Судан: главное, чтобы процесс шел

Катарские медиаторы объявили о возвращении лидера Движения за справедливость и равенство (ДСР) И.Халиля за стол переговоров в Доху. Пока правда речь идет о направлении в катарскую столицу делегации группировки, которая «должна обсудить условия своего возвращения к диалогу». Тем не менее, начало положено, и, как представляется, появление за столом переговоров самого И.Халиля является лишь делом времени. Такое изменение позиции одного из главных противников переговоров с Хартумом является итогами консультаций, которые проводил в этом месяце один из главных катарских медиаторов Дж. Бассоле во время своего пребывания в Триполи. Напомним, что И.Халиль сейчас пользуется гостеприимством лидера Ливийской Джамахирии. В Дохе уверены, что переговоры с ДСР начнутся еще до конца года. Автор их оптимизма с такой уверенностью не разделяет. Дело в том, что Дж.Бассоле почему-то уверен, что он сможет уговорить суданского президента О.аль-Башира дать возможность И.Халилю сделать остановку в Дарфуре (якобы для того, чтобы провести совет со своими полевыми командирами и получить от них «верительные грамоты» на переговоры) на пути из Триполи в Доху. По нашей оценке, такое вряд ли произойдет, поскольку не в правилах Хартума позволять изначально ослабевшему противнику диктовать свои условия, кроме того, провести совет с полевыми командирами при нынешней их распыленности является практически почти невозможным делом. Да и собственно само участие ДСР (или того, что от него осталось) теперь носит более символичный характер. Единственный момент, который действительно заставляет поверить в вероятность такого развития событий, это изменение позиции ливийского лидера. Судя по всему, он понял, что «выжать» больше ничего из И.Халиля не удастся, и дал «отмашку» на его возвращение в Доху. Но опять же все это будет делаться «по-восточному» медленно, с сохранением своего «политического лица».

У М.Каддафи теперь новая идея, которая полностью укладывается в общий тренд и руководства Афросоюза, и Хартума, и миссии ООН в Дарфуре. Речь идет о расселении лагерей для временно перемещенных лиц в этом регионе. На сегодняшний день это 2,7млн беженцев, которые помимо угрозы рассадника откровенного бандитизма, несут на себе «крест» последнего оплота повстанческого движения в лице группировки А.Нура. Лидер Ливии решил помочь в этом благом начинании и выделил под эти цели 9 млн долларов. То, что всю эту операцию проводит благотворительный фонд, которым руководит его сын Сейф аль-Ислам, говорит о серьезности намерений. Сразу отметим, что «добро» на эту акцию Хартум уже дал. То есть налицо своеобразный торг: суданское руководство дает с пользой для себя «попиариться» М.Каддафи, а последний отказывает в политической поддержке И.Халилю. По нашему мнению, вполне здравое решение.

Ливийский проект предусматривает строительство в окрестностях Эль-Фашера 17 новых деревень с переселением в них около 200 тыс. человек. Ливийцы обещают также отработать и схему современной инфраструктуры, в том числе центр здравоохранения, школы, а также провести несколько магистралей с питьевой водой. То есть потихоньку в Дарфуре делается то, что в принципе должно было делать правительство Судана в начале зарождения конфликта, дабы не допустить всплеска протестных настроений. Надо было вовремя «делиться», вот и все.

Но основная проблема сейчас находится в плоскости Север-Юг и их переговоров о будущих условиях проведения референдума в Абъее. Вопрос сейчас стоит еще конкретнее: сможет ли бывший южноафриканский президент Т.Мбеки (а именно он сейчас возглавил кураторство над переговорным процессом) совместно с США «переломить» настроения южносуданцев. А вернее руководителя администрации южносуданского президента Луки Бейонга, который возглавляет так называемую «абъейскую мафию» и выступает основным «теневым кардиналом». Сразу отметим разногласия между ним и вторым человеком в руководстве южан Р.Машаром, который представляет экваториальные районы будущего государства. В этих разногласиях лежит ключ к компромиссу.

Ситуация стала настолько тревожной, что в нее решил вмешаться руководитель комитета по международным делам Сената США Дж.Керри, который на днях провел ряд консультаций с суданскими руководителями «первой пятерки». На основе его распространенного заявления трудно делать какие-то определенные выводы, оно выдержано в очень миролюбивых тонах и не «грешит» конкретикой. Несмотря на это, попробуем сделать некие предварительные выводы.

1.В позиции американцев пока не видно никакого раздражения, а уж тем более угроз. Более того, после последнего октябрьского скандального визита представителя США в Совете Безопасности ООН С.Райс в Дарфур никакой смены куратора «суданского досье», вопреки прогнозам ряда экспертов, не произошло. У «руля» по-прежнему С.Грейшен и его «покровитель» из Сената Дж.Керри. Такой «набор» фигур определяет рациональность и не истеричность проводимой линии.

2.Американцы явно возложили основную тяжесть «уговаривания» участников диалога на лидера «африканских мудрецов» Т.Мбеки, что отвечает стремлению руководства Афросоюза играть более самостоятельную роль в разрешении внутриафриканских конфликтов и кризисов. Удасться ли ему на этот раз выступить достойно, покажет время. Пока переговорщики при явном поощрении бывшего южноафриканского лидера решили сделать перерыв и еще раз провести внутреннюю инспекцию своих позиций. На самом деле эти позиции сейчас сверяются в процессе неформальных двухсторонних консультаций, которые идут как всегда по линии «гражданского общества» между миссерия и динка. На это делает расчет и Т.Мбеки.

Пока никто не драматизирует перенос уже запланированных официальных переговоров в Аддис-Абебе и есть все основания полагать, что до января будущего года компромисс по Абъею может быть достигнут. Причем совершенно необязательно, что он будет представлять собой договоренности о безусловном проведении голосования в штате одновременно с референдумом о независимости Южного Судана. Он может быть и «разведен» по времени, если стороны об этом договорятся. Тем более что прецедент уже имеется на примере того же Южного Кордофана, который «не участвовал» в апрельских всеобщих выборах. Для США и Афросоюза самым главным является проведение референдума об независимости Юга в январе 2011 года, а все остальное может и подождать.

62.82MB | MySQL:102 | 0,558sec