О роли Ирана в движении неприсоединения

Движение неприсоединения (ДН) как межгосударственное объединение оформилось в 1960-70-е годы по мере получения независимости и выхода на международную арену в качестве полноправных субъектов международных отношений десятков новых государств. Эти страны избрали неприсоединение одним из принципов своей политики в международных делах и проявили стремление к координации своих внешнеполитических акций сначала на субрегиональном и региональном уровнях, а затем и в глобальном масштабе. В настоящее время ДН объединяет 118 государств.

Объявление Ирана в 1979 году «неприсоединившейся страной» было одним из шагов, предпринятых Тегераном в рамках общей стратегии по смене внешнеполитической системы координат. Отказавшись от роли сырьевого придатка Запада и ключевого элемента средневосточной системы безопасности — блока СЕНТО — новое иранское руководство сделало упор на преимущественное сотрудничество со странами «третьего мира», одновременно снизив уровень своих отношений со сверхдержавами и их союзниками.

Последовавшие в начале 1990-х годов события, изменившие всю политическую конфигурацию современного мироустройства, поставили ДН перед лицом самого серьезного кризиса за всю историю его существования. Некоторые неприсоединившиеся страны предлагали встать на путь радикального переустройства ДН в духе деполитизации, сделать Движение сугубо экономическим сообществом, что в итоге привело бы к слиянию ДН и Группы-77.

ИРИ с самого начала своего членства в ДН выступила активным оппонентом такого рода подходов, считая недопустимой «капитуляцию перед Западом» и призывая бороться с «диктатом» великих держав в ООН с тем, чтобы добиться повышения значения Генассамблеи и спецучреждений ООН, реформы Совета Безопасности и демократизации этого органа. Линия на активную работу в ДН, отражающая стремление Тегерана стать одним из полюсов влияния внутри Движения и занять лидирующее положение среди мусульманских стран-членов ДН, ярко проявилась в ходе 14-го саммита Движения в Гаване (сентябрь 2006 г.). Активное участие в работе форума принял президент ИРИ М.Ахмадинежад. Он призвал неприсоединившиеся страны переосмыслить глобальную роль ДН и реформировать организацию с тем, чтобы сделать ее эффективным рычагом влияния развивающихся государств на происходящие в мире процессы, поскольку сейчас «богатейший потенциал неприсоединившихся стран используется далеко недостаточно».

Сменив Алжир в качестве страны-председателя «Группы-15»(1), Иран озвучил на саммите несколько инициатив, направленных на то, чтобы «привить этому объединению новый дух» — в частности, предлагается создать фонд для финансирования совместных экономических проектов. М.Ахмадинежад обратил внимание, что «Группа-15» контролирует 17% мировой торговли, 28 % мировых нефтяных и 29% газовых запасов, поэтому ей найдется, что противопоставить попыткам «колонизаторов» воспрепятствовать прогрессу развивающихся государств.

В Гаване ИРИ выразила готовность принять у себя 16-й саммит Движения неприсоединения, проведение которого намечено на 2012 год.

Важным фактором, обуславливающим заинтересованность Ирана в тесном сотрудничестве с другими влиятельными членами ДН, является, по мнению автора, позиция Движения в вопросе реформирования ООН. Сегодня именно в этой организации развивающиеся страны видят идеальный форум, способный гарантировать соблюдение баланса интересов всех членов международного сообщества. При этом для ИРИ в наибольшей степени характерен максимализм в подходах к решению этих вопросов, вызванный опасениями, что реформа будет проведена самими «великими державами» в их собственных интересах и без учета мнения крупных развивающихся государств. Альтернативой «западному» варианту реформы призвана стать поддерживаемая ИРИ идея равного географического представительства в СБ ООН, что отвечает амбициям Тегерана утвердиться в качестве крупнейшей на Ближнем и Среднем Востоке региональной державы, одного из лидеров исламского мира и Движения неприсоединения. На гаванском саммите ДН иранская делегация предложила предоставить Движению место постоянного члена СБ ООН.

Другим важнейшим полем деятельности ИРИ в ДН является комплекс вопросов ядерной безопасности. В целом, Иран занимает наступательную позицию по всему комплексу «разоруженческого досье». Солидарность Ирана и других развивающихся стран в вопросах нераспространения и ядерного разоружения ярко проявилась в их усилиях заблокировать попытки западников объявить нераспространенческие аспекты деятельности МАГАТЭ приоритетными по сравнению с необходимостью ядерного разоружения. Многие страны ДН, в т.ч. Иран, выступают с критикой призывов сделать внезапные инспекции условием получения развивающимися странами ядерного топлива из-за рубежа, а то и вообще закрыть для «третьего мира» «распространенческую лазейку», предоставляемую расширительным толкованием положения ДНЯО о неотъемлемом праве каждой страны на использование ядерных технологий и материалов в мирных целях.

В последнее время в ДН в связи с опасениями многих неприсоединившихся стран лишиться под давлением Запада доступа к ядерным технологиям и материалам наблюдается усиление «радикального крыла», включающего, помимо Ирана, пользующегося немалым влиянием внутри Рабочей группы ДН по разоружению, такие страны, как Куба и Египет. Благодаря этому среди неприсоединившихся стран возобладала позиция о необходимости поддержать право ИРИ на создание собственного ядерно-топливного цикла, нашедшая отражение в программных документах Движения, включая итоговую декларацию Гаванского саммита.

Апеллируя к солидарности развивающихся стран в деле защиты их интересов в атомноэнергетической сфере, Тегеран имеет возможность опираться на позицию ДН в СУ МАГАТЭ, где у Движения имеется солидное представительство. В ходе последних ряда сессий этого органа, в центре внимания которых было рассмотрение «иранского ядерного досье», неприсоединившиеся государства неоднократно выступали в поддержку права Ирана, как и любого другого государства, на развитие и использование ядерных технологий (включая обогащение) в соответствии с нормами ДНЯО.

Реагируя на попытки некоторых западных стран использовать в качестве дополнительного рычага давления на Тегеран проблематику соблюдения прав человека в ИРИ, иранская сторона использует ДН для активных встречных демаршей, обвиняя своих оппонентов в «односторонних подходах» к правочеловеческой проблематике и попытке удержать монополию на выработку единых стандартов поведения в данной сфере.

По мнению автора, Тегеран будет и далее стремиться к использованию ДН в качестве одного из ключевых рычагов своей внешней политики, средства демонстрирования широкой поддержки проводимого Ираном курса, в том числе в атомно-энергетической сфере. Однако эффективность такой работы, по-видимому, в ближайшее время будет снижаться. Объясняется это как вызывающей позицией Ирана по его ядерной программе, угрожающей, по мнению ряда стран-участниц ДН, региональной и глобальной стабильности, так и не однозначному отношению в их среде к односторонним санкциям США и ЕС в отношении Ирана. Возможные в их свете серьезные экономические последствия для целого ряда неприсоединившихся стран, имеющих экономические интересы на американском и европейском рынках, вполне могут перевесить принцип солидарности в рамках Движения.

1.Группа-15 была создана в 1989 году на конференции Движения неприсоединения в Белграде. Основные задачи Группы-15 — защита интересов развивающихся стран в системе мировой торговли, развитие сотрудничества в формате Юг-Юг и диалога в формате Север-Юг. Предыдущий саммит межрегиональной организации состоялся в сентябре 2006 г. в Гаване в рамках форума Движения неприсоединения. На нем председательство в Группе перешло к Ирану.

В настоящее время Группа 15 объединяет 17 государств. Это Аргентина, Бразилия, Чили, Венесуэла, Ямайка, Мексика, Алжир, Египет, Кения, Нигерия, Сенегал, Зимбабве, Индия, Индонезий, Иран, Малайзия и Шри-Ланка

63.08MB | MySQL:105 | 0,811sec