Йемен: зачем из А. аль-Авлаки делают «козла отпущения»

Исходя из ситуации, которая сейчас сложилась в Йемене в связи с последними событиями по отправке через систему экспресс-почты «заминированных» посылок, следует предположить несколько сценариев развития ситуации. Вернее, ответных ходов Саны по восстановлению своего реноме «бескомпромиссного борца с «Аль-Каидой»» в глазах США и стран ЕС. Сделать это для йеменского президента А.Салеха принципиально важно по ряду причин. Важнейшей из них является собственно поддержка Запада его кандидатуры как единственного реального лидера, способного удержать страну под контролем и эффективно противодействовать ее распаду на отдельные части. Такой сценарий «фрагментации» чреват с большей доле вероятности возникновением анклавов радикальных исламистов (Абъян, Шабва) или плацдармов для усиления иранского влияния в регионе (Саада). Доказать свою способность «сильной руки» принципиально важно для действующего йеменского лидера, поскольку собственно именно по этой причине Вашингтон и не предпринимает никаких решительных шагов по усилению внутрийеменской оппозиции. В Госдепартаменте США отсутствует ясная стратегия по этому вопросу. «Обжегшись» на сломе вертикали власти в Ираке (кто бы чего теперь не говорил о верности принятого решения по свержению кровавого режима С.Хусейна. Просто официальное признание обратного будет означать серьезный структурный кризис внутренней политической системы и как следствие лишние потрясения в обществе, а это не надо любой администрации), американские внешнеполитические стратеги стараются минимизировать свое влияние на внутриполитические процессы в той или иной исламской стране. Как представляется, в Вашингтоне сделали негласный вывод об ошибочности политики «слона в посудной лавке» и теперь стараются ограничиваться мониторингом ситуации и общими декларациями. Грубо говоря, американцы готовы «закрыть глаза» на «антидемократические шалости» того или иного лидера при условии выражения последним решимости поддерживать борьбу с радикальными исламистами и его способности контролировать ситуацию хотя бы в общем. Это прекрасно иллюстрирует не только Йемен, но и Пакистан.

Таким образом, А.Салех просто вынужден предпринять некие демонстрационные шаги для подтверждения этих своих возможностей. Это принципиально важно с учетом недавней поездки нового посла США в Йемене Дж. Фаристана на север страны, где он был гостем одного из лидеров партии «Ислах» (и оппозиционного блока «Лика Муштарака» соответственно) Хамида Ахмара. Посол по итогам поездки похвалил зажаренного специально для него быка и однозначно связал будущее страны с деятельностью «Национального диалога», в формате которого наиболее авторитетные представители власти и оппозиции пытаются выработать единую платформу. Это и есть «правильная» декларация в стиле «ни вашим, ни нашим», но с явным реверансом в сторону оппозиции.

Кто же станет «козлом отпущения»? Как видится, лучше кандидатуры, чем Анвар аль-Авлаки не придумать. Эта фигура называется в официальных докладах и сообщениях СМИ в США и Европе не иначе, как руководитель «Аль-Каиды на Аравийском полуострове». Налицо определенная манипуляция общественным мнением, которому просто практически насильно «подставляют» в качестве «основного источника всех бед» обыкновенного идеолога. Радикального и враждебного, но идеолога. Таковых на исламистких сайтах присутствует достаточно много. И вопрос здесь не только в том, к чему призывает тот или иной из этих проповедников, а в том, сколько «штыков» за ним стоит и куда эти «штыки» им направляются. И в состоянии ли он это делать в принципе.

Так кто же такой новый «демон исламистской революции»? Анвар аль-Авлаки (39 лет, родился в США) происходит из очень зажиточный семьи из провинции Шабва. Племя А. аль-Авлаки малочисленно, но отличается повышенной степенью воинственности. Отец фигуранта долгое время жил в США, где получил американское гражданство. По некоторым данным, в тот период времени установил тесные контакты с ЦРУ США. Это не помешало ему вернуться в Йемен и занять несколько ведущих постов в правящей Партии национального конгресса. Достаточно сказать, что он основал университет «Мисак Уатани» («Национальный устав»), который является аналогом Высшей партийной школы времен СССР и представляет собой «кузницу кадров» для правящей партии. Одновременно Аль-Авлаки-старший был ректором университета в Сане и одно время занимал пост министра сельского хозяйства. Его близость к нынешнему президенту А.Салеху сомнений не вызывает.

Наш фигурант соответственно в детстве не голодал. Он учился в престижной средней школе Йемена «Азаль» и был очень дружен с сыном президента Ахмедом, с которым сидел на одной парте. Тем самым сыном, который сейчас стал «яблоком раздора» по вопросу престолонаследия. А. аль-Авлаки был более способным учеником и всегда подсказывал своему товарищу на уроках. После окончания «Азаль» в 1990 он переехал в Соединенные Штаты, где окончил государственный университет в штате Колорадо (магистр), а затем получил уже докторскую степень в Вашингтонском университете. Именно в этот период отмечены его контакты с сотрудниками Пентагона, которые продолжались фактически вплоть до событий «11 сентября». Сразу же после этих событий А. аль-Авлаки вернулся на родину. В 2002 и 2003 он несколько раз кратковременно посещал США. Утверждать после этого, что он руководил какой-то глубоко законспирированной сетью исламистов в Соединенных Штатах, по нашей оценке, является очень смелым утверждением. Обратим внимание и на разрыв по времени между его отъездом из США и началом им пропагандистской деятельности.

Утверждать, как это делают американские и европейские официальные лица СМИ, что Аю аль-Авлаки руководит всей террористической аактивностью против американских и европейских целей на Аравийском полуострове вообще не соответствует действительности. О саудовском следе в последней истории с посылками мы уже говорили. Недавняя атака против британского кортежа и убийство французского инженера тоже к нему отношения не имеет. Задержанный солдат, который застрелил французского инженера, вообще производит впечатление не совсем адекватного человека и утверждает, что никогда с А. аль-Авлаки не встречался и провинцию Шабва не посещал.

Тогда почему именно Анвар аль-Авлаки выбран в качестве «козла отпущения»? Ну, во-первых, он «распиарен» специально для этой цели и преподносится американцами как «главный враг». Таким образом, его гибель (кстати, гражданина США) от американской ракеты (именно так, поскольку воевать с его племенем никто в здравом уме не будет) должна будет показать избирателю «твердость» президента Б.Обамы и поднять авторитет А.Салеха. Во-вторых, президент А.Салех (как бы он не дружил с покойным отцом А. аль-Авлаки) готовит своего сына в президенты и наличие человека, который может рассказать, что будущий национальный лидер «хватал пары» в школе и вообще «не отличался излишнем усердием в учебе», не укладывается в схему построения «легенды». Таким образом, лучше кандидатуры и не придумать. Только вот к реальной борьбе с «Аль-Каидой» это отношения имеет мало.

52.25MB | MySQL:103 | 0,503sec