Характеристика российско-турецких торговых связей последних лет

Российско-турецкие экономические отношения в последние годы стали развиваться особенно интенсивно. Остовом, на котором строятся торговые связи является широкая договорно-правовая база, включающая межправительственные соглашения о сотрудничестве в целом ряде отраслей.

С начала 1990-х гг. отношения между Москвой и Анкарой демонстрировали поступательную динамику, при этом увеличение объемов двусторонней торговли происходило на фоне опережающего роста российского экспорта.

Так, по данным ФТС России, начиная с 2000 г. межгосударственный товарооборот вырос почти в 8 раз, что позволило перевыполнить поставленную руководством обеих стран цель довести объем двусторонней торговли в 2008 г. до 25 млрд долларов. При этом положительное сальдо России стремительно увеличилось и в 2008 г. составило 20,9 млрд долларов (см. Таблицу).

Таблица

(млрд долл.)

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

янв-сент

2008

янв-сент

2009

Оборот

5,7

8,6

12,5

17,0

22,5

33,8

26,4

13,6

Экспорт

4,8

7,4

10,8

14,3

18,3

27,7

21,8

11,4

Импорт

0,9

1,2

1,7

2,7

4,2

6,1

4,6

2,2

Источник: ФТС России

Примечательно, что итогам 2008 г. Турция, опередив США, Японию и Великобританию заняла 5 строчку в списке ведущих торговых партнеров России с показателем товарооборота в 33,8 млрд долларов (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. составил 47,1%).

Справедливости ради отметим, что Россия также входит в число ведущих экономических партнеров Турции и в 2008  г. вышла на лидирующее место по общему объему торговли, опередив Германию. Российский экспорт составил 27,1 млрд долларов (прирост — 47,5%), а импорт равнялся 6,1 млрд долларов (прирост — 45,2%).

Однако разразившийся мировой финансово-экономический кризис привел к  существенному снижению объема товарооборота.

Так, за 9 месяцев 2009 г. он снизился с 26,4 до 13,6 млрд долларов. Иными словами, данный показатель упал почти на 52 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Экспорт за указанный период сократился с 21,8 до 11,4 млрд долларов (сокращение почти на 52%), а импорт — с 4,6 млрд до 2,2 млн долларов (сокращение 48%).

Таким образом, становится очевидным, что главной особенностью российско-турецкой торговли на нынешнем этапе является ее несбалансированность как по объемам, так и по структуре.

Тем не менее, количественный дисбаланс в пользу российской стороны турецкой стороне в определенной степени удается компенсировать доходами от туризма, «челночной» торговли, а также турецких строительных и других фирм, работающих в России.

Чем же поставляет Россия в Турцию, а что импортирует?

В экспорте доминируют энергоносители (76%); металлы и металлоизделия (14,3%), а в импорте из Турции — продовольствие (34,1%); машины, оборудование и транспортные средства (почти 22%), а также потребительские товары (17%).

В интересах возрастания экспортных поставок турецкая сторона ставит вопрос о либерализации торговли, конечным воплощением которой могло бы стать создание зоны свободной торговли (ЗСТ). Однако на данном этапе какие-либо согласованные действия сторон на этом направлении не соответствуют интересам Москвы. Почему?

Дело в том, что, как уже было отмечено выше, в структуре российского экспорта превалируют энергоносители, тогда как в турецком экспорте в Россию – готовые изделия. Выходит, что либерализация торговли товарами и услугами содержит реальную возможность ущерба отечественной легкой промышленности.

Еще одним «камнем преткновения» является проблема осуществления расчетов.

Турецкая сторона на самом высоком уровне продолжает ставить вопрос о переходе во взаиморасчетах в торговле между странами на национальные валюты. В соответствии с принятыми изменениями во внутреннем законодательстве Турции, Банку этой страны дано право определять валюту платежа в расчетах с конкретными странами.

Российское же законодательство не содержит ограничений на осуществление расчетов в рублях с нерезидентами, а вопрос о целесообразности расчетов в национальных валютах должны решать для себя российские и турецкие субъекты внешнеторговой деятельности.

По имеющейся информации, в настоящее время 4 работающих в России российско-турецких банка осуществляют часть расчетов с турецкими экспортерами в рублях.

Какие же сегодня реализуются крупные совместные проекты?

К примеру, турецкая фирма «Зорлу» участвует в строительстве Терешковской и Кожуховской ТЭС в Москве (170 МВт каждая).

Еще одна турецкая компания «Гама» совместно с американской «Дженерал Электрик» приступила к строительству двух ТЭС в Сургуте стоимостью 774 млн долларов. Этим же консорциумом получен заказ на строительство энергоблока для ТЭС «Шатура» на сумму 377 млн долларов.

Однако, по информации Союза подрядчиков Турции, в  2008 г. общий объем заключенных контрактов составил 4,5 млрд долларов, из которых выполнено работ и услуг на сумму свыше 3 млрд долларов. С чем это связано?

Основными причинами снижения называются следующие:

·       повышение собственной конкурентоспособности российских строительных компаний;

·       несовершенство налогового, тендерного, инвестиционного законодательства России и субъектов федерации;

·       неразвитость системы страхования коммерческих и иных рисков

Для сравнения: присутствие российских подрядных организаций в Турции заметно меньше. Общий объем выполненных ими работ оценивается примерно в 400 млн долларов.

Тем не менее, российская сторона намерена приложить усилия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. И предпосылки для этого уже есть.

Отечественный бизнес в настоящее время участвует в таких серьезных проектах, как сооружение:

·       металлургического комбината в г. Искендерун (общий объем инвестиций составит 1,7 млрд долларов);

·       газораспределительной станции «Сивас»;

·       гидротехнического тоннеля под проливом Босфор (проект «Мармарай»);

·       газопроводов и мостов.

Кроме того, «ВО Техностройэкспорт» планирует участвовать в реализации проектов по строительству ГЭС «Байрам» и «Балык». Компания «Стройтрансгаз» участвует в предквалификационном тендере на строительство подземного газохранилища под оз. Туз и в приватизации стамбульской газораспределительной компании.

«Силовые машины» практически полностью завершили реализацию проекта ГЭС «Торул». В качестве перспективных проектов компания рассматривает поставки энергоблоков для электростанций «Авшин Эльбистан», участие в сооружении ГЭС «Бойабат», «Демиркапы», «Карги», «Эрик», а также модернизацию ТЭС «Орханели».

Одним из активно развивающихся направлений взаимодействия Москвы и Анкары является инвестиционное сотрудничество. Если до недавних пор российские инвестиции направлялись, главным образом, в уставный капитал малых и средних предприятий сферы услуг (всего около 200 млн долларов), то в последнее время наметилась тенденция расширения направлений инвестиционного сотрудничества с Турцией, прежде всего в топливно-энергетической и металлургической областях.

К примеру, в 2007 г. «Магнитогорский металлургический комбинат» совместно с турецкой группой компаний «Атакаш» приступили к строительству металлургического комбината в г. Искендеруне. Предполагаемый объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд долларов.

В июле 2008 г. компания «Lukoil Eurasia Petrol A.S.», являющаяся  дочерним предприятием «Лукойла», подписала соглашение о покупке 100% акций крупного оператора сети автозаправочных станций (АЗС) Турции «Akpet». Последний включает в себя 693 АЗС, 8 нефтепродуктовых терминалов, 5 хранилищ сжиженного углеводородного газа, 3 авиазаправочных комплекса, завод по  производству и фасовке моторных масел. Сумма сделки составила 555 млн долларов.

Через год, в июле 2009 г., компания «Интер РАО ЕЭС» подала заявку на участие в предквалификационном тендере на покупку 2 распределительных электрических компаний «Чорух Электрик Дагытым» и «Османгази Электрик».

Кроме того, российское предприятие  через свою «дочку» в Турции «ТГР Энерджи» планирует организовать импорт электроэнергии на территорию этого государства, однако турецкая сторона искусственно тормозит процесс выдачи необходимых разрешений.

Что касается инвестиций в Россию, то основными направлениями осуществления турецких капиталовложений по-прежнему являются текстильная, пищевая, химическая, деревообрабатывающая, электронная и электротехническая промышленность, производство строительных и отделочных материалов и сфера услуг, включающая торговлю, туризм, банковский сектор.

Особенностями инвестиционной деятельности турецких компаний являются, во-первых, перевод капиталовложений из крупных мегаполисов в регионы, в частности существенное внимание турецкий бизнес проявляет к развитию инвестиционного сотрудничества с субъектами ЮФО России, а во-вторых, аккумулирование инвестиций в энергетической отрасли.

Итак, по данным Минэкономразвития России, общий объем турецких инвестиций в России по итогам 2008 г. достиг порядка 2 млрд долларов, что в 2,8 раза меньше, чем, в 2007 г.

По большей части это прямые инвестиции, и лишь около 100 млн долларов составили портфельные инвестиции в виде ценных бумаг, приобретаемых на российском рынке 5 турецкими банками — «Япы Креди Москва», «Гаранти Банк Москва», «Кредит Европ Москва» (бывший «Финансбанк Москва»), «Зираат Банк» и «Денизбанк Москва».

Необходимо особо отметить, что практически не поддаются учету инвестиции во многие совместные предприятия и предприятия, взятые турецкой стороной в долгосрочную аренду, поскольку эти инвестиции, направленные на модернизацию и улучшение их работы, осуществляются путем приобретения оборудования и материалов на российском рынке.

Каковы же институциональные механизмы для активизации торгового сотрудничества двух государств?

Для установления и развития прямых деловых связей между регионами России и Турции в конце 1980-х гг. были созданы и действуют Российско-Турецкий деловой совет (с 2004 г. — под эгидой ТПП России) и Турецко-Российский Деловой совет в рамках Комитета по  внешнеэкономическим связям Турции (ДЕИК).

В их работе участвуют свыше 40 регионов России, более 150 турецких компаний и фирм. Совместные заседания обоих Деловых советов состоялись в сентябре 2007 г. и феврале 2010 г.

С целью дальнейшей координации двустороннего партнерства в 1992 г. была создана Смешанная межправительственная Российско-Турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. В рамках данного органа действуют 5 совместных рабочих групп:

·       по торговле, инвестициям, подрядным услугам и договорно-правовой базе;

·       по  энергетике;

·       по транспорту;

·       по промышленности, высоким технологиям и малому и среднему предпринимательству;

·       по туризму.

Кроме того, сегодня обсуждается вопрос о создании рабочих групп по сельскому хозяйству, по таможенному и региональному сотрудничеству.

Стоит заметить, что 9 заседание комиссии (3-6 августа 2009 г., Анкара) проходило накануне официального визита председателя российского правительства В.В. Путина в Турцию.

В ходе визита были подписаны весьма важные нормативно-правовые акты, среди которых Межправительственные Протоколы о сотрудничестве в нефтяной и газовой сферах.

В целях осуществления мониторинга по наиболее актуальным вопросам взаимодействия стороны договорились о проведении регулярных консультаций экспертов в соответствии с Меморандумом между Минэкономразвития России и Госсекретариатом внешней торговли при премьер-министре Турецкой Республики, подписанным в июне 2007 г.

Положительные результаты уже есть: первая сессия Российско-Турецкого Консультационного Совета по торгово-экономическому сотрудничеству состоялась в декабре 2008 г. в Анкаре, вторая – ровно через год.

Посетивший 11-12 мая 2010 г. Анкару с официальным визитом глава России Д.А. Медведев упрочил будущее создание крупного экономического межгосударственного альянса, основанного преимущественно на энергетических проектах. Президент заключил с турецкой стороной пакет соглашений более чем на 20 млрд долларов.

Начатое на уровне первых лиц коммерческое «сближение» государств продолжил В.В. Путин, прибывший в июне с.г. в Стамбул для проведения переговоров со своим турецкой коллегой Р.Т. Эрдоганом.

Как и в мае, центральное место на переговорах было уделено развитию энергетических связей.

Стоит напомнить, что уже многие годы успешно функционирует газопровод «Голубой поток». В марте 2009 г. стороны договорились о создании рабочей группы по реализации проекта «Голубой поток-2», который откроет возможность для поставок российского сырья на Ближний Восток, а также в другие страны.

Кроме того, в ноябре 2009 г. Анкара дала разрешение на прокладку в своих территориальных водах газопровода «Южный поток», который пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна.

Также между государствами достигнута договоренность о строительстве нефтепровода «Самсун-Джейхан», рассчитанного на прокачку в год 60-70 млн т. нефти, что позволит транспортировать ее в обход проливов Босфор и Дарданеллы. В рамках этого проекта Россия и Турция рассматривают возможность строительства нефтеперерабатывающего завода в Джейхане.

Важно заметить, что завершении майских переговоров Д.А. Медведева с турецким руководством Москва и Анкара подписали соглашение о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую».

АЭС в Турции планируется построить рядом со средиземноморским портом Мерсин, в районе Аккую. Предложение консорциума, в который вошли «Атомстройэкспорт», «Интер РАО ЕЭС» и турецкая компания «Park Teknik», включает сооружение 4 энергоблоков по российскому проекту «АЭС-2006» со сроком ввода в 2016-2019 гг. Как сообщил первый вице-президент «Атомстройэкспорта» Т.В. Иванов, российская сторона может пригласить в этот проект финскую «Fortum», которая является одним из ведущих электроэнергетических концернов стран Северной Европы. Стоимость строительства АЭС может составить около 20 млрд долларов, причем контрольный пакет компании — владельца станции останется у России.

Однако несмотря на полученные договоренности, в реализации данного совместного проекта остаются проблемы, связанные с существенной разницей между правовыми базами двух стран и отсутствием в Турции необходимого законодательства в ядерной сфере.

Таким образом, проанализировав степень экономического партнерства России и Турции на современном этапе, можно прийти к выводу, что в целом динамика развития двусторонних связей положительная, причем речь идет не только о количественном увеличении основных торговых показателей, но и о качественном уровне реализуемых сторонами совместных проектов, а также о расширении направлений обоюдовыгодной инвестиционной политики. Тем не менее, определенные риски для компаний из обеих стран все же остаются.

52.37MB | MySQL:103 | 0,590sec