Альтернативная служба для израильских арабов: нынешняя ситуация

Наряду с армейской службой в Израиле существует альтернативная служба («ширут леуми» на иврите, что означает в буквальном переводе «национальная служба»). Как правило, альтернативную службу проходят религиозные еврейские девушки, которые не находят для себя возможным служить в армии вместе с мужчинами, поскольку следуют жестким требованиям иудаизма в отношении женской скромности. В этом случае им следует заблаговременно сделать формальное заявление в военкомате о том, что они просят освободить их от призыва в армию по религиозным соображениям. После этого они обращаются в одну из организаций, занимающихся мобилизацией добровольцев альтернативной службы.

Крупнейшей организацией такого рода в Израиле является «Общество добровольцев» («Агуда ле-итнадвуд»), в рамках которой призываются более 60 % всех добровольцев альтернативной службы. Добровольцы работаю в рамках различных образовательных, медицинских, социальных проектов во всех концах Израиля, с особым упором на удаленные от центра, приграничные и социально слабые населенные пункты. Место прохождения службы они выбирают сами из предоставляемого им списка организаций и учреждений, заинтересованных в добровольцах. Прошедшие альтернативную службу получают определенные социальные льготы от государства (например, льготные ипотечные ссуды) наравне с демобилизованными военнослужащими израильской армии.

Не все граждане Израиля подлежат обязательному призыву в армию. Эта обязанность распространяется на евреев (в принципе, как на мужчин, так и на женщин). В числе евреев обязательному военному призыву подлежат караимы и самаритяне, а также лица смешанного происхождения, не считающиеся евреями с религиозной точки зрения (не прошедшие процедуры формального перехода в иудаизм сын или дочь еврея и нееврейки). Помимо этого, обязательному призыву в армию подлежат израильские граждане друзской и черкесской национальностей (только мужчины).

Израильские арабы, как мусульмане, так и христиане, освобождены от этой обязанности. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что с момента достижения Израилем государственной независимости в 1948 году он находит в состоянии то ослабевающего, то обостряющегося конфликта с арабскими государствами. Сравнительно небольшое число арабов-мусульман и арабов-христиан служат в израильской армии добровольцами. Среди них был и широко известный в Израиле своими боевыми заслугами полковник Амос Яркони (Абд эль-Маджид Хадер, 1925-1991), однако таких действительно меньшинство. Арабские добровольцы приходят в израильскую армию, как правило, из определенных бедуинских племен, для которых такая служба стала традицией. Гораздо реже встречаются добровольцы среди арабов-христиан и еще реже – среди арабов-мусульман, не принадлежащих к бедуинским племенам.

В создавшихся условиях сложилась ситуация определенного неравенства в распределении обязанностей и прав между гражданами Израиля. С одной стороны, в то время когда молодые евреи, друзы и черкесы отдают три года (девушки – 2 года) армейской службе, их арабские сверстники могут посвятить эти годы учебе и работе. С другой стороны, те, кто не служил государству в рамках военной или альтернативной службы, не могут рассчитывать на льготы, предоставляемые тем, кто служил. Таким образом, альтернативная служба для израильских граждан арабской национальности представляется в Израиле многим в качестве решения данной проблемы, поскольку она дает им возможность выполнить свой долг перед государством, избежав морального конфликта, неизбежного для многих израильских арабов в рамках армейской службы, когда, по их словам, «их государство (Израиль) воюет против их народа» (арабов).

Однако политические лидеры израильских арабов, в том числе депутаты от арабских партий в кнессете Израиля, самым резким образом выступают не только против военной, но и против альтернативной службы. Ведется яростная компания против тех молодых арабов, которые все-таки находят для себя нужным пойти добровольцами на альтернативную службу. Радикализация определенных кругов израильского арабского общества и, прежде всего, его лидеров толкает их на путь прямой конфронтации с еврейским государством, гражданами которого они являются. В адрес арабских добровольцев альтернативной службы (не говоря уже о тех, кто идет добровольцами в израильскую армию) раздаются обвинения в предательстве арабских национальных интересов и «сотрудничестве с сионистами».

Несмотря на эту кампанию, в последние годы наблюдается постепенный рост числа молодых арабов-христиан и арабов-мусульман (как девушек, так и юношей), принимающих решение пойти добровольцами на альтернативную службу. Согласно данным, опубликованным «Обществом добровольцев», в 2010 году в Израиле проходят альтернативную службу 1300 арабских добровольцев. В предыдущем году это число составило 1100 человек. Наметившаяся тенденция роста указывает на внутренний конфликт в самом израильском арабском (прежде всего мусульманском) обществе между радикальной линией политического руководства израильских арабов и частью арабской израильской молодежи, стремящейся к интеграции в израильское общество.

52.69MB | MySQL:104 | 0,454sec