Судан: экономическая подоплека дипломатической борьбы

Китай начинает усиливать свое присутствие в Южном Судане. Сам по себе этот факт означает только одно: Пекин абсолютно определился для себя с результатами референдума о независимости Юга в январе 2011 года. Китайцы начинают серьезную борьбу для того, чтобы выиграть тендер по строительству трубопровода из Южного Судана в Кению. При этом они стараются получить право на «блокирующий пакет» акций не только в строительстве нефтеперерабатывающего завода непосредственно в Кении, но и в сооружении самого трубопровода. Такое участие китайских компаний обусловлено поддержкой со стороны правительства Кении, которое естественно заинтересованно в получении преференций в качестве страны-транзитера углеводородов. Собственно в этом, как представляется, и кроется основная причина поддержки Найроби сепаратистского движения христианского Юга. Что же касается такого «кульбита» Пекина, то он объясняется циничным прагматизмом, и был заранее предсказуем: 80% его нефтяных суданских концессий отходит по условиям ВМС к Южному Судану.

Напомним, что на юге Судана в настоящее время сосредоточено 75% разведанных углеводородов, что составляет примерно 6.3 млрд баррелей нефти. Излишне говорить, что значительное количество (но далеко не всех, как принято считать, а только 40% ) нефтяных блоков «закреплено» при этом за китайцами. В настоящее время Пекин получает из Судана 7% всего объема импортируемой им нефти. Для Судана это означает 60% всего того, что он добывает. Вся «истерика», которую мы сейчас наблюдаем во взаимоотношениях между Хартумом и Джубой в отношении Абъея, и объясняется исключительно этим моментом. Процитируем министра финансов пока единого еще Судана Али М. Абдельрасула: «В результате разъединения мы теряем 70% наших нефтяных резервов. Мы молим бога о том, чтобы Судан остался единым, но если это произойдет, то нашу страну ждет коллапс». Именно по этой причине суданское руководство сейчас старается любой ценой оттянуть наступление часа «Х», всячески блокируя через подконтрольных им мессерия проведение референдума по Абъею. Эта тема является «локомотивом» затягивания действия всего процесса ВМС. Заметим однако, что резерв времени у Хартума есть и без всех этих «игр». Трубопровод все равно пока один, и идет он в Порт-Судан. Даже если КНР начнет реализовывать свои проекты по строительству альтернативного трубопровода в Кению, это займет не один и не два года. Не надо быть очень искушенными в африканских реалиях провидцами, чтобы предсказать возможные сложности, которые будут возникать в период указанного строительства. Во-первых, «в полный рост» заработают суданские спецслужбы, которые через подконтрольные им южносуданские группы начнут тормозить его реализацию путем проведения всяческих мелких диверсий. Для того, чтобы дать пару полнокровных очередей из пулемета по китайским строителям, абсолютно не надо иметь «армию в джунглях», достаточно пары десятков голодных партизан. Возникновению таких групп будет способствовать и абсолютно непродуманная политика Джубы в отношении «дележки» нефтяного «пирога» с местными племенами. Ну и наконец, «Армия Гнева Господня» (LRA), с которой окончательно «разобраться» не может ни угандийская армия, ни южносуданская. Не использовать такой момент для пополнения своих финансовых авуаров не упускала еще ни одна из повстанческих групп.

И это только часть рисков реализации нового проекта. В этой связи совершенно неоправданно утверждать, что США вытеснят Китай из суданских нефтяных полей и станут монополистами. Якобы, ради всего этого все и затевалось с отделением Южного Судана. Попробуем возразить. Во-первых, очень значительное количество нефтяных полей принадлежит (даже не опосредовано) французской «Тоталь», а также китайским, индийским и малазийским фирмам, а совсем не американским. Санкции здесь не причем, «Тоталь» же нашла способ их обойти. Во-вторых, перечисленных рисков вполне хватить для того, чтобы любой западный инвестор поостерегся вкладывать деньги в такие проекты, не убедившись в стабильности ситуации. Короче говоря, первенство КНР в данном случае предопределено в силу дешевизны китайской рабочей силы (заключенные), возможности в предоставлении льготных длинных кредитов и способности защитить свой проект, используя ресурс государства, т.е. направления в случае чего дивизии «военных инженеров», что мы уже наблюдали в том же Судане. Если угодно, китайцев здесь умышленно «пропускают вперед», так как ни одна из цивилизованных стран такими «экономическими рычагами» не пользуется по определению.

Сразу ответим и пессимистам, которые предсказывают возобновление полномасштабной гражданской войны. Этого не может быть по очень прозаичным причинам. Во-первых, война стоит денег, а их нет. Если такая война начнется, то о нефтедолларах надо будет забыть. Во-вторых, боеготовность обеих армий вызывает скорбную улыбку. Одна не может «победить» две сотни партизан в Дарфуре, другую постоянно «обижают» бандиты из LRA. В них вообще отсутствует грамотный командный состав, не говоря уже о технических специалистах. Наемники в данном случае исключены, так как с ними надо расплачиваться «звонкой монетой», а алмазных шахт (как в той же Анголе) в Южном Судане просто нет. В-третьих, мировые нефтяные компании не для того вкладывали значительные финансовые средства в суданскую нефтяную отрасль, чтобы позволить кому-то бегать с автоматом по джунглям. Да и «сильные мира сего» в Хартуме и Джубе уже привыкли жить в хороших домах, а не в шатрах и землянках. Единственный выход все это сохранить – это договориться сейчас о разделе нефтедолларов. Ровно это и делается на новых условиях, отсюда этот всплеск «национальной гордости» и призывов «не отдавать ни пяди родной земли».

Судан ждет переориентация основных принципов его экономической модели, которая сейчас в основном «замкнута» на нефти. Реформы всегда болезненны, отсюда нежелание Хартума «рисковать» своим рейтингом у населения, но отсюда и настойчивое желание войти в качестве полноправного участника в мировую экономическую систему. Поэтому за снятие режима экономических санкций и ведется такая жестокая борьба. Вернемся к сухой арифметике и проведем сравнительный анализ экспорта и импорта суданской экономики. Общая сумма ежегодно экспортируемых товаров составляет 9 млрд долларов: нетрудно догадаться, что абсолютную часть экспорта составляет нефть. Очень любопытна статьи импорта: 2 млрд долларов в год тратиться на закупку пшеницы; 1 млрд – на покупку автомобилей; 100 млн – на пищевое масло; 100 млн – на мебель, предметы роскоши и т.п. Министр финансов Судана предупреждает, что страну ждут нелегкие времена. Экономику придется переориентировать и серьезно «затянуть пояс». В частности, подразумевается ввести дополнительные налоги «на предметы роскоши», серьезно пересмотреть структуру импорта (сократить в частности импорт автомобилей) и т.п. Суданский фунт пускается в фактически «свободное плаванье», ресурсов на поддержание жесткого курса у страны нет. О какой войне может идти речь при такой ситуации? Можно конечно будет все списать на нее, но на очень недолгий период. В Хартуме все-таки предпочитают не воевать со всем миром, а пытаться приспособиться к новым условиям. И для этого у него резерв времени имеется.

52.19MB | MySQL:103 | 0,435sec