Нестабильность на валютном рынке Ирана: возможные причины

В конце сентября 2010 г. возникла кризисная ситуация на валютно-финансовом рынке Ирана, ознаменовавшаяся резким, скачкообразным падением курса национальной валюты по отношению к американскому доллару. За пять дней иранский риал рухнул в цене более, чем на 13% по отношению к доллару, причем вопреки ситуации на международных валютных рынках, где сейчас как раз наоборот наблюдается ослабление доллара по отношению к другим конвертируемым валютам. Курс риала в эти дни увеличился с 10 570 до 12 200 за один доллар.

Следует отметить, что такая ситуация является нетипичной для иранской экономической системы, характеризующейся, несмотря на все либеральные тенденции последнего времени и формально плавающий курс национальной валюты, все охватным контролированием со стороны государства.

Среди иранских и зарубежных экспертов относительно первопричин такой кризисной ситуации единого мнения нет, версии разнятся. Называются многочисленные политические, социально-экономические факторы и даже психологический эффект от введения новых санкций против Ирана со стороны Запада.

Среди чистых социально-экономических факторов многие аналитики называют в первую очередь провалы экономического курса президента М.Ахмадинежада в сочетании с мировым финансовым кризисом. В частности, есть мнение, что чрезмерное субсидирование социальных проектов администрацией М.Ахмадинежада привело к пиковому росту инфляции в стране, когда контроль за ценами и рычаги стабилизации ценовых показателей оказались в значительной степени ослабленными. Другая позиция – валютный кризис является проявлением слабости и уязвимости экономической модели ИРИ в условиях либерализации. Есть также мнение, что падение курса риала связано с трениями и противоречиями среди идеологов экономического курса Ирана, некоторые из которых по-прежнему считают важным сохранить государственный контроль над валютным рынком, а другие выступают за либерализацию валютно-финансовой системы страны. При этом практически все эксперты в унисон отметили, что ситуация с валютными колебаниями в Иране является аномальной, поскольку эти колебания идут в разрез с тенденциями международного экономического развития. А это, по их мнению, означает, что иранская экономика находится в дисгармонии с мировой и функционирует не в ее рамках, а как-то сепаратно, изолированно.

Главный психологический фактор – реакция иранского общества на все более ужесточаемые в отношении Тегерана финансово-экономические санкции. В частности, как показывает статистика, иранцы стремятся скупать твердую валюту и золото, которые им кажутся гораздо более стабильными и надежными средствами хранения активов, чем национальная валюта. В итоге вырос не только курс доллара, но и цена на золото в стране. Здесь свою непосредственную роль могло сыграть и недавнее решение США ввести персональные санкции против целого ряда чиновников нынешней иранской администрации. В частности, как свидетельствуют некоторые социологические опросы, в иранском обществе растут опасения, что гражданам этой страны вскоре может быть ограничен доступ к финансовым услугам в странах Запада, что способно затруднить в том числе их доступ к главным мировым валютам – евро и доллару.

Перечисленные факторы имеют если не прямое, то по крайней мере опосредствованное отношение к большой политической игре. Не секрет, что проблемы на иранском валютном рынке возникли по мере обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы и ужесточения финансово-экономических санкций. Все эти события, по мнению экспертов, существенно ухудшают долгосрочные перспективы экономического развития Ирана и стимулируют ослабление иранского риала и кризисы на местном валютном рынке. Кроме того, сегодня в силу известных политических причин Запад блокирует или ограничивает каналы поступления в Иран твердой валюте, что при повышенном спросе на эту валюту порождает кризисные явления.

Существуют также оценки, что одним из главных стимуляторов кризиса стали действия зарубежных трейдеров, потерявших доверие к иранской валюте вследствие нагнетания напряженности вокруг иранского досье. Приложили свою руку и спекулятивные игры на международных рынках.

Практически все иранские эксперты сходятся в одном: нынешний кризис на валютном рынке, к сожалению, не станет единственным. Более того, в текущей дестабилизации многие из них склонны усматривать «первую ласточку» более глобального и масштабного финансового кризиса в стране. Как правило, волатильность на валютном рынке знаменует собой потерю доверия среди кредиторов и простых обывателей к экономической политике правительства и вполне может являться предпосылкой к более масштабной дестабилизации и потрясениям на внутреннем рынке. Следует сказать, что помимо уже упомянутого рынка золота текущий валютный кризис эхом отразился в ряде отраслей реальной экономики. В частности, уже трясет рынок металлургии (взлетели цены на сталь), закрылись обменные пункты, возникли проблемы с денежными переводами иранцев за рубеж, в частности, в ОАЭ.

Тем не менее, иранское руководство рассчитывает вернуть ситуацию под контроль уже в ближайшее время. При этом следует отдать должное оперативным и комплексным контрмерам иранского правительства в ответ на разразившийся валютный кризис. Центральный банк ИРИ объявил о денежных интервенциях в твердой валюте на местном рынке – через банки и обменные пункты, а также призвал воздержаться от спекулятивных операций и психологического нагнетания кризиса. И тем самым заметно остудил ситуацию. Председатель Центробанка М.Бахмани заявил, что правительство предпринимает все необходимые шаги, чтобы сбалансировать валютный рынок и твердо намерено вернуть курс риала к «нормальному» — 10 600 риалов за 1 доллар — уже на следующей неделе. Аналогичные заявления руководителя Центробанка последовали и по золоту – дескать, в стране имеется достаточный уровень золотовалютных резервов для стабильности рынка, поэтому вскоре цены на золото должны вернуться к докризисному уровню.

52.28MB | MySQL:103 | 0,471sec