 августа 2006 г. полномочия ВСООНЛ были расширены, а их численность увеличена с 6 до 15 тыс. военнослужащих (из-за трудностей с комплектованием и по другим причинам численность сил ООН в Ливане никогда не достигала 15 тыс. чел.). Дополнительно был создано Морское оперативное соединение. Мандат ВСООНЛ ежегодно продлевается специальным решением Совета Безопасности ООН.

Штаб ВСООНЛ расположен в приморском городе Эн-Накура недалеко от границы с Израилем. В настоящее время численность ливанского контингента сил ООН составляет 11769 военнослужащих из 31 страны. Кроме того, имеются 317 человек международного гражданского персонала и 655 человек местного гражданского персонала. Морское оперативное соединение состоит из 5 боевых кораблей и вспомогательное судна из состава ВМС Германии, Греции, Италии и Турции. Содействие силам ООН в Ливане оказывают 53 военных наблюдателя по линии ОНВУП. Военный контингент ВСООНЛ представлен военнослужащими из Бангладеш, Бельгии, Брунея, Венгрии, Ганы, Гватемалы, Германии, Греции, Дании, Индии, Индонезии, Ирландии, Испании, Италии, Катара, Кипра, Китая, Люксембурга, Македонии, Малайзии, Непала, Нигерии, Танзании, Португалии, Сальвадора, Словении, Сьерра-Леоне, Турции, Франции, Хорватии, Черногории. Причем Германии и Греция участвуют только в Морском оперативном соединении.

ВСООНЛ решают задачи по наблюдению за режимом прекращения огня, координируя свою деятельность с ливанской правительственной армией и поддерживая контакты с командованием ВС Израиля. При этом ооновские силы уполномочены «принимать все необходимые и, по их мнению, соответствующие их возможностям меры в районах развертывания их сил для обеспечения того, чтобы район их операций не использовался в целях осуществления какой бы то ни было враждебной деятельности, для противодействия попыткам помешать им насильственными средствами выполнять свои обязанности согласно мандату Совета Безопасности и для защиты персонала, средств, объектов и имущества ООН». Одной из главных задач, поставленных перед «голубыми касками» является воспрепятствование незаконного военного присутствия в южных районах Ливана (южнее реки Литании), пресечение контрабандной доставки сюда вооружения и боеприпасов, недопущение других видов незаконной военной деятельности.

Необходимо отметить, что силы ООН на юге Ливана выполняют свою миссию в очень сложной военно-политической обстановке. Периодически возникает повышенная напряженность в отношениях между «Хизбаллой» и Израилем, ливанская и израильская стороны регулярно нарушают условия договоренности о прекращении огня. Кроме того, солдаты и офицеры периодически подвергаются нападениям и провокациям со стороны приверженцев «Хизбаллы», «получают угрозы в отношении безопасности», что затрудняет выполнение ими поставленных задач в полном объеме. В итоге, по информации израильских военных, а отчасти и самих «голубых касок», боевики «Хизбаллы» вновь сумели создать в приграничных с Израилем районах разветвленную военную инфраструктуру.

52.39MB | MySQL:103 | 0,466sec