Ситуация в Судане: сентябрь 2010г.

В сентябре появилась масса прогнозов относительно будущего Судана в связи намеченным на 9 января 2011г. референдумом о самоопределении Южного Судана. Его результатом может стать разделение самой большой страны Африки на мусульманский Север и христианско-анимистский Юг.

4 сентября вице-директор африканского департамента Всемирного банка Обиагели Эзеквесили заявила, что Южный Судан должен избавиться от зависимости от «нефтяной иглы» путем ускоренного развития своего сельскохозяйственного сектора. «Необходимо разработать и приступить к реализации эффективной программы экономического развития /Южного Судана/, и Всемирный банк мог бы помочь в этом вопросе», — сообщила она.

В настоящее время доходы от экспорта нефти обеспечивают более чем на 90 проц. наполняемость южносуданского бюджета. По данным ООН, в этом году получателями продовольственной помощи были 4 млн человек — почти половина населения Южного Судана.

Как заявила 8 сентября на встрече с аналитиками из Совета по международным отношениям госсекретарь США Хиллари Клинтон, предстоящий референдум, который может привести к расколы страны, является «бомбой замедленного действия». В этой связи госсекретарь сообщила о намерении Вашингтона предпринять ряд дипломатических усилий, направленных на недопущение новой войны. Одновременно США обратились за поддержкой этих усилий к Африканскому союзу, ЮАР, Великобритании и Норвегии.

В тот же день Клинтон связалась по телефону с вице-президентом Судана Али Османом Тахой и президентом Южного Судана Сальвой Кииром с тем, чтобы «подтолкнуть их к тому, чтобы продолжить прикладывать максимум усилий, нацеленных на полное выполнение условий Всеобъемлющего мирного соглашения /ВМС/ и подготовку референдума», сообщил ее пресс-секретарь Филипп Кроули. Он отметил, что США «отчетливо осознают существование высокого риска нового конфликта».

14 сентября США пригрозили Судану введением новых санкций в случае, если ситуация в стране продолжит ухудшаться. Появление подобной угрозы не было случайным. По оценке американского спецпредставителя по Судану Скотта Грейшена, «менее чем за 120 дней до референдума Судан вошел в критический период своего существования». Как отмечалось в заявлении госдепа США, «политические руководители в Судане должны сделать выбор между компромиссом и конфронтацией, между миром и войной».

В продолжение этих усилий президент США Барак Обама 24 сентября принял участие на слушаниях по ситуации в Судане, прошедших в штаб-квартире ООН. Там он высказался за проведение референдума в Южном Судане в ранее запланированные сроки. Участники слушаний на высшем уровне обязались уважать результаты референдума.

15 сентября 15 стран — участниц Совета Безопасности ООН призвали все присутствующие в Судане стороны «предпринять экстренные меры» с тем, чтобы референдум, запланированный на январь будущего года, состоялся в мирной обстановке и в предусмотренные сроки. Они выразили удовлетворение решением генсека ООН Пан Ги Муна создать комиссию по наблюдению за подготовкой и проведением плебисцита. К тому времени стало очевидным, что работа избирательной комиссии, призванной подготовить и провести референдум, оказалась блокированной. Ситуацию не изменило решение президента Судана Омара аль-Башира назначить на пост генерального секретаря избирательной комиссии северянина Мохаммеда Османа Альнуджоми. Ранее это назначение блокировалось из-за отсутствия согласия между северянами и южанами. В итоге южане согласились с кандидатурой Альнуджоми.

19 сентября глава МИД Норвегии Джонас Гар Штоер в Нью-Йорке выразил тревогу в связи с тем, что Судан «слишком медленно» движется на пути организации референдума о самоопределении Южного Судана. Как известно, Норвегия является одним из трех коспонсоров ВМС. Штоер полагает, что «Север и Юг должны быть готовы решить все проблемы, которые неизбежно возникнут после референдума». При этом он предупредил, что любой перенос сроков проведения плебисцита «был бы очень плохим сигналом».

24 сентября в Нью-Йорке вице-президент Судана Али Осман Таха пообещал, что Хартум примет любой результат январского референдума, который может привести к независимости Южного Судана.

По оценкам западных дипломатов в Хартуме, в случае, если население Южного Судана проголосует за независимость, это может создать эффект домино — за Южным Суданом могут последовать восточные штаты, Кордофан, Дарфур. Согласно наиболее радикальным прогнозам — один из них сделал глава суданской ветви англиканской церкви эпископ Даниель Денг — референдум в Южном Судане неизбежно приведет к новой гражданской войне.

В сентябре в Дарфуре продолжались столкновения между суданским военными и местными повстанческими группировками. 3 сентября представитель Суданской освободительной армии/СОА — фракция Абдельвахида Нура/ Ибрагим аль-Хелу сообщил, что днем ранее подразделения суданской армии атаковали позиции повстанцев в районе Табра на севере Дарфура. Он утверждал, что в результате атаки погибли свыше 70 человек — главным образом из числа гражданского населения, порядка 150 получили ранения. Понятно, что представитель суданской армии опроверг эту информацию.

По данным свидетелей, суданские военные действовали при поддержке вертолетов и самолетов Ан-24, переоборудованных в штурмовики.

Также по данным СОА, 4 сентября суданские военные и полицейские атаковали два лагеря беженцев в Дарфуре. В результате этих нападений погибли по меньшей мере 10 человек, около 30 получили ранения.

В связи с этими событиями свою полную беспомощность продемонстрировали миротворцы из совместного контингента ООН и Африканского Союза в Дарфуре — ЮНАМИД. Их представители не смогли пробиться в зону боев, которую блокировали суданские войска.

В сентябре прояснилась судьба известного террориста Ильича Рамиреса Санчеса /Карлос/, который в 1994г. был арестован в Судане и выдан французским властям. Как было объявлено в Париже, суд над ним пройдет в период с 16 мая по 1 июля 2011 года. Его обвиняют в совершении четырех терактов во Франции в период с 1982 по 1983гг., в результате которых погибли 11 человек. Процесс над Карлосом пройдет в специальном суде присяжных Парижа, который рассматривает исключительно дела, связанные с терроризмом.

В 1997г. французская «Фемида» уже приговорила Карлоса к пожизненному заключению за убийство в 1975г. двух французских офицеров-контрразведчиков и их агента.

В сентябре стало известно о намерении России поставить Судану до завершения 2010г. 10 вертолетов Ми-17 «исключительно гражданского назначения». Как сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе, «соответствующий контракт на поставку Судану вертолетов был подписан в 2007г.». «Он предусматривает поставку до начала 2011г. девяти транспортных вертолетов Ми-17В-5 и одного вертолета Ми-172 в комплектации ВИП, — уточнил источник. — Исполнителем контракта выступает Казанский вертолетный завод /КВЗ/». «Речь идет исключительно о гражданской версии вертолета Ми-17», — подчеркнул он.

Представитель ОПК отметил, что «все заключаемые с Суданом контракты на поставки вертолетной техники содержат положение, предусматривающее запрет на ее использование в конфликтных зонах, и в частности, в Дарфуре». Тем не менее понятно, что проконтролировать использование вертолетов вряд ли удастся, равно как суданцам не составит большого труда оснастить эти машины узлами внешней подвески, которые можно будет использовать для крепежа блоков с неуправляемыми реактивными снарядами и другого вооружения.

Средний многоцелевой вертолет Ми-17 является модификацией широко известного вертолета Ми-8. В настоящее время на КВЗ налажено серийное производство трех основных модификаций. Ми-172 — пассажирская модификация, предназначенная для перевозки пассажиров. Выпускаются также ВИП-версии этой машины. Ми-17В-5 — транспортная модификация, предназначенная для транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске.

Как представляется, поставки Судану техники двойного назначения, несмотря на сиюминутную выгоду, не совсем соответствуют долгосрочным интересам России, поскольку ее позиция в данном вопросе в глазах зарубежных наблюдателей представляется более чем двусмысленной. Ведь всем понятно, что Хартум использовал и будет использовать российскую технику в конфликтных зонах /см. выше информацию о боях в Дарфуре/. При этом представители Москвы говорили и говорят, что Россия выступает за мир в Судане

52.12MB | MySQL:103 | 0,563sec