Активность США на Аравийском полуострове возрастет в ближайшее время

Конгресс США одобрит дополнительное выделение средств на борьбу с «Аль-Каидой» на Аравийском полуострове в случае соответствующего обращения к нему с такой просьбой президента США Б.Обамы. Об этом пока анонимно заявляют ряд конгрессменов, по их данным речь может идет о сумме до 1.5 млрд долларов США. Такая утечка информации носит характер целенаправленной, поскольку соответствующие консультации велись между Белым Домом и Конгрессом на протяжении последних 3 месяцев. Начало финансирования и соответственно усиление американского присутствия в Йемене и на базах вокруг него ожидается в конце сентября — начале ноября с.г. пропорционально темпам вывода американского войск из Ирака. Необходимо отметить, что такое решение конгрессменов носит характер солидарного, и на него вряд ли могут повлиять итоги ноябрьских выборов.

Указанное единодушие родилось не вдруг, а в силу аналитического доклада американского разведсообщества, в котором территория Йемена обозначается в качестве одного из основных оплотов джихадистов во всем мире. В качестве основного доказательства указанного тезиса приводится пример этнического йеменца, гражданина США Анвара аль-Авлаки, который, укрывшись в горах, с помощью Интернета на чистом английском языке призывает всех мусульман «осуществлять джихад на территории врага», то есть непосредственно в США. Напомним, что его же считают ответственным и за неудавшуюся диверсию с гражданским лайнером в Детройте, и за расстрел военнослужащих на военной базе в Техасе их коллегой-мусульманином. Такие вещи воспринимаются американцами очень серьезно, что, несомненно, сыграло на руку лоббистам ЦРУ и Пентагона в Конгрессе США.

Вместе с этим угроза исламистов из этого региона рассматривается аналитиками разведсообщества США много шире. Уход из Ирака и очень скорая эвакуация из Афганистана вынуждает искать «новые ориентиры» и задействовать ранее отодвинутые в долгий ящик проекты. Сразу согласимся с ЦРУ США, что в выборе «аравийского направления» нет никакой предвзятости или натяжки. Аравийский полуостров и район Африканского Рога, которые необходимо рассматривать в одном контексте и тесной связке, действительно являются основной точкой распространения радикального исламизма по всему миру. И дело здесь не только в огромной массе воинствующих радикалов, которые чувствуют себя в этом регионе как у себя дома, а, прежде всего в той идеологической и финансовой подпитке мирового джихадизма, которая осуществляется именно из Саудовской Аравии и стран Персидского залива через систему многочисленных благотворительных фондов. Именно эти фонды («Аль-Ибрагим», «Саар Фаундейшн», «Кувейтское общество социальных реформ» и др.) осуществляют сбор частных пожертвований, начиная с мечетей и заканчивая крупными личными взносами. Дальнейшее распределение этих средств между «потребителями» осуществляется по крайне туманной схеме при отсутствии какой-либо внятной бухгалтерии, отвечающей мировым стандартам. Основными гарантами «честности» деятельности таких организаций являются члены королевской семьи или эмиры, которые, как представляется извне, далеки от проведения конкретных финансовых операций. На самом деле это не так. Естественно, что король или наследный принц не вникают в тонкости бухгалтерии, но они четко определяют тактику и стратегию финансовых вливаний, акцентируя внимание на том или ином направлении.

Примером этого служит, например, Россия. В начале и середине «лихих» 90-х в Эр-Рияде бытовало мнение о возрождении ислама в нашей стране. В Саудовской Аравии плохо себе представляли российские реалии: долгое отсутствие дипломатических отношений привело к полному отсутствию специалистов по России в королевстве. В этой связи упор был сделан на активизацию работы фондов и благотворительных организаций, которые открыли свои филиалы фактически во всех мусульманских районах страны. Они же осуществляли сбор информации о ситуации в разных регионах, не обходя своим вниманием наиболее взрывоопасные (Северный Кавказ) и выдавали в центр свои рекомендации по этому вопросу. В частности, тесные контакты сотрудников этих фондов с лидерами сепаратистов в этом регионе (а эти сведения подтверждены документально и сомнений не вызывают) привели к направлению в Чечню отрядов иностранных волонтеров из Боснии под руководством Хаттаба. Предварительно разведку региона провел лично и «второй человек» в «Аль-Каиде» Айман аль-Заварихи. Резко усилился поток «студентов» из России в исламские университеты КСА. Тот же недавно нейтрализованный «эмир Кабардино-Балкарии» А.Астемиров из их числа. При этом все вроде бы разные фонды в той же Саудовской Аравии имели строгую систему подчинения единому центру, который базировался в Эр-Рияде. На это указывает, в частности тот факт, что разные фонды направляли отчеты о своей деятельности в штаб-квартиру организации «Аль-Игаса».

То есть схема саудовских стратегов предельно проста. Вначале слово и деньги (медресе и фонды), затем дело (отряды боевиков). Как только в связи с геополитическим усилением Ирана вследствие афганской и иракской эпопеи направление главного удара и приложения сил изменилось, сразу же поменялась и стратегия саудовцев. Приток иностранных боевиков на Северный Кавказ прекратился в принципе, финансовые потоки были переориентированы на Ирак и Афганистан. Причем это было сделано по команде, в один прекрасный момент из мечетей просто исчезли ящики для пожертвований с надписью «Чечня». А имамы в своих проповедях в качестве основного направления для джихада обозначили Ирак и Афганистан. И в том, что ситуация на Северном Кавказе приобрела явную положительную динамику, заслуга во многом и американцев, которые свергли режим С.Хусейна.

Резко переориентировалась на противодействие шиитам и собственно руководство «Аль-Каиды» в Пакистане. Говорить в этом случае об отсутствии координации между саудовской верхушкой и руководством боевиков, по меньшей мере, наивно. Естественно, что такая координация не носит характер директивных указаний, но согласование направления приложения основных усилий в данный момент времени, несомненно, присутствует.

Кстати, и отсутствие крупных терактов в США после «11 сентября» тоже надо отнести за счет, прежде всего, позиции саудовской верхушки, а не «суперэффективности» внутриамериканской системы безопасности. КСА резко снизило активность своих фондов в Соединенных Штатах, а в мечетях исчезли соответствующие призывы. Деятельность А.аль-Авлаки в этом случае носила «любительский характер».

На что же пойдут выделяемые Конгрессом США средства и каковым будет конкретное усиление американцев в районе Аравийского полуострова? О прямой военной интервенции в тот же Йемен, речь понятно не идет. Пентагон намерен усилить свою группировку в Джибути и оттуда осуществлять «точечные ликвидации» знаковых фигур среди исламистов с помощью БПЛА (дополнительное их количество сейчас срочно перебрасывают из Ирака). Плюс возможное финансирование операций по усилению контингента Африканского союза в Могадишо с целью удержать у власти переходное правительство. Сейчас на эту тему идут переговоры с руандийским руководством, которое готово направить в Сомали 20 тыс. своих солдат.

И это все. Ожидать каких-либо глобальных шагов от Вашингтона по ослаблению влияния «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове не приходится. Такие мероприятия ни к какому перелому в ситуации не могут привести по определению, так как не затрагивают основную питательную среду для новых волонтеров и никоим образом не нарушают финансовые схемы их подпитки. «Замораживать» саудовские активы в США и проводить иные репрессивно-фискальные меры в отношении экономической деятельности саудитов на американской территории никто сейчас не будет в силу ряда причин, начиная от экономического кризиса до замены иранских углеводородов в Азии на саудовские. Но при этом рискнем утверждать, что вновь заработала после долго перерыва схема прямых инвестиций исламистам в Пакистане, а это уже означает отход, в определенной мере, от прежней тактики «самофинансирования» ячеек «Аль-Каиды». Такая ситуация все равно рано или поздно заставит США более пристально рассмотреть вопрос прежде всего экономических санкций против стран Персидского залива.

52.25MB | MySQL:103 | 0,406sec