Ситуация в Марокко: сентябрь 2010г.

Недавняя гибель нескольких марокканских джихадистов в Мавритании и Ираке дала повод марокканским СМИ посвятить серию сентябрьских публикаций тому, как простые марокканцы становились боевиками различных структур «Аль-Каиды».

Сначала — о недавно погибших джихадистах. Один из них — выходец из Танжера Абдель Али Шайри был убит в Мали 22 июля в ходе антитеррористической операции, проведенной совместно силовиками из Мавритании и Франции против формирований «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/. Примерно в это же время в Ираке в роли смертников выступили марокканцы, скрывавшиеся под боевыми псевдонимами Абу Усама аль-Магриби и Абу Суфиан. Оба являлись марокканцами лишь по происхождению. Они были завербованы для участия в джихаде в Ираке в одной из европейских стран.

Сколько марокканцев находится в настоящее время в Ираке и в рядах АКМ? Сказать что-либо определенное в ответ на этот вопрос сложно. Марокканская газета «Актюэль» со ссылкой на «дипломатический источник» утверждает, что в настоящее время только в иракских тюрьмах содержатся свыше 50 марокканских джихадистов. Информация о них передается в бюро Международного Комитета Красного Креста /МККК/ в Багдаде и Киркуке. В свою очередь представительства МККК сообщают о них в Марокко, а также в страны, где они проживали в последнее время.

Их дальнейшая судьба остается неопределенной — Ирак редко прибегает к практике экстрадиции. Исключение составляют лишь случаи, когда джихадистов задерживают в Сирии и Иордании. Во многом это обусловлено тем, что в н.в. у Марокко нет дипломатического представительства в Багдаде. Иракским «досье» занимается посольство Марокко в Иордании. Оно также занимается разведкой и поддерживает связи с зарубежными спецслужбами в Ираке. Единственный способ переправки арестованных марокканцев из Ирака в Марокко, работавший до н.в., это тайные рейсы самолетов ЦРУ.

Примечательно, что большинство из числа марокканских джихадистов имеет /имело/ двойную национальность, т.е. они были завербованы в Европе. Немало также было тех, кто стартовал на фронты джихада непосредственно из Марокко. Та же газета ссылается на данные марокканских спецслужб, согласно которым за первые четыре года после начала в 2003г. войны в Ираке было зафиксировано свыше 80 марокканцев, которые покинули страну в направлении Ирака с намерением стать джихадистами. 10 из них стали смертниками. Среди последних — 25-летний уроженец Тетуана Джамаль Ашуши, совершивший теракт 28 октября 2007г. в Багдаде.

В любом случае, согласно самым скромным оценкам, основанным на данных т.н.Списка Синджара /подробнее о нем — в опубликованной Институтом Ближнего Востока в 2009г. книге В.В.Куделева «Аль-Каида» в Ираке»/, только через иракский фронт джихада за 7 лет войны могли пройти 400 — 500 марокканцев, что совсем немало.

28 сентября глава МВД Марокко Мулай Таиб Шеркауи был вынужден призвать к порядку руководство легально действующей и считающейся «умеренной» исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/, предложив ему определиться, с какой стороны антитеррористического «фронта» находится эта организация. Подобный призыв стал следствием заявления главы ПСР Абдельиллы Бенкирана, которое он сделал 25 сентября на встрече с 1500 коммунальными советниками, избранными на выборах в местные органы власти по спискам исламистов. Говоря о трагических событиях в Касабланке 16 мая 2003 года, Бенкиран утверждал, что «государство до сих пор не обозначило заказчиков этих терактов».

Подобное заявление главы ПСР было расценено марокканскими властями как покушение на дееспособность государства и его институтов. Как отмечалось в коммюнике МВД, «подобного рода заявление, появившееся в момент, когда Марокко сталкивается с рядом вызовов, может только повредить усилиям нашей страны, направленным на противодействие этим вызовам». В документе выражается удивление, что заявление Бенкирана появилось 7 лет спустя после терактов, в результате которых погибли 42 человека, включая 13 боевиков-смертников. В нем напоминается, что после терактов марокканские спецслужбы арестовали «всех лиц», которые были так или иначе причастны к взрывам в экономической столице страны. МВД указало Бенкирану, что он «должен публично прояснить свою позицию и позицию ПСР относительно борьбы с терроризмом».

Судя по всему, деля свое заявление, Бенкиран пошел по пути президента ИРИ Ахмадинежада, сделавшего похожий демарш с трибуны ООН относительно терактов 11 сентября 2001 года. Стоит напомнить, что когда в 2003г. марокканские власти после терактов в Касабланке организовали массовую антитеррористическую манифестацию в этом городе, представленная в парламенте ПСР отказалась принять участие в ней. Теперь у марокканских властей может появиться хороший повод подвергнуть санкциям наиболее влиятельную оппозиционную партию страны.

В сентябре несколько событий касались деятельноти марокканских спецслужб. В частности, было объявлено о создании в Марокко при помощи Южной Кореи специальной структуры, которая займется защитой информационных сетей государственных ведомств страны от кибератак. Документы о создании структуры, получившей название Ma-Cert, был подписан 28 сентября. Его полное название — Марокканский центр слежения и парирования информационных инцидентов. В его задачи будет входить парирование возможных кибератак, анализирование уязвимости информационных сетей госучреждений и их восстановление в случае необходимости. Клиентами Центра будут информационные системы министерств, муниципалитетов, аэропортов, электростанций. Понятно, что главным пользователем центра Ma-Cert будут марокканские спецслужбы.

8 сентября в Голландии суд приговорил бывшего полицейского, нидерландского подданного марокканского происхождения, к 240 часам принудительных работ по обвинению в передаче конфиденциальной информации местной полиции одному из сотрудников марокканского посольства в Гааге. Согласно обвинительному акту, полицейский с февраля 2006г. по март 2008г. поставлял марокканцам данные из информационной системы голландской полиции на указанных его куратором лиц из марокканской общины в стране. При этом марокканский «дипломат» убеждал полицейского, что речь идет о лицах, «поддерживавших связь с террористами, имевших отношение к контрабанде оружия и замышлявших теракты против короля Марокко». Относительную мягкость приговора судья объяснил тем, что переданная марокканцам информация не носила конфиденциального характера. Осужденный был уволен из полиции в июле 2008г. В связи с этим делом по представлению МИД Голландии Марокко было вынуждено отозвать со своих постов двух «дипломатов».

 

С 16 по 19 сентября в порту Касабланки находилась с визитом Постоянная военно-морская группа SNMG-2 Североатлантического альянса. В ее состав входят на ротационной основе 5 боевых кораблей, которые в повседневной деятельности принимают участие в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море. Как объявил накануне захода марокканский «официальный источник», цель захода — «укрепление отношений между НАТО и Марокко, и в частности, в вопросах борьбы с терроризмом». Во время стоянки в Касабланке были организованы несколько совместных занятий с марокканскими военными моряками.

В сентябре несколько событий касались мароккано-российских отношений. Одно из них — сугубо экономического плана. Rомпания «Транзас марин» в сотрудничестве с марокканским партнером компанией Soremar завершила установку двух систем управления движением судов /СУДС/ в марокканских портах Агадир и Надор. Обе системы успешно прошли приемочные испытания и полностью соответствуют требованиям, установленным Национальным агентством портов /ANP/ Марокко. Системы СУДС, поставленные «Транзас марин», дают возможность операторам следить за всеми передвижениями судов в акваториях портов. В рамках контракта в каждом из портов были установлены: станция оператора, высокопроизводительный береговой радар со схемой резервирования, 2 системы видеонаблюдения с режимом тепловидения, система голосовой связи с тремя УКВ и одной КВ радиостанциями, радиопеленгатор и метеостанция. Комплекс также включает в себя удаленный терминал, расположенный в управлении ANP.

Ранее «Транзас марин» установила аналогичные комплексы в портах Мохаммедия, Танжер и Жорф-Ласфар.

В сентябре в Агадире состоялась церемония назначения Абдельлатифа Абида на должность почетного консула России в этом курортном городе. А.Абид — местный подрядчик строительных работ. Он также занимается бизнесом в сфере туризма. Учреждение подобной должности стало необходимым в связи с быстрым ростом числа российских туристов, выбравших Агадир в качестве места отдыха. На церемонии присутствовал генеральный консул России в Касабланке Владимир Байков.

Формально на территории Марокко действуют два российских консульских округа. Консульский отдел при посольстве РФ в Рабате занимается делами марокканцев и россиян, проживающих в столице и к северу от нее, генконсульство в Касабланке — в экономической столице страны и к югу от нее.

52.12MB | MySQL:103 | 0,602sec