Судан: возможная реакция на предложения С.Грейшена

Последний план по Судану специального представителя США С.Грейшена является его «лебединой песней». Он был буквально выстрадан отставным генералом, который в своих действиях всегда опирался на рациональность и эффективность. Он взялся за «суданское досье» с огромным рвением и очень быстро вошел в курс дела. Судан стал фактически его вторым постоянным местом жительством, за год своего представительства он побывал там более двадцати раз. Из всех спецпредставителей США, пожалуй, только ему одному удалось максимально близко и реально подойти к финальной стадии процесса полного мирного урегулирования. Но рациональность генерала «разбилась» об огромную глыбу госдеповской бюрократии и айсберг сонма правозащитных организаций. После проведения в 2011 году январского референдума о независимости Южного Судана С.Грейшен отправляется работать послом в Кению, что уже подтверждено официально. Он вырос в этой стране и долго работал в ней в качестве советника по обучению местных военных летчиков. Именно в Найроби генерал вел секретные переговоры с сомалийскими исламистами, по результатам которых у обеих сторон осталось глубокое чувство удовлетворения. По собственному признанию С.Грейшена, «он искренне любит и понимает эту страну». В последнем нет никакого сомнения, как его нет и в том, что он будет прекрасным послом. Но все-таки это ссылка. Почетная, но ссылка. Несмотря на браваду генерала о том, что «он выполнит любой приказ своего главнокомандующего (т.е. президента)» в его поведении сквозит горечь от «не до конца сделанного дела». Более того, его желание с позиции посла в Найроби продолжать курировать «суданское досье», получило довольно грубый и бесцеремонный отказ из Госдепартамента.

Что же удалось и что не удалось сделать С.Грейшену?

Ему удалось заставить поверить Хартум в то, что у него есть все шансы вернуться в мировую экономическую систему и стать полноправным партнером Запада в Африке, при этом кардинальным образом не меняя свою идеологию «мягкого исламизма». Перечень мер по снятию экономических барьеров, который озвучил С.Грейшен во время своего последнего визита в Хартум и Джубу фактически представляет собой «дорожную карту» суданского урегулирования. Вернее, финал сделки под названием «экономика в обмен на территорию». Но это единственно возможный путь для Хартума в нынешней ситуации. Тем более что формально это будет простым закреплением существующего положения вещей, то есть фактического отделения Южного Судана. Остроту этому вопрос, помимо эмоций, добавляют лишь не урегулированные взаимные претензии на нефтяные поля Абъея, но и здесь международная юстиция на стороне Хартума. Да и экономические реалии (единственный трубопровод в Порт-Судан) позволяют смотреть на эту ситуацию спокойно, как минимум, в среднесрочной перспективе.

С.Грейшен выжал максимально возможное для Хартума в нынешних условиях. Предложенные им шаги создают очень крепкий фундамент для возвращения Судана в мировую экономическую систему, и, что главное, в американскую орбиту влияния на континенте. Пойдут ли на такой торг в Хартуме? Уверены, что да. Основной задачей нынешнего суданского руководства является именно снятие блокады со своего внутреннего рынка и обеспечение свободы инвестиций из США и Европы, что мы подчеркивали ранее неоднократно. С этим местная элита, пресытившаяся дешевыми и некачественными китайскими товарами и услугами, связывает свое будущее. И это предопределяет выбор суданцев на этой развилке. В связи с предложениями США примечательны комментарии суданского министра иностранных дел А.Карти. В них нет ни намека на попрание суданского суверенитета или гневных отповедей по поводу предложенной сделки. В центре внимания – тема внешнего долга Судана, который на сегодняшний день составляет 37,8 млрд долл. США. Министр иностранных дел подчеркнул, что проблема списания долгов «прежде всего политическая», и что она полностью зависит «от доброй воли и желания США». Речь идет о включении Судана в формат организации Главных должников бедных стран (HIPC), которая предлагает льготные схемы списания государственного долга со стран «третьего мира». До сих пор все суданские заявки блокировались по причине экономических санкций, вследствие чего государственный долг рос ударными темпами. Теперь ситуация после удачного проведения референдума должна изменится для Хартума к лучшему, чему свидетельствует изменение позиции Вашингтона и Всемирного банка, руководящие работники которого недавно посетили суданскую столицу. В этом же формате активно начали работать и британцы, чей приток инвестиций в суданскую экономику в этом году достиг 1. 1 млрд долл. США. По мнению экспертов, в случае снятия эмбарго эта сумма очень быстро увеличится в два или даже три раза. Есть все основания полагать, что проблема госдолга Судана будет решена в очень скором времени и еще по одной причине. Это вопрос разделения общего долга с Джубой после отделения Юга, что сразу же превращает новое государство в неисправимого аутсайдера, чего в Вашингтоне не хотят. Но факт остается фактом. Стремление Хартума оказаться вновь в центре инвестиционного бума намного сильнее всех амбиций по поводу отделения и так уже фактически потерянного Южного Судана.

Что же не удалось С.Грейшену?

Это отсутствие в предложенной им программе ясности по поводу исключения Судана из списка стран – спонсоров терроризма. Без них вопрос о снятии экономических санкций носит половинчатый характер, так как многие бизнес-структуры ориентируются и на этот фактор. Причем в деле своего дистанцирования от мирового радикального исламизма Хартум пошел, наверное, дальше других. Мы уже говорили о беспрецедентных для «исламистского режима» масштабах сотрудничества по линии обмена развединформацией. Причем не только в отношении африканского континента, но и более «болезненных» тем для Вашингтона типа активности ХАМАС или Ирака. Исключение этой темы из списка общих мер, предложенных С.Грейшеном, свидетельствует только об одном. В американской верхушке до сих пор идет борьба по вопросу целесообразности и приверженности принципам, и последние события с перемещением С.Грейшена и объявленной заранее отставкой министра обороны Р.Гейтса свидетельствуют о том, что побеждают пока явно не прагматики. Особенно с учетом того, что появляются моменты, говорящие о том, что «суданское досье» начинает все более активно курировать ярый антипод С.Грейшена, постоянный представитель США в Совете Безопасности ООН С.Райс.

Из этого вытекает второе и очень неприятное для Хартума обстоятельство, которое тоже не присутствует в программе С.Грейшена. Это отсутствие упоминания о вердикте МУС в отношении преследования президента Судана О.аль-Башира. То есть сохраняется неопределенность в судьбе лидера государства и Вашингтон в любой момент может активизировать эту тему. Особенно, если вспомнить оговорку в программе С.Грейшена, которая гласит о том, что все «действия США будут согласовываться с американскими законами и представлениями о правах человека». При этом на все вопросы суданских коллег о том, будет ли США «замораживать» резолюцию о выполнении вердикта МУС в Совете Безопасности, С.Грейшен ясного ответа не дал.

Но, по нашему мнению, несмотря на все эти неясности, Хартум пойдет с большей долей вероятности на предложения из Вашингтона. Конечно, не обойдется без публичных рецидивов, но общий курс на вхождение в общий экономический пул будет соблюдаться неукоснительно.

62.83MB | MySQL:102 | 0,496sec