Реалии ирано-туркменистанского сотрудничества

Ирано-туркменистанское сотрудничество насчитывает почти два десятилетия. За эти годы оно достигло высокой степени диверсифицированности, однако нефтегазовая сфера реально стала приоритетным направлением сотрудничества. Иран с самого начала приобретения Туркменистаном независимости стал основным импортером нефти соседней страны. Его доля в 1997 г. достигла 52%, продолжая неуклонно подниматься. В июле 1998 г. во время очередного визита С.Ниязова в Тегеране было подписано соглашение о транспортировке туркменистанской нефти в иранские порты Персидского залива. Кроме этого, иранские фирмы активно участвуют в разведке и бурении скважин, выиграв в ряде проведенных с этой целью международных тендеров. Так, компания Iran Khazar, выиграв тендер на контракт стоимостью 25 миллионов долларов, проводит с 1998 г. работы как в прибрежной, так и оффшорной зонах в районе порта Туркменбаши в кооперации с малайзийской компанией «Petronas” . При этом время от времени, особенно в последние годы правления Туркменбаши, происходило вытеснение из страны западных нефтяных компаний. Предъявляя им претензии в низких темпах наращивания добычи нефти, С.Ниязов расторг контракты с рядом таких ведущих мировых компаний, как Экссон, Ласмо, Бридас, Драгон-Ойл. Такое положение дает надежду иранским компаниям, но до настоящего времени они не сумели занять образовавшуюся нишу. Пока же работы по расторгнутым контрактам завершает государственная компания «Туркменнефть».

Сотрудничество с Ираном, официально декларируемое Туркменистаном как взаимовыгодное и равноправное, открыло Туркменистану широкие возможности экспорта газа как в эту страну, так и — транзитом через иранскую территорию — в страны Средиземноморья, Европу, а через иранские порты Персидского залива – и в регион Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Иранский «коридор» позволил ликвидировать монополию России в транзите туркменского газа и реально выйти на газовый рынок вне постсоветского пространства. Это было необходимо потому, что Россия частично вытеснила Туркменистан с газового рынка СНГ. Кроме того, для Туркменистана вряд ли был приемлем базовый посыл сотрудничества с Россией в этой области, которое, по словам бывшего руководителя «Газпрома» Р.Вяхирева, было направлено на граждан ото, чтобы спасти его т голодной смерти.

Реализуя открывшиеся возможности сотрудничества в нефтегазовой сфере, осенью 1996 г. Иран и Туркменистан начали строительство газопровода Корпедже-Курдкуй длиной 200 километров, который в первые годы после пуска в эксплуатацию пропускал в год 6 миллиардов кубометров газа. Это ликвидировало монополию России на газопроводы в этом регионе и в этом его главное политическое значение. К 2006 г. пропускная способность газопровода выросла до 12 миллиардов кубометров. Согласно договоренности, достигнутой летом 2007 г. в ходе визита президента Г. Бердымухамедова в Тегеран, этот объем возрастет до 14 миллиардов . Иран обеспечил основное – примерно на 80% — финансирование этого проекта стоимостью почти в 200 миллионов долларов и обязался покупать транспортируемый газ в течение ближайших 25 лет после его запуска. Туркменистан произвел расчеты с Ираном путем бесплатной поставки газа в течение первых трех лет. Проект Корпедже-Курдкуй выгоден и Ирану, ибо в первые годы после пуска трубопровода туркменский газ был значительно дешевле иранского и позволял экономить в год примерно 500 миллионов долларов. Стремясь закрепиться в нефтегазовом секторе Туркменистана, Иран пошел даже на то, чтобы политизировать импорт газа из этой страны, покупая газ, идущий по нефтепроводу Корпедже-Курдкуй по завышенной цене – 42 доллара за тысячу кубометров. По данным министерства нефтегазовой промышленности Туркменистана, в 2005 г. объем поставок газа в Иран составил 5,8 миллиарда кубометром, а в 2006 г. поднялся до 8 миллиардов тонн. После пуска в эксплуатацию в сентябре 2005 г. новой мощной компрессорной станции пропускная способность трубопровода резко возросла, и в апреле 2006 г. было подписано ирано-туркменское соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли, по которому в 2007 г. экспорт газа в Иран было предусмотрено поднять до 14 миллиардов кубометров . Эти цифры не представляются нам реальными, ибо по сообщению Государственного концерна «Туркменнефть» в первом полугодии 2010 года поставлено в Иран 2,7 миллиарда кубометров газа. По данным того же источника, это почти на 800 миллионов кубометров больше, чем за соответствующий период 2009 г. Обратим внимание и на то, что с начала 2010 г. «Туркменнефть» добыла в пределах 5 миллиардов кубометров газа.

Тегеран стремится стать транзитным узлом и экспортером энергоносителей и в страны Европы. Эти планы нашли подкрепление в заключенном 14 февраля 2010 г. соглашении, по которому Туркменистан обязался направить на экспорт в Иран еще 10 миллиардов кубометров туркменского газа. Реализация будет осуществлена прокладкой через иранскую и турецкую территории транзитного газопровода в Европу как продолжение магистрали Корпедже-Курдкуй. Такой газопровод максимально выгоден всем сторонам, ибо откроет Туркменистану богатый западный рынок, позволит Ирану избежать американских санкций по сделкам в нефтегазовой области и, что немаловажно для Ирана, создаст стабильный аспект в постоянно вибрирующем балансе ирано-турецких отношений. Детали проекта были обсуждены во время визита в Ашхабад еще в 1997 г. тогдашнего главы иранского МИДа К.Харрази, а соглашение о начале подготовки технико-экономического обоснования было достигнуто во время трехсторонней встречи в Ашхабаде в декабре того же года с участием премьер-министра Турции М.Йилмаза и президента ИРИ С.М.Хатами. Стоимость трубопровода составит 1,6 миллиарда долларов, длина – около 3 тысяч километром, а пропускная способность запланирована на 30 миллиардов кубометров газа в год. Что касается продолжения строительства газопроводов из Туркменистана в Иран, то в 2009 г. был завершен строительством второй газопровод Туркменистан-Иран, о важности которого можно судить хотя бы потому, что об этом факте с гордостью сообщил президент Туркменистана в своем выступлении на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке 20 сентября 2010 г., расценив его как » реальный вклад в налаживание международного энергетического сотрудничества, действенный стабилизирующий фактор, способный оказывать позитивное воздействие на общую обстановку, придать дополнительную устойчивость всей системе политических и экономических связей на Азиатском континенте». Его протяженность 30,5 километра. Новая газовая магистраль позволит увеличить поставки туркменского природного газа в Иран с нынешних 8 миллиардов кубометров до 14 миллиардов, а затем и до 20 миллиардов кубометров газа в год. Выступая на церемонии, Бердымухамедов отметил, что новый трубопровод показывает возможности двух стран в финансировании и возведении столь мощных в экономическом и сложных в научно-техническом отношении сооружения. Иранский президент отметил, что запуск нового газопровода станет хорошим стимулом для развития газового сотрудничества между Туркменией и Ираном и транспортировки туркменского газа через Иран в регион Персидского залива и на мировые рынки. После выведения на полную мощность этого трубопровода, поставки газа из Туркменистана в Иран достигнут 40 миллионов кубометров в день.

Обе страны сотрудничают и в сфере создания общей энергосистемы. В 1998 г. начато проектирование, а затем и строительство линии электропередач из г. Балканабата (бывший Небитдаг) до иранского г. Алиабад. 1 июня 2003 г. Туркменистан начал экспорт энергии по этой ЛЭП длиной 270 километров. В первый год эксплуатации ЛЭП в Иран было поставлено 640 миллионов киловатт-часов электроэнергии по чрезвычайно низкой для Ирана цене – 2 цента за 1 киловатт-час. Соглашение о поставках электроэнергии в Иран подписано на 25 лет и принесет Туркменистану ежегодно доход в размере 120 миллионов долларов. Кроме этой ЛЭП, Туркменистан начал строительство ЛЭП из Мары в иранский город Мешхед. С пуском ее в эксплуатацию Иран сможет ежегодно получать от Туркменистана 2,4 миллиарда киловатт-часов электроэнергии . Для реализации таких планов у страны есть серьезные возможности: в соответствии с Национальной программой социально-экономического развития Туркменистана на 2011-2030 гг., производство электроэнергии в стране достигнет 25,5 миллиарда киловатт-часов в год, а ее экспорт возрастет до более чем 11 миллиардов киловатт-часов в год

52.22MB | MySQL:103 | 0,683sec