К вопросу перспектив вступления Ирана во всемирную торговую организацию

Всемирная торговая организация (ВТО) насчитывает 152 члена и 30 стран наблюдателей (в том числе Иран), охватывая значительную часть стран мира. Однако, в отличие от того времени, когда ВТО только создавалась, членство в организации уже не является показателем высокого уровня развития экономики страны. Наряду с развитыми государствами Европы в ВТО входят такие страны, как Ангола, Пакистан, Лесото и т.п., чья экономика далека от того, чтобы ее можно было назвать развитой. Вместе с тем, в ВТО не входят такие страны, как Россия и Иран, экономика которых находится на гораздо более высоком уровне развития.

Следует отметить, что для Исламской Республики Иран вступление в ВТО — вопрос в большей степени политический, нежели экономический. Вызрев в 1996 году на волне экономических преобразований, начатых в Иране президентом А.А.Хашеми-Рафсанджани (1989-1997), этот вопрос вошел в список приоритетов экономической политики команды реформаторов во главе с президентом С.М.Хатами (1997-2005), взявших курс на либерализацию экономической системы и постепенную интеграцию Ирана в мировое хозяйство. Присоединение к ВТО подавалось тогда правительством ИРИ в качестве панацеи от всех социальных бед иранского общества.

Исламская Республика подавала заявки на вступление в ВТО более 20 раз, и каждый раз на них накладывалось вето. Следует отметить, что данный вопрос изначально был тесно связан с иранской ядерной проблематикой. В обмен на «объективные гарантии» полностью мирной направленности иранской ядерной программы Европа рассчитывала предложить Ирану широкий набор дивидендов, в том числе обещания поддержать иранскую заявку в ВТО, а также поощрение частных инвестиций, оказание технической помощи и сотрудничества в автомобильной, телекоммуникационной, сельскохозяйственной сферах, гражданской авиации.

Переговоры с Ираном о вступлении в ВТО впервые начались летом 2005 года. Тогда после многолетних отсрочек было объявлено, что ВТО «в ближайшее время начнет переговоры с Ираном». При этом начало переговоров было только первым шагом к вступлению Ирана во Всемирную торговую организацию. Иран должен был на двусторонней основе согласовать свое членство с каждым из членов организации, которых в тот период было 148, а для утверждения решения о вступлении набрать две трети голосов государств — членов организации.

По мнению автора, причиной того, что США не стали в то время накладывать вето на заявку Ирана, явились договоренности, достигнутые на переговорах между Евросоюзом и Ираном в Женеве (май 2005 г.), где в обмен на обещание иранских властей временно воздержаться от развития ядерных программ, страна получила долгожданную возможность вступить в ВТО. Кроме того, одним из условий, которое было выдвинуто Ирану — проведение в стране «открытых и свободных президентских выборов», под которыми подразумевалась победа кого-либо из представителей реформаторского либо, в крайнем случае, умеренно-консервативного крыла.

При этом официальный представитель Госдепартамента США Р.Баучер заявил, что время, выбранное для оглашения американского решения по членству Ирана в ВТО, было «не совсем случайным». По всем аналитическим выкладкам политологов, как иранских, так и международных, на предстоявших в июле 2005 г. президентских выборах в ИРИ должен был победить А.А.Хашеми-Рафсанджани, готовый к налаживанию конструктивного взаимодействия с Европой и настроенный даже на восстановление ирано-американских отношений. Однако неожиданно на президентских выборах 2005 г. победил один из аутсайдеров президентской гонки — неоконсерватор М.Ахмадинежад.

Придя к власти, М.Ахмадинежад, не выступая открыто против членства Ирана в ВТО, предпринимал и продолжает предпринимать такие шаги, которые всячески отдаляют перспективу вступления Ирана в ВТО. К ним можно отнести и возобновление ядерного обогащения, и осуществление ракетной программы.

Все это привело к тому, что шансы Ирана оформить в обозримой перспективе членство в ВТО заметно сократилось. Этому, в частности, будет препятствовать уже одобренный в США проект закона об ужесточении американских санкций против Ирана, предписывающий правительству США не позволить Ирану войти в Организацию. Кроме того, Иран до сих пор не предпринял необходимых мер для выполнения всех формальностей необходимых к вступлению в ВТО и не предоставил рабочей группе ВТО свой меморандум о режиме внешней торговли.

По мнению автора, продолжение конфронтации между Ираном и странами Запада по поводу иранской ядерной программы вряд ли позволит Исламской Республике вступить в ВТО. Также необходимо понимать, что оформление членства в этой организации занимает годы и требует проведения широкого спектра либеральных реформ, причем не только в социально-экономической, но и в политической сфере, что абсолютно несовместимо с политикой, которую проводит президент Ирана М.Ахмадинежад.

Кроме того, Иран, как представляется, будет стремиться в условиях очевидной бесперспективности своего вхождения в указанную организацию добиваться развития экономического взаимодействия, прежде всего, со странами региона. Это в отличие от ВТО дает возможность Тегерану, сохранив ключевые составляющие своего экономического уклада, добиваться на взаимовыгодной основе и, главное, в обход влияния США привлечения, в первую очередь, из стран Персидского залива дополнительных ресурсов для национального развития. Указанный факт, видимо, понимают и на Западе, где возможность использования вопроса о вступлении ИРИ в ВТО как рычага влияния представляется уже отнюдь не столь однозначной. Свою роль в этом сыграли и односторонние санкции, введенные США и ЕС в отношении Ирана, не совместимые с предусмотренным Всемирной торговой организацией режимом либерализации торговли.

52.2MB | MySQL:103 | 0,684sec