Пакистан: наводнение и торговые льготы Евросоюза

Катастрофическое наводнение в Пакистане, поставившее страну перед лицом экономической катастрофы, все же подтолкнуло страны Евросоюза к совместному обсуждению и одобрению вопроса о «пересмотре их позиции в отношении льготного доступа на местные рынки пакистанских товаров, в первую очередь хлопчатобумажных изделий, ключевую статью пакистанского экспорта».

Согласно предварительным оценкам, ущерб, нанесенный природной стихией, оценивается в 15 миллиардов долларов, а ущерб, нанесенный сельскому хозяйству страны, включая оставшиеся под водой 700 000 акров земли под хлопчатник, составляет 2,9 миллиарда долларов.

По оценкам Федерального бюро статистики, в первые два месяца (июль–август) текущего финансового года экспортные показатели хлопка-сырца сократились на 81,4%, хлопчатобумажной нити — на 97,25%, хлопчатобумажного полотна для палаток — на 7,29%.

В то же время в целом текстильный сектор продемонстрировал значительный рост экспорта (июль–август), который составил 23,34% по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. В основном это касалось готовой хлопчатобумажной продукции: хлопчатобумажной ткани — 19,98% , трикотажных изделий — 16,52 %, постельного белья — 19,57%, полотенец — 19,20%, готовой одежды — 49,26 %, синтетических тканей — 172,93% и других текстильных материалов — 77,07% (The Nation 23.09.10).

В целом страны Евросоюза быстро откликнулись на просьбу Исламабада о помощи жертвам наводнения, которая поступала и поступает по трем основным направлениям:

— краткосрочная — оперативная поставка в Пакистан предметов водоснабжения, санитарии, здравоохранения, продовольственной помощи и жилья (в основном палатки);

— среднесрочная — финансовая помощь, которая на сегодняшний день составила 320 миллионов евро;

— долгосрочная — торговые льготы.

К решению о предоставлении торговых послаблений Исламабаду Евросоюз шел постепенно, путем долгих размышлений и убеждений, исходя из факта, что сельское хозяйство является ключевым сектором экономики страны. Отступающая на сегодняшний день вода подтверждает колоссальный размах разрушений объектов инфраструктуры, дорог, мостов, не говоря уже о масштабном уничтожении посевных площадей.

Помимо предоставления финансовой помощи, семян, сельскохозяйственных инструментов и т.д., Евросоюз заинтересован в скорейшем налаживании хозяйственной жизни в Пакистане, а также стремится избежать роста безработицы, которая может привести к усилению экстремистских и террористических элементов.

Резкое ухудшение экономического состояния заставило Исламабад со своей стороны активизировать усилия по продвижению товаров на западные рынки; в течение последних лет он безрезультатно стучался в двери Евросоюза. Сегодня Пакистан отстаивает свою позицию, заключающуюся в том, что иностранные государства, наряду с оказанием финансовой и материальной помощи, должны предоставить возможность пакистанским компаниям направлять свою экспортную продукцию по низким пошлинным ставкам для поддержки национальной экономики.

Еще в конце июля с.г. президент Пакистана Асиф Али Зардари, будучи с визитом в Великобритании, обратился к западной общественности с просьбой предоставить доступ на европейские рынки и высказал опасение, что исламистские боевики могут воспользоваться экономическим кризисом и социальной нестабильностью и молодые люди смогут легко попасть в руки экстремистов.

Его призыв был услышан, и Верховный комиссар по иностранным делам Евросоюза Катрин Эштон заявила, что «Пакистану необходима широкая поддержка — предоставление помощи, создание организационной инфраструктуры, разработка антитеррористической программы помощи, реконструкция и торговля». Она призвала государства — члены ЕС рассмотреть вопрос о «предоставлении Пакистану более благоприятных условий для торговли в качестве средства для поддержания местной экономики и укрепления руководства президента Асифа Али Зардари в борьбе против боевиков».

Лидеры ЕС согласились предоставить торговые льготы Пакистану с целью оказания помощи в преодолении последствий разрушительного наводнения и поддержания политической стабильности. Пакистан получит «незамедлительное и ограниченное по времени снижение пошлин на основные экспортные товары в Европейский союз, учитывая уязвимость промышленного производства, в частности текстильного, в самих странах ЕС».

Детали сделки будут еще разрабатываться Еврокомиссией при содействии Всемирной торговой организации, чтобы избежать чрезмерных уступок, которые могут нарушить правила международной торговли и ущемить интересы других партнеров региона по ЕС, таких как Индия, Шри-Ланка и Бангладеш.

«Данное предложение — часть стратегии Евросоюза по оказанию помощи текстильному сектору Пакистана», — заявил министр по делам торговли Евросоюза Карел де Гюхт. Он подтвердил, что «другие варианты оказания помощи в настоящий момент также изучаются».

Соглашение «включает обязательство предоставить Пакистану доступ к расширенной торговой программе Евросоюза, известной как формула GSP +». Евросоюз предложил «ограниченный список пакистанских товаров», куда вошли 13 наименований, включая текстильные изделия и одежду, а также хлопчатобумажную пряжу, тканые хлопчатобумажные изделия, тканые шерстяные ковры и т.д. на общую сумму 231 миллион евро.

В целом «импорт текстильных изделий ЕС в ближайший год увеличится на 135 миллионов долларов; из них 55 миллионов долларов приходится на Пакистан, в то время как всего 15 миллионов долларов — на Индию и 25 миллионов долларов предусмотрено для Китая. Таким образом, предоставляемые льготы позволят Пакистану в два раза увеличить объем ввозимых в европейские страны товаров по сравнению с другими экспортерами».

Решение о частичном льготном налогообложении (вступило в силу 1 октября с.г.) далось странам Евросоюза нелегко. Мнения стран Евросоюза об увеличении импортных квот и льготного налогообложения для пакистанского текстиля разделились.

Великобритания и Германия оказывали значительное давление на другие страны, выступая за открытие европейского рынка для пакистанского текстиля, аргументируя это стремлением «стабилизировать ситуацию в Пакистане в долгосрочной перспективе».

В то же время Франция, Италия и другие члены ЕС, учитывая жесткую конкуренцию с пакистанским импортом, как, например, хлопчатобумажное полотно, швейные изделия и этанол, отказывались «потеснить» свой рынок в период экономического спада. Они заявляли, что «дополнительный импорт в Европу остро ставит вопросы о потенциальном негативном влиянии на уровень занятости в текстильной и швейной промышленности ЕС, которые уже пострадали от жесткой конкуренции со стороны азиатских стран».

Многие аналитики высказывают «опасения, что Турция, Марокко и Тунис пострадают от планируемой сделки». Некоторые политики ЕС подчеркивают, что «было бы лучше использовать традиционные методы для оказания помощи пострадавшему от кризиса Пакистану взамен торговых послаблений, которые не могут спасти пострадавших от наводнения людей».

Ожидаются оппозиционные настроения в Польше, Италии, Португалии, Франции, Германии и Бельгии, где сосредоточено основное производство хлопчатобумажных изделий Евросоюза.

Европейская текстильная конфедерации/ Euratex подвергла резкой критике планы Евросоюза, подчеркнув, что «было бы лучше, если не только пакистанский, но и индийский и китайский экспорт не поступал в Европу, так как существует риск уничтожения хлопчатобумажной промышленности стран ЕС в тот момент, когда цены на хлопок-сырец растут по всему миру».

Исламабад в течение нескольких лет постоянно ставил вопрос о льготном допуске на европейский рынок своей сельскохозяйственной продукции, ломалось много копий, но жизнь распорядилась иначе — по формуле «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Но и сегодня Исламабад, добившись преференций от Евросоюза, не ослабляет темпов штурма зарубежных рынков, на повестке дня — Белый дом, у которого Исламабад требует открыть американский рынок для пакистанского хлопка.

Обосновывая свою позицию, представитель Всепакистанcкой ассоциации текстильных фабрик / APTMA заявил, что «в случае роста экспорта текстиля только в США до 20 миллиардов долларов каждые 100 миллионов долларов создадут десять тысяч рабочих мест на местном рынке занятости» и в определенной степени ослабят накал нарастающей социальной напряженности в стране.

52.29MB | MySQL:103 | 0,662sec