«Мы союзники, а не приспешники, мы должны защищать наши границы — вы должны уважать наш суверенитет», — заявил министр иностранных дел Пакистана Шах Махсуд Куреши на открытии официальных переговоров в формате стратегического диалога между Пакистаном и США, который прошел в октябре с.г. в Вашингтоне. Несмотря на заготовленные для обсуждения 27 пунктов, очередная официальная встреча началась с самой высокой ноты. Примерно за две недели до диалога пакистано-американские отношения были крайне натянутыми из-за 11-дневной задержки грузов для США и Международных сил содействию безопасности в Афганистане. Хайберский пропускной пункт, через который проходит один из главных маршрутов поставок, был закрыт после обстрела с американских военных вертолетов погранзаставы в агентстве Куррам Территорий племен федерального управления Пакистана. Погибли несколько пакистанских военнослужащих. Исламабад закрыл границу, и Вашингтон принес извинения.
Но не только и не столько этот инцидент стал причиной переговоров, скорее он лишь придал твердости позиции пакистанской стороны на очередном раунде. Несмотря на количество обсуждаемых вопросов, накал эмоций и дипломатический этикет, в целом пакистано-американские переговоры сегодня лишь часть плана по реализации стратегии Белого дома в регионе Западной Азии, направленной на завершение афганской кампании и начало вывода американского военного контингента из ИРА.
Политический энвайронмент (окружающая среда) вокруг пакистано-американских переговоров включает нескольких проблем, которые необходимо было решить еще вчера:
• переговоры с афганским движением «Талибан» о плане мирного урегулирования;
• военная операция в Северном Вазиристане (на которой Белый дом настаивает уже в течение года) как выполнение пакистанской части антитеррористического проекта;
• дополнительная военная поддержка Исламабаду в размере 2 миллиардов долларов;
• графики предоставления пакистанской стороне грантов из общего пакета экономической помощи на сумму 7,5 миллиардов долларов, одобренного конгрессом США еще в конце 2009 г.;
• газовые переговоры Пакистана с Ираном;
• кашмирский вопрос;
• предоставление Исламабаду ядерных технологий.
Темы переговоров были настолько деликатные, что, бесспорно, их сложно уравновесить и тем более увязать в едином комплексе для удовлетворения интересов обеих сторон.
«Впервые в истории страны мы стараемся сделать диалог с Америкой значимым, придавая ему глубину и улучшая качество взаимодействия», — заявил Куреши. «Основная цель Белого дома — попытка восстановления поверженных кризисом пакистано-американских отношений, восстановление доверия, борьба за души и сердца пакистанцев после атак двух вертолетов пакистанской территории», — вторил Р. Холбрук, официальный представитель президента Б. Обамы в Афганистане и Пакистане. И если Вашингтон выбрал Исламабад в качестве стратегического союзника в регионе, то вынужден управлять этим проектом в ручном режиме.
Один из блоков стратегического диалога — обсуждение вариантов переговорного процесса правительства президента Х. Карзая с афганскими талибами и — в зависимости от направления переговоров — выработка совместной тактики. Исламабад в высшей степени осторожно касается этой темы, официально не признавая присутствие на своей территории ни духовного лидера афганских талибов муллы Омара, ни лидера боевой группировки Хаккани. Забегая вперед, отметим, что, во-первых, налицо раскол в движении «Талибан» и, во-вторых, лидеры движения так и не пришли на поклон к Вашингтону, на сегодняшний день они исключают его в целом из переговорного процесса. Иными словами, Белый дом в колоссальном проигрыше и полагается на Исламабад в продвижении данного вопроса.
По второму блоку афганского проекта — военная операция в Северном Вазиристане — прогресс налицо. Успешное ее проведение фактически должно завершить фронтальное наступление пакистанской федеральной армии вдоль пакистано-афганской границы и, таким образом, блокировать или уничтожить талибов (афганских и пакистанских) в узкой высокогорной части Гиндукуша.
В 2008 – 2010 гг. федеральная армия успешно проводила военные операции в агентствах Баджаур, Южный Вазиристан, Оракзай, Хайбер, а также в отдельных дистриктах Северо-Западной пограничной провинции (ныне Хайбер-Пахтунхва).
«Исламабад уже развернул в агентстве военный персонал численностью 34 тыс. человек, и мы будем продвигаться, учитывая наши ресурсы и приоритеты», — заявил Куреши. Равалпинди (штаб-квартира пакистанской армии) не просто было пойти на подобный шаг, так как пришлось снять некоторые части регулярной армии с индо-пакистанской границы.
На стол переговоров в Вашингтоне МИД Пакистана выложил несколько существенных для себя экономических и инфраструктурных проектов в области экономики, энергетики, здравоохранения и сельского хозяйства.
Бесспорно, они все имеют исключительное значение для Пакистана, который понес колоссальные человеческие и материальные потери в результате наводнения летом–осенью 2010 г. Деньги, полученные Исламабадом ранее на экономические и социальные проекты, были переориентированы на оказание помощи беженцам, закупку медикаментов, восстановление дорог, социальных учреждений и т.д.
Одной из критичных тем для экономики Пакистана является энергетика, вернее, дефицит электроэнергии: страна задыхается от ее нехватки, применяет веерное отключение на несколько часов во многих городах.
США подтвердили, что готовы сотрудничать в области гидроэнергетических проектов и будут способствовать «укреплению плотин Гомал и Сатпара, а также оказывать техническую поддержку при строительстве, разработке и установке гидравлических ворот для плотины Баша». Все это приветствовалось пакистанской стороной, но в то же время многие аналитики подчеркнули, что согласие США было также продиктовано необходимостью, с их точки зрения, присутствия в дальнейшем на Северных территориях и в пограничных с Афганистаном районах страны, в устье Инда и его притоках, где намечено строительство дамб.
Исламабад сумел включить в повестку дня также ядерный вопрос — очень неудобный для США. В ходе переговоров с президентом США Б. Обамой пакистанская делегация настаивала на передаче гражданских ядерных технологий, подчеркнув, что Пакистан в течение 35 лет успешно ведет работу в этой области и сегодня нуждается в новейших технологиях для производства столь необходимой дешевой энергии. Иными словами, разговор шел о передаче Исламабаду технологий, аналогичные которым в 2008 г. были переданы Нью-Дели «во избежание «дискриминации» с Индией», как подчеркнул министр иностранных дел Куреши.
В продолжение темы передачи технологий речь также заходила и о беспилотных летательных аппаратах, в которых крайне заинтересован Исламабад. Признавая их эффективность в борьбе с террористами, представители военного истеблишмента Пакистана неоднократно высказывали опасения, что помимо боевых целей БПЛА проводят еще и разведывательную деятельность, проникая далеко вглубь территории Пакистана. Вопрос обсудили, признали важным, но технологий не дали.
В целом итоги пакистано-американского стратегического диалога можно назвать положительными. Каждая сторона объективно получила желаемое: Пакистан — извинения, деньги и обещания, Вашингтон — военную операцию в Северном Вазиристане, варианты урегулирования вопроса вокруг переговоров с талибами, а также дальнейший доступ на территорию Пакистана для нужд гражданского строительства.