Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23-29 августа 2010 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и на палестино-израильском направлении. 25 августа в Багдаде и ряде других городов Ирака была совершена серия хорошо скоординированных терактов, что осложнило и без того напряженную ситуацию в стране. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил 26 августа о своей готовности регулярно, каждые две недели встречаться с главой Палестинской национальной администрации М. Аббасом с целью скорейшего достижения прорыва по основным проблемам палестино-израильского урегулирования.

Крупнейшая за последние месяцы серия терактов, совершенная в Ираке 25 августа, была направлена главным образом против местной полиции и сил безопасности. Тем самым террористы хотели продемонстрировать их слабость и неспособность контролировать ситуацию в стране. Взрывы и нападения, исполненные боевиками-смертниками, произошли в большинстве районов Ирака: в Багдаде, городах Кербела, Кут, Киркук, Тикрит, Мосул, Басра, в провинциях Дияла и Анбар. Характерно, что акты насилия были осуществлены на следующий день после того как командующий ВС США в Ираке генерал Р. Одьерно объявил о том, что численность американских войск в стране сократилась ниже уровня 50 тыс. человек – до 49,7 тыс. военнослужащих. 28 августа премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил о приведении в состояние полной боевой готовности национальной армии, полиции и спецслужб. Это было сделано в связи с получением правительством информацией о планах иракского ответвления «Аль-Каиды» и руководства бывшей правящей, а ныне запрещенной партии Баас совершить новые теракты и вооруженные нападения для того, чтобы еще больше дестабилизировать обстановку в стране. Н. аль-Малики также отметил, что, действующие на ираской территории экстремисты получают помощь из-за рубежа.

Президент США Б. Обама 28 августа подтвердил, что 31 августа «Соединенные Штаты завершат свою боевую миссию в Ираке», особо подчеркнув при этом, что «как любая независимая страна, Ирак волен сам выбирать свой путь».

В преддверии намеченного на 2 сентября начала прямых палестино-израильских переговоров высокопоставленные представители сторон выступают с заявлениями о своих намерениях и перспективах предстоящего диалога. Так, премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху выразил готовность каждые две недели проводить личные «с глазу на глаз» встречи с главой ПНА М. Аббасом для обсуждения ключевых вопросов мирного урегулирования. По мнению Б. Нетаньяху, только его «непосредственные, прямые и продолжающиеся контакты» с М. Аббасом могут привести к прорыву по основным спорным проблемам. В то же время глава израильского внешнеполитического ведомства А. Либерман считает, что у израильтян и палестинцев практически нет шансов на достижение окончательного урегулирования в течение 12 месяцев, на что рассчитывает американская администрация. В этой связи А. Либерман заявил 25 августа о необходимости «понизить уровень ожиданий и занять реалистические позиции», т. к. нет «волшебных рецептов» для «решения всех ключевых проблем – об Иерусалиме, статусе беженцев, еврейских поселениях».

Руководитель ПНА М. Аббас продолжает настаивать на том, что предстоящие в Вашингтоне переговоры «должны открыть путь к созданию палестинского государства». М. Аббас призывает Б. Нетаньяху сделать «решительный выбор в пользу мира и отказаться от планов колонизации палестинских земель». Главный палестинский переговорщик С. Арикат 28 августа отклонил инициативу Б. Нетаньяху о проведении каждые две недели личных встреч с М. Аббасом. По мнению С. Ариката, наиболее важным вопросом, определяющим успех или провал переговоров, на данный момент является позиция израильского премьер-министра по вопросу продления моратория на строительство в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), срок действия которого истекает 26 сентября. Как известно, палестинцы считают возможным дальнейшее проведение переговоров только при условии замораживания строительства в израильских поселениях на ЗБРИ, что Израиль решительно отвергает. В этой связи США пытаются убедить израильскую и палестинскую стороны не предпринимать шагов, которые могут привести к срыву переговорного процесса.

Решительно выступает против возобновления прямых переговоров с Израилем влиятельное радикальное палестинское движение ХАМАС и некоторые другие палестинские группировки, в основном левой ориентации.

Отметим, что многие эксперты и политики скептически оценивают перспективы успешного завершения переговоров и достижения в ближайшее время окончательного мирного соглашения между Израилем и палестинцами. Иран и Сирия считают, что предстоящий диалог будет безрезультатным. В то же время Египет, Саудовская Аравия и Иордания поддерживают возобновление прямых палестино-израильских переговоров.

Сложная, нестабильная военно-политическая обстановка сохраняется в Афганистане. В различных районах страны боевики движения «Талибан» и других оппозиционных группировок продолжают совершать вооруженные нападения и теракты, в т. ч. против баз сил западной коалиции.

Командующий войсками США и НАТО в Афганистане генерал Д. Петрэус утверждает, что войскам коалиции удалось переломить ход борьбы с талибами в ряде районов страны и в Кабуле. Тем не менее, генерал предупредил, что афганская кампания не будет быстрой и легкой, а достижение поставленной президентом США Б. Обамой цели – начать вывод американских войск из страны к июлю 2011 г. будет зависеть от достигнутого в Афганистане уровня безопасности. По словам Д. Петрэуса, эта дата фиксирует не исход войск США, а срок, когда некоторые функции начнут передаваться афганской стороне. Американский генерал Б. Колдуэлл, отвечающий за подготовку армии и полиции Афганистана, считает, что западная коалиция не сможет начать вывод войск из страны в июле 2011 г., т. к. к тому времени местные силовые структуры еще не будут готовы играть заметную роль в обеспечении безопасности. Это, по мнению генерала, может произойти не раньше октября 2011 г., когда численность афганской армии и полиции будет доведена до 305 тыс. человек. К главным трудностям в деле повышения эффективности местных силовых структур Б. Колдуэлл отнес низкий уровень физической подготовки значительной части новобранцев, отсутствие у большинства военнослужащих элементарного образования (до 80 проц из них не умеют читать), а также высокий уровень отсева личного состава, в т. ч. из-за дезертирства. По оценке командующего Корпуса морской пехоты США генерала Дж. Конвея, афганские силовики не смогут самостоятельно поддерживать безопасность в стране в течение еще нескольких лет. Генерал полагает, что объявленный Б. Обамой срок начала вывода американских войск способствует усилению движения «Талибан», сторонники которого «могут затаиться и дождаться ухода» сил западной коалиции.

Президент Афганистана Х. Карзай 26 августа подверг критике планы США начать вывод войск в июле 2011 г. Глава афганского государства считает, что война с террором не может привести к успеху, пока талибы и их союзники располагают базами на территории соседнего Пакистана. Х. Карзай подчеркнул, что Вашингтон должен заботиться не только о борьбе с кор-рупцией в афганских властных структурах, но и действовать «на других фронтах», включая оказание «нажима на Исламабад с целью ликвидации убежищ террористов в Пакистане». Кроме того, следует изменить тактику действий в самом Афганистане. В частности, зачистки деревень от талибских боевиков должны проводить афганские силы, которым войска США будут оказывать лишь «поддержку с тыла».

С многочисленными трудностями сталкивается подготовка к намеченным на 18 сентября выборам в афганский парламент. Многие кандидаты в депутаты не могут нормально проводить свою избирательную кампанию из-за отсутствия безопасных условий. К настоящему времени 4 кандидата убиты, а 62 – под различными предлогами вычеркнуты из избирательных списков. Всего на 249 депутатских мест претендуют примерно 2500 кандидатов.

Сложная обстановка сохраняется в Пакистане в связи с обрушившимися на страну катастрофическими наводнениями. Ситуация осложняется терактами и вооруженными нападениями, совершенными на минувшей неделе боевиками местного движения «Талибан», хотя ранее они заявили о временном прекращении силовых акций из-за наводнений. Более того, экстремисты угрожают совершать нападения на людей, оказывающих помощь жертвам природных бедствий.

Руководитель Организации атомной энергии Ирана А. А. Салехи заявил 25 августа, что правительство страны начинает масштабную геологическую разведку запасов урана на территории республики, а также планирует начать добычу этого металла. Данный проект рассчитан на семь-восемь лет. Кроме того, А. А. Салехи заявил, что в Иране уже выработано 25 кг урана, обогащенного до 25 процентов, который предназначен для медицинского исследовательского реактора в Тегеране. Иранские власти предложили России создать консорциум по производству ядерного топлива для обеспечения работы АЭС Бушер, а в будущем и других атомных электростанций в ИРИ.

Иран продолжает активно наращивать свой военный потенциал. На прошедшей неделе военное ведомство ИРИ сообщило о запуске производственных линий по постройке ракетных и патрульных катеров новых типов. 25 августа в Тегеране объявили об испытательном пуске тактической баллистической ракеты на твердом топливе «Фатех-110». Ориентировочно, она имеет максимальную дальность пуска от 150 до 200 км. Сообщается, что ракета имеет повышенную точность стрельбы и сокращенное время подготовки пуска. Ранее иранские руководители заявили о запуске производственных линий по выпуску новых типов ракетного оружия, реактивных истребителей и создании собственного образца ударного беспилотного летательного аппарата, оснащенного ракетами класса «воздух-земля».

В различных районах на юге Йемена продолжаются вооруженные столкновения правительственной армии и сил безопасности с боевиками экстремистской группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове». Президент республики А. А. Салех 29 августа признал, что «Аль-Каида» представляет главную угрозу для правящего режима. Тем не менее, Сане заявили, что в США и странах Запада «преувеличивают размеры и опасность «Аль-Каиды» в Йемене». При этом было особо подчеркнуто, что борьба с местной ветвью экстремистов является делом йеменских сил безопасности, которые способны «полностью уничтожить элементы «Аль-Каиды»». Данное заявление стало ответом на сообщения о планах США активизировать воен-ные операции против сил «Аль-Каиды» в Йемене, деятельность которых, как считают в Вашингтоне, представляет едва ли не большую угрозу безопасности Америки, чем основные силы организации в Афганистане и Пакистане.

На минувшей неделе делегации правительства Йемена и шиитских мятежников, действующих на севере страны, достигли соглашения, предусматривающего укрепление режима перемирия (февраль 2010 г.) и начало политического диалога с целью прекращения гражданской войны, ведущейся с 2004 г. В частности, мятежники обязались сдать все захваченное ими у правительственных сил оружие, а власти – освободить плененных повстанцев.

В ночь на 25 августа в столице Ливана Бейруте в мусульманских кварталах со смешанным шиитским и суннитским населением произошли крупные столкновения сторонников шиитских организаций «Амаль» и «Хизбалла» с суннитскими фундаменталистами. Порядок был восстановлен после ввода в кварталы подразделений армии. Произошедшие столкновения еще раз свидетельствуют о хрупкости внутриполитической ситуации в Ливане.

В столице Сомали Могадишо не прекращаются ожесточенные кровопролитные бои правительственной армии, поддерживаемой миротворческим контингентом Африканского союза, с боевиками радикального исламистского движения «Аш-Шабаб». После недавнего прибытия в Могадишо дополнительных сил миротворцев, которых исламисты называют «захватчиками», «Аш-Шабаб» объявило о начале против них «массированной» войны.

Приложение

 

 

О миротворческих силах миссий ООН в Судане

 

 

В настоящее время на суданской территории миротворческие силы действует в рамках Миссии ООН в Судане (МООНВС) и смешанной операции Африканского союза (АС) и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД).

Миссия ООН в Судане учреждена на основе резолюции Совета Безопасности № 1590 от 24 марта 2005 г. с целью поддержки Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС), заключенного 9 января 2005 г. между правительством Судана и ведущей военно-политической организацией на юге страны — Суданским народно-освободительным движением/армией (СНОД/СНОА). Миссия действует в стране с марта 2005 г., главным образом в районах, прилегающих к границе между Севером и Югом Судана.

Миссию возглавляет специальный представитель генерального секретаря ООН. Штаб-квартира МООНВС, включая ее военный и полицейский компоненты, размещена в Хартуме. Представительства Миссии ООН имеются в столице Южного Судана Джубе и некоторых других городах региона, а район ее деятельности разделен на шесть отдельных секторов.

Военный компонент МООНВС отвечает за вопросы безопасности. Его мандат предусматривает наблюдение и контроль за соблюдением условий ВМС и расследование нарушений договоренностей о прекращении огня, наблюдение и контроль за передвижением вооруженных групп и перегруппировки сил сторон в районах развертывания Миссии ООН, оказание сторонам ВМС содействия в учреждении и реализации программ разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших вооруженных участников конфликта в гражданское общество в соответствии с положениями ВМС, в т. ч. путем добровольного разоружения и уничтожения оружия, охрану персонала и помещений Миссии ООН, обеспечение свободного перемещения ее сотрудников, защиту в пределах возможностей «гражданского населения в случае возникновения непосредственной угрозы физического насилия»», оказание содействия в разминировании местности, поддержку других программ ООН. Компоненту гражданской полиции было поручено «оказывать помощь в создании транспарентной полицейской службы», в т. ч. путем разработки программ подготовки полицейских.

Численность миротворческого контингента МООНВС была определена в 10 тыс. военнослужащих (включая 750 военных наблюдателей) с соответствующим гражданским компонентом. Дополнительно Миссии ООН придавались 715 гражданских полицейских.

В настоящее время численность военного миротворческого контингента МООНВС составляет 9938 военнослужащих, в т. ч. 497 военных наблюдателей из 59 стран. Полицейский компонент насчитывает 676 человек из 40 стран. Также в составе миротворческого контингента имеются 868 человек международного гражданского персонала, 2688 человек местного гражданского персонала и 369 добровольцев ООН.

Военнослужащие, полицейские и другой персонал МООНВС несут службу в сложной, нестабильной военно-политической обстановке. Обе стороны – центральное правительство Судана и южносуданские власти периодически нарушают условия мирного соглашения. Кроме того, в зоне ответственности Миссии ООН продолжают действовать многочисленные вооруженные группировки, не присоединившиеся ни к одной из сторон. В регионе, особенно в районах примыкающих к границе между Югом и Севером Судана (эта граница до сих пор точно не определена, а линия ее прохождения является предметом острых споров между Хартумом и Джубой) сохраняется значительный потенциал для нового обострения напряженности вплоть до возобновления вооруженного противостояния.

За годы существования МООНВС погибли 54 человека из состава миротворческих сил: 22 военнослужащих, 3 полицейских и 29 гражданских служащих.

Смешанная операция Африканского союза и ООН в настоящее время является одной из крупнейших миротворческих операций в мире. Она проводится на основании резолюции Совета Безопасности № 1769 от 31 июля 2007 г. в интересах «содействия скорейшему и эффективному осуществлению Мирного соглашения по Дарфуру, предотвращению срыва процесса его осуществления и вооруженных нападений и, без ущерба для ответственности правительства Судана, обеспечению защиты гражданского населения».

Первоначально срок мандата ЮНАМИД был определен в 12 месяцев, а в последующем стал ежегодно продлеваться специальными решениями Совета Безопасности ООН. Основу мандата совместной операции АС/ООН составляют защита гражданского населения, содействие обеспечению безопасности для оказания гуманитарной помощи, наблюдение и контроль за ходом осуществления соглашений о прекращении огня, подписанных, начиная с 2004 г., и расследование случаев их нарушения, содействие всеобъемлющему политическому процессу, предотвращение вооруженных столкновений, содействие поощрению прав человека и соблюдению верховенства права, наблюдение за ситуацией вдоль границ Судана с Чадом и Центрально-Африканской Республикой и представление отчетов о ней, защита и обеспечение безопасности персонал и объектов АС/ООН, оказание содействия в вопросах разминирования.

Руководит ЮНАМИД совместный специальный представитель АС и ООН, который подчиняется одновременно генеральному секретарю ООН и председателю Комиссии АС. Координация деятельности между Африканским союзом и ООН осуществляется через Совместный механизм координации и поддержки, находящийся в Аддис-Абебе.

Штаб миссии и совместного миротворческого контингента размещен в Эль-Фашере – административном центре штата Северный Дарфур. Зона ответственности ЮНАМИД разделена на три сектора: Север (штаб в Эль-Фашере), Запад (Эль-Гонейн) и Юг (Ньяла), причем границы секторов не совсем совпадают с административными границами штатов Северный, Западный и Южный Дарфур. Представительства миссии размещены в 55 населенных пунктах, а подразделения миротворцев — в 30 населенных пунктах (по 10 в каждом секторе) во всех трех штатах Дарфура.

Численность миротворцев при полном развертывании операции была определена в 19555 военнослужащих (в т. ч. 360 военных наблюдателей) и 3772 сотрудника полиции. По состоянию на 30 июня 2010 г. в составе смешанных сил АС/ООН насчитывалось 17018 военнослужащих (в т. ч. 251 военный наблюдатель) и 4418 гражданских полицейских, а также 1124 человека международного гражданского персонала, 2626 человек местного гражданского персонала и 446 добровольцев ООН.

Миротворческие военные контингенты ЮНАМИД представлены преимущественно подразделениями армий африканских государств, в первую очередь Буркина-Фасо, Египта, Нигерии, Руанды, Сенегала, Эфиопии и ЮАР. Всего же в составе смешанных сил АС/ООН проходят службу военнослужащие из 37 стран. Контингент гражданской полиции также состоит из представителей 37 стран, которые действуют в составе 19 полицейских подразделений.

Россия на данный момент не предоставляет военный или гражданский персонал для ЮНАМИД, однако по контракту с ООН в Дарфуре работают российские гражданские летчики из авиакомпании «ЮТэйр».

Военнослужащие, полицейские и гражданский персонал миротворческих сил ЮНАМИД выполняют свою миссию очень сложной, нестабильной, а зачастую напряженной военно-политической обстановке. Все стороны дарфурского конфликта — суданские правительственные силы и многочисленные местные повстанческие группировки регулярно нарушают условия соглашений о прекращении огня, а ряд повстанческих отказываются к ним присоединяться. Кроме того, в Дарфуре действует большое число криминальных бандформирований. Миротворцы периодически подвергаются нападениям и провокациям со стороны различных сил, действующих в регионе, что затрудняет выполнение ими поставленных задач в полном объеме. Таким образом, в Дарфуре сохраняется значительный потенциал для возобновления масштабного вооруженного противостояния.

За три года своей деятельности миссия АС/ООН понесла ощутимые потери — погибли 66 человек, большинство из которых — 42 человека — военнослужащие миротворческого контингента (в т. ч. 1 военный наблюдатель). Также погибли 11 сотрудников полиции и 13 человек из числа гражданского персонала.

Совет Безопасности ООН 30 июля 2010 г. продлил еще на 12 месяцев мандат совместной миротворческой миссии АС/ООН в Дарфуре. При этом в резолюции Совбеза особо отмечена необходимость прекращения эскалации напряженности в регионе и содержится призыв ко всем действующим в Дарфуре повстанческим группировкам присоединиться к переговорам о мирном урегулировании конфликта.

52.49MB | MySQL:103 | 0,603sec