Ситуация в Тунисе: июль 2010 г.

Внешняя политика

В июле Тунис подписал договор о сотрудничестве с Саудовским фондом развития и трехлетнее соглашение с Францией о промышленном сотрудничестве. Тунисско-сирийские переговоры с участием президентов Сирии Башара Асада и Туниса Зина аль-Абидина Бен Али концентрировались на международной проблематике. Кроме того, в июле в Тунисе-столице был открыт офис Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которому передана часть функций штаб-квартиры организации.

8 июля в Тунис с официальным визитом прибыл министр финансов Саудовской Аравии Ибрагим Бин Абдулазиз аль-Ассаф. На пресс-конференции по итогам переговоров с тунисским премьером Мухаммедом Ганнуши саудовский гость заявил, что стороны договорились подписать два соглашения: первое – об избегании двойного налогообложения между странами и второе — о сотрудничестве между Тунисом и Саудовским фондом развития. Фонд намерен финансировать экологический проект защиты от эрозии береговой линии Тунисского залива (по линии пригородов столицы Гаммарт — Картаж (Карфаген) — Ла Гулетт). Кроме того, обсуждалась экономическая ситуация в мире и ее влияние на арабские страны.

12 июля Тунис посетила генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен. Она побеседовала с премьер-министром Туниса М.Ганнуши и главой тунисского МИД Камелем Морджаном о выполнении страной программы ООН «Цели развития тысячелетия». М.Чен благожелательно отозвалась о решении Туниса открыть офис организации в своей столице и идее учредить на своей территории в будущем Средиземноморский центр снижения рисков, связанных с нарушением здоровья.

На встрече с министром здравоохранения Туниса Монзером Зенаиди М. Чен пояснила, что ВОЗ планирует перенести часть функций штаб-квартиры в Женеве в новый офис в Тунисе. Это, по ее словам, сделает взаимодействие с ВОЗ для стран Азии и Африки более доступным ввиду географического положения Туниса. Она также отметила, что «Тунис добился самых лучших показателей в области здравоохранения по сравнению с другими странами региона» и высказалась за развитие трехсторонних связей ВОЗ-Тунис- африканские страны. Кроме того, глава ВОЗ одобрила инициативу тунисской стороны провести у себя в 2011 г. форум «Молодежь и здоровье».

Главной темой переговоров президента Сирии Башара Асада, прибывшего 12 июля в Тунис с супругой Асмой, и тунисского руководства (президент З.А.Бен Али и председатель палаты депутатов тунисского парламента Фуада Мебазаа) стала международная проблематика. Так, тунисская сторона вновь указала на необходимость найти полное и справедливое решение арабо-израильского конфликта, отметила важность дружелюбия в арабском мире, как на двустороннем, так и на международном уровне. По поводу ситуации в Ираке и Тунис и Сирия выразили озабоченность тем, что в Багдаде до сих пор не сформировано правительство народного единства, в состав которого вошли бы все политические силы. Президенты также обсудили готовящийся на октябрь 2010 г. внеочередной саммит ЛАГ и двусторонние отношения. В культурную часть программы двухдневного визита сирийской делегации входило в частности посещение города телекоммуникационных технологий эль-Газила, музея Бардо, центра исследования и сбора информации по вопросу женщин (CREDIF).

В июле Тунис подписал с Францией соглашение о промышленном сотрудничестве сроком на три года. С тунисской стороны свою подпись на документе поставил министр промышленности Афиф Шелби, с французской — его французский коллега Кристиан Эстрози. В Тунисе зарегистрировано 37 французских компаний промышленного сектора, которые обеспечивают почти 90% рабочих мест в этом сегменте. Основной статьей промышленного сотрудничества между Тунисом и Францией сейчас является самолетостроение. В тунисской провинции Бен Арус с 2009 г. налажено производство деталей к французским «Аэробусам». Завод специализируется на выпуске фронтальных частей самолета и планирует расширять объемы производства.

СМИ сообщают, что с 1995 г. (когда Тунис заключил договор о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом) до 2009 г. объем товарооборота между Тунисом и Францией увеличился более чем втрое: с 2 млрд евро до 7 млрд евро. Франция лидирует в экспорте своих товаров на тунисский рынок (20% тунисского рынка в 2009 г.). Ей немного уступает Италия (16,5% рынка) и Германия (8,8%). Тунисский экспорт также главным образом отправляется во Францию. Более 1200 французских компаний инвестируют в экономику Туниса. Обе стороны заинтересованы в дальнейшем расширении контактов, о чем заявил глава французского правительства Франсуа Фийон, посетивший Тунис в 2009 г. Тогда же был подписан пакет документов о совместном сотрудничестве между Тунисом и Францией, в том числе в области мирного атома в 2020-2025 гг.

В конце месяца Тунис направил свою делегацию во главе с министром иностранных дел Камелем Морджаном для участия в очередном саммите Африканского союза (19 – 27 июля) в Уганде и заседании президентской комиссии Сообщества государств Сахеля и Сахары, которое прошло в Чаде 23 июля.

Завершив свою миссию, тунисский миротворческий контингент покинул в июле г. Киншаса, столицу Конго. Тунис также дислоцирует миротворческие подразделения в Чаде и на Гаити.

Внутренняя политика

Тунис воспитывает в молодежи «дух демократии». Так местные СМИ прокомментировали первое заседание юношеского парламента в Тунисе, открывшееся 25 июля во дворце Бардо. Первый день работы парламента символично пришелся на празднование 53-ей годовщины провозглашения Тунисской республики.

Юношеский парламент, состоящий из юношей и девушек (которых 48% общего состава) в возрасте 16 – 23 лет, почти ничем не отличается от настоящего. В нем 216 мест, которые перераспределены между представителями партии власти (Демократическое конституционное объединение — 161 место) и шести партий оппозиции (53 места) в той же пропорции, что и в тунисском парламенте. Спикер и два его заместителя избираются абсолютным большинством голосов. Нынешней сессией руководил Самир Бен Шаабан, двумя его заместителями были избраны Кенза Рефаи и Бешир Литайем. Юношеский парламент будет созываться дважды в год – в марте и ноябре, заново избирать спикера и двух вице-спикеров, самостоятельно формировать комитеты и подкомиссии.

Идея организовать парламент, где право голоса будет иметь подрастающее поколение, не нова. Такой опыт уже имеет Бахрейн. В Марокко «детский парламент» с 1999 г. провел 5 сессий, но больше с тех пор не собирался. Безусловно, новый механизм общения с молодежью, которая в Тунисе составляет порядка трети населения, это хорошая пиар-акция правительства, объявившего до этого 2010 г. Международным годом молодежи и стремящегося показать всему миру, что Тунис демократичная страна. С другой стороны, какие бы проекты ни предлагал юношеский парламент, его функции ограничиваются правом совещательного голоса. Следовательно, дальше обсуждения дело не пойдет. Новый юношеский парламент не более чем игра в демократию с теми, кто «тунисскому демократическому режиму» не опасен.

Между тем, в адрес Туниса было высказано очередное порицание в несоблюдении свободы слова. Журналиста Фахима Букаддуса, который освещал антиправительственные волнения в шахтерском районе Гафсы (юго-запад Туниса) в 2008 г., приговорили к 4 годам лишения свободы. В этой связи официальный представитель госдепартамента США Марк Тонер заявил 9 июля в интервью прессе, что этот факт свидетельствует об «ухудшении ситуации со свободой слова в Тунисе».

Тунисский МИД выпустил в ответ следующее обращение: «мы недоумеваем по поводу заявлений представителя американского госдепартамента, содержащих обвинения в несоблюдении свободы слова в Тунисе и касающихся ситуации с Фахимом Букаддусом». Источник пояснил, что Букаддус никогда не имел свидетельства журналиста и состоял в криминальной группировке, которая использовала агрессию в отношении людей и полиции. Сведения, на которых было основано заявление американского представителя, якобы, не являются достоверными.

Вместе с тем, сам Букаддус находится в больнице. Приговор ему был вынесен заочно. По данным оппозиционных СМИ, было совершено несколько попыток забрать его из госпиталя в неудовлетворительном состоянии. Дальнейшая судьба журналиста остается туманной.

Прежде чем парламентарии разошлись на каникулы, они утвердили 12-ый план социально-экономического развития Туниса на 2009 – 2014 гг. Согласно плану, темпы экономического роста в Тунисе к 2014 г. запланированы на уровне 5,5%. Уровень личного дохода на душу населения вырастет до 8371,5 динаров (в 2009 г. он составил 5500 динаров). Планируется создать 415 тыс. новых рабочих мест и снизить уровень безработицы до 11,6%. Дефицит не должен превысить 2,8% ВВП, дефицит бюджета — 2,7% ВВП, инфляция упадет до 3,3% (в 2010 г. она составила 5%). Инвестиции достигнут за пять лет около 98 млрд динаров, или 26% ВВП. Основные цели пятилетнего плана — создание экономики знаний с преобладанием технологического компонента, не вредящего экологической среде, создание благоприятного бизнес-климата, углубление глобализации (что подразумевает конвертируемость динара и полную либерализацию) при сохранении финансового баланса.

Для успешного выполнения установленного социально-экономического плана Тунису в этом месяце удалось договориться о финансировании. Так, Всемирный банк выделил Тунису кредит на сумму 50 млн долл. для решения проблемы безработицы, а Арабский фонд экономического и социального развития поможет Тунису в сооружении электростанции в г. Сус.

Всемирный банк проводит порядка 20 программ в Тунисе в области водоснабжения, экологии, образования, энергетики и т.д. По мнению специалистов банка, в Тунисе недостаточно эффективно работают программы трудоустройства, а в некоторых отраслях недостает кадров требуемой квалификации. Поэтому программа ВБ будет фокусироваться на мониторинге ситуации на рынке труда, оперативном выявлении спроса и предложения, налаживании системы оповещения потенциальных заинтересованных лиц, способствовании мобильности рабочей силы на внутреннем рынке, наблюдении за активной политикой государства по трудоустройству.

На проведение государственной политики по трудоустройству в Тунисе ежегодно расходуется около 1,5% ВВП (на 2002 г. более 445 млн динаров). Эта цифра сопоставима с расходами на политику трудоустройства в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Более 65% этих средств идет на создание новых рабочих мест и финансирование предпринимательских проектов, около 28% расходуется на трудоустройство молодежи, примерно 2,6% — на переподготовку безработных специалистов, 4,3% суммы выделяется на управление.

Самая острая проблема рынка труда в Тунисе – высокий уровень безработицы среди выпускников вузов. Он составлял в 2008 г. – 21,6% и превысил показатель общего уровня безработицы (14%).

62.87MB | MySQL:102 | 0,647sec