Пакистан: наводнение и спасательная операция армии

В последнее время армия Пакистана стала частым героем различных международных репортажей, статей, исследований и т.д. В основном они посвящены борьбе с терроризмом, на сайте Wikileaks — утечке информации и т.д. Так что сегодня федеральная армия — вновь в лидерах страны, но в ином формате.

С конца июля СМИ каждый день информируют о крупномасштабной поисково-спасательной операции, которую проводят армейские подразделения федеральной армии Пакистана и обо всем комплексе проблем, связанных с перемещением населения из затопленных разрушительным наводнением районов, оказанием первой медицинской помощи, распределением пайков питания, установкой лагерей для проживания и т.д. Все это делается в трех из четырех провинций страны — Хайбер-Пахтунхве, Пенджабе и Синде, а также в административных округах — на Территориях племен федерального управления/ FATA и Гилгит-Балтистане (Северные территории). По предварительным оценкам, число временно перемещенных лиц составляет 20 миллионов, из них без крова остались 10 миллионов человек.

По приказу армейского командования были учреждены три центра по борьбе с последствиями наводнения — в Чаклале/Chaklala, Тарбеле/Tarbela и Абботабаде/ Abbotabad. Они занимаются сбором товаров, направленных различными учреждениями-донорами с целью дальнейшей отправки в пострадавшие районы.

По сообщениям пакистанской прессы, в поисково-спасательных операциях задействованы 60 тыс. солдат. По состоянию на первую декаду сентября, армия установила 65 заградительных сооружений, разбила 58 палаточных госпиталей.

Для поисково-спасательных работ в затопленных областях в общей сложности в настоящее время применяются 930 плавсредств, в том числе 782 из арсенала пакистанской армии.

Рапорты об итогах поисково-спасательной операции армейских подразделений поступают каждые сутки. Приведем те из них, которые наглядно демонстрируют масштаб, объем, человеческие трудозатраты и уровень ответственности командного состава, рядовых солдат и т.д. «В течение последних 24 часов 2250 человек получили медицинскую помощь в лагерях в Чарсадда/Charsadda и Джаллозай/Jallozai; распределено 6966 мешков с продовольствием, 800 палаток для проживания, 650 одеял в районах Кунда, Хайрабад/Khairabad, Утамзай/Utamzai, Панда Хек/Panda Khek, Турнаб/Turnab, Сатряб Чарсадда/Satryab Charsadda, Лиакот/Laikot, Пишмал/Pishmal, Аряни Багла/Aryani Bagla, Калам /Kalam и Шахпура. Почти 150 пациентам предоставлена необходимая медицинская помощь и 1500 лиц были обеспечены горячим питанием в лагерях; пять вертолетов пакистанской армии вылетали на мероприятия по оказанию помощи в районы Верхней долины Сват и Дир Хана». Другой отчет показывает, что в течение 24 часов «армии приготовила пищу, накормила 57 тыс. человек и одновременно раздала 53 тонн продуктов питания в провинции Синд».

Инженерные подразделения армии в круглосуточном режиме работают над восстановлением инфраструктурных объектов в провинции Хайбер-Пахтунхва и на Территориях племен по восстановлению разрушенных мостов и размытых дорог. В настоящее время часть дорог и мостов отремонтирована, движение по ним восстановлено.

Пятнадцать армейских стационарных полевых госпиталей, около 100 мобильных клиник и несколько государственных бесплатных медицинских лагерей в настоящее время работают в провинциях Хайбер-Пахтунхва, Синд и Пенджаб, оказывая первую неотложную помощь потоку пациентов в пострадавших районах. Пакистанская пресса признает, что «это резко контрастирует с вялой реакцией гражданского правительства. Технически армии работает по приказу кабинета-министров… Сотрудничество налажено и происходит на всех уровнях», — заявил бригадный генерал Захид Усман.

«Определенную тренировку» в борьбе с природной стихией и спасении гражданского населения федеральная армия прошла в мае с.г. в высокогорном княжестве Хунза. Когда уровень воды в озере, куда она поступает из реки Хунза, превысил критический уровень, офицеры и солдаты перебросили из затопленных районов вертолетами свыше 500 человек, а также устанавливали понтонные мосты, раздавали пайки с питанием и т.д.

Стихия в меньшей степени затронула северо-западные пограничные с Афганистаном области страны — Территории племен федерального административного управления/FATA, и армии удалось избежать масштабной переброски войск в горные районы: в спасательных операциях были задействованы военные подразделения, дислоцированные на местах.

В Пакистане все признают «ведущую роль армии в проведении поисково-спасательных работ в результате разрушительного наводнения». В то же время военные подчеркивают, что «несмотря на разгул стихийного бедствия в стране, командование не планирует отвлекать силы от борьбы с боевиками» — основной военной операции федеральной армии Пакистана.

Определенную озабоченность в этой связи высказывали США, которые считают, что «пакистанским военным придется передислоцировать некоторых из ее 140 тыс. солдат, воюющих с боевиками на северо-западе, вдоль афганской границы, чтобы помочь гражданскому населению, пострадавшему от наводнения». Но представитель вооруженных сил генерал-майор Атар Аббас развеял все сомнения, заявив, что не стоит беспокоиться. «Участие наших войск в деятельности по оказанию помощи не повлияет на нашу борьбу против боевиков… Мы учитывали этот фактор, когда проводили анализ своей деятельности по оказанию помощи, и я не думаю, что возникнет какая-либо необходимость выводить войска также и с западной границы», — заявил он.

Что же касается вопроса подготовки войск в полевых условиях на тренировочных базах в агентствах пуштунских племен, то, как заявляют те же армейские чины, «наводнение не оказало влияния на мероприятия по подготовке кадров… вдоль границы с Афганистаном».

В этой связи вспоминаются слова начальника штаба сухопутных войск Пакистана генерала Ашфага Первез Кияни, который заявил, что «конфигурация сил обороны любого государства основывается на возможностях врага, а не на внутренних намерениях».

«Боевики представляют серьезную угрозу для безопасности и стабильности в стране, — заявляют военные, — и беспрецедентное наводнение может вызвать кризис невообразимых масштабов, но эти факторы имеют характер внутренних явлений, решение которых, несомненно, влечет за собой тяжелый труд…»

Борьба с терроризмом остается приоритетной целью федеральной армии, несмотря на проведение национальной поисково-спасательной операции. Результатом короткой временной передышки боевиков в период летнего наводнения стала активизация их деятельности в отдельных агентствах полосы племен, а также усиление радикального исламизма во внутренних районах страны в виде многочисленных терактов в провинциях Пенджаб, Белуджистан и Синд.

«Мы планируем и в дальнейшем наносить удары по пакистанским силам безопасности, потому что правительство позволило Америке использовать беспилотные летательные аппараты и наносить удары по нам», — заявил представитель Техрик-и-Талибан Пакистан (TTP).

В течение последних пяти с половиной месяцев, т.е. параллельно с поисково-спасательными мероприятиями, по информации пакистанской прессы, проводилась «армейская операция против боевиков в Оракзае/Orakzai на территориях пуштунских племен. В настоящее время она подходит к концу: от боевиков очищено 90% территории административной области». «Агентство было оплотом повстанцев в их террористической деятельности в Южном Вазиристане и Северном Вазиристане в FATA и в провинции Хайбер-Пахтунхва. Силы безопасности также захватили огромный склад оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и поясов смертников».

Помимо информации о спасенных на полях сражений с наводнением, пакистанская пресса все громче и чаще заявляет о приоритетной роли армии в организации поисково-спасательной операции в национальных масштабах; о повышении ее имиджа среди населения и т.д. Армия, которая стала очень непопулярной в последние годы правления экс-президента Первеза Мушаррафа, захватившего власть в результате государственного переворота в 1999 году и ушедшего в отставку в 2008 году, в настоящее время вновь оказывает значительное влияние на внешнюю политику и политику безопасности в стране.

«Вызов армии, который бросила природная катастрофа, может спровоцировать огромные политические изменения в стране, определить свое отношение к нему, выработать рычаги воздействия на гражданское правительство в ближайшие годы».

«В тяжелые времена пакистанская армия с вами» — именно такие слова написаны черной краской на белом мешке с продовольствием, предназначенным для пострадавших от наводнения.

Безжалостный вызов природы в виде наводнения, брошенный народу страны, — урок на прочность всей государственной системы. Но из всех социальных институтов страны только армия четко сработала в кризисной ситуации национального масштаба, сумев оперативно оценить параметры катастрофы, быстро принять надлежащие меры по спасению людей и одновременно начать восстановление объектов инфраструктуры. Поисково-спасательная операция армии в пострадавших от наводнения районах Пакистана продолжается и сейчас.

И многие аналитики задают вопрос — как долго армия будет находиться в тени гражданской демократии?

52.31MB | MySQL:103 | 0,465sec