Ситуация в Алжире: октябрь 2010 г.

Одним из наиболее заметных событий месяца стал краткий визит в Алжир 6 — 7 октября президента РФ Дмитрия Медведева. По итогам переговоров с президентом АНДР Абдельазизом Бутефликой Медведев выразил удовлетворение тем, как развивается военно-техническое сотрудничество /ВТС/ между двумя странами. «ВТС с Алжиром продолжается уже многие десятилетия, имеет весьма приличные объемы, и мы довольны тем, как оно развивается», — заметил он.

Медведев сообщил, что обсуждал эту тему с алжирским коллегой. «Мы наметили ряд вопросов, по которым можно было бы приложить дополнительные усилия, включая вопросы технологий», — сказал он. По оценке Медведева, «сотрудничестве в сфере ВТС – это всегда политическое и очень доверительное сотрудничество, и именно такое сотрудничество связывает Россию с Алжиром».

На совместной пресс-конференции Медведев отметил, что в ходе переговоров стороны договорились «интенсифицировать сотрудничество в сфере промышленного производства и совместных инвестиционных проектов». «Естественно, мы продолжим наше взаимодействие в сфере внешней политики, — заметил российский президент. – Контакты будут развиваться на всех уровнях».

В ходе визита Медведева было подписано 6 различных документов, в том числе соглашение между «Газпром» и алжирской государственной нефте- газодобывающей компанией СОНАТРАК.

По оценкам алжирских СМИ, визит Медведева «окончательно закрыл проблему поставки в Алжир некачественных МиГ-29, которая достаточно долго отравляла двусторонние отношения». В 2007г. Алжир вернул в Россию часть из уже поставленных 34-х машин этого типа. Опять таки по данным алжирских СМИ, ежегодный торговый оборот двух стран достиг 2 млрд долларов, из них 1,5 млрд приходятся на ВТС.

Как сообщил в ходе визита министр транспорта РФ Игорь Левитин, Россия предлагает Алжиру приобрести региональные грузопассажирские самолеты Ан-140. По его словам, Алжиру «нужны самолеты вместимостью 20 – 40 пассажиров, потребность в них – до 40 единиц». Российская Объединенная авиастроительная корпорация /ОАК/ сделала предложение алжирской стороне, но фактически переговоры пока не начинались, уточнил он. Левитин пояснил, что Алжир ведет аналогичные переговоры и с другими странами.

Министр сообщил, что обсуждал с алжирскими коллегами вопрос воздушного сообщения между двумя странами. «Сейчас в Россию летают самолеты только алжирского национального перевозчика /компания «Эр Альжери»/, самолеты российских компаний в Алжир не летают, так как нет загрузки», — утверждал он. Однако Левитин надеется на изменение ситуации в будущем, поскольку «за 8 месяцев нынешнего года грузовые перевозки выросли на 30 проц.». Он также сообщил, что Москва разрешила компании «Эр Альжери» выполнять полеты над территорией России по транссибирскому маршруту.

В ходе визита была внесена ясность относительно поставок Алжиру зенитно-ракетных комплексов /ЗРК/ С-300 ПМУ-2. Как сообщил глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, второй дивизион ЗРК С-300 в Алжир пока не поставлен, так как не готовы соответствующие документы. «Первый дивизион С-300 в Алжир поставлен давно, второй дивизион пока не поставлен, нужно подписать дополнение», — пояснил Чемезов. При этом он не пояснил, о каком дополнении идет речь. Не исключено, что речь идет о документе, который предусматривает запрет на реэкспорт.

За несколько дней до визита Медведева в Алжир российско-норвежская группа «Вымпелком» приобрела 100 проц. капитала итальянской компании Wind и 51 проц. акций египетской группы Orascom, став таким образом фактическим хозяином алжирского оператора мобильной связи Djezzy. Эта компания имеет наибольшее число абонентов в Алжире /15 млн/ среди аналогичных групп, и алжирские власти недавно высказали намерение вернуть ее в собственность государства. Как отметил в этой связи глава «Вымпелком» Александр Изосимов, «если алжирские власти будут настаивать, мы готовы продать этот актив». Судя по всему, подобная сговорчивость была санкционирована свыше.

Ранее алжирские власти дважды обвиняли Djezzy в неполной оплате налогов, требуя от компании 600 и 230 млн долларов, а также в нарушении национального законодательства.

Уже 12 октября алжирские власти запустили процедуру выкупа Djezzy. По словам Изосимова, «Вымпелком» готов продать свой актив за 7,8 млрд долларов, в то же время алжирские эксперты оценивают стоимость компании в 3,5 млрд долларов.

Как сообщили алжирские СМИ, российская группа ТНК-БП в ходе визита Медведева в Алжир сделала заявку на приобретение активов компании «Бритиш петролиум» в Алжире.

Еще одна новость на тему российско-алжирского ВТС пришла из Ле-Бурже (Франция), где в конце октября прошла международная военно-морская выставка «ЕВРОНАВАЛЬ-2010». Как сообщил на выставке заместитель генерального директора Центрального конструкторского бюро морской техники /ЦКБМТ/ Сергей Смирнов, российская сторона передала ВМС Алжира две дизель-электрические подводные лодки /ДЭПЛ/ проекта 636 «Варшавянка», построенные на «Адмиралтейских верфях».

«По алжирскому заказу закрыты все вопросы, — уточнил он. – Первая лодка ушла своим ходом. Вторая пока находится в Кронштадте. По ней все вопросы урегулированы». По имеющимся данным, под «вопросами» применительно ко второй лодке подразумевались проблемы, связанные с имевшим место сбоем в работе генератора.

Из других новостей следует отметить критику в адрес Алжира, прозвучавшую от его ближайших соседей. Как заявил в Париже бывший глава МИД Мавритании Ахмеду ульд Абдалла, Алжир «мог бы делать больше» в вопросах регионального сотрудничества стран Сахеля в борьбе против «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/. Кроме того, он «мог бы быть более сдержанным» в отношениях со своими соседями. «Очевидно, что наиболее радикальные элементы, действующие в Сахаре, являются порождением, в частности, гражданской войны в Алжире», — напомнил в интервью АФП бывший спецпредставитель ООН в Сомали.

Говоря о вкладе Алжира в региональную борьбу против АКМ, мавританец заметил, что «алжирское правительство могло бы делать больше, поскольку оно располагает самыми опытными институтами, самыми профессиональными кадрами, самыми большими финансовыми и людскими ресурсами». Ульд Абдалла высказался за необходимость совместной военной операции против АКМ, которую никак не могут организовать страны региона. При этом он категорически против интернационализации этой операции, заметив, что такие страны, как Франция, США, Марокко, Тунис и Ливия должны ограничиться оказанием помощи в предоставлении разведданных и тыловом обеспечении.

3 октября глава департамента юридического обеспечения программы реализации Хартии национального примирения Меруан Аззи сообщил, что со времени начала реализации Хартии в 2005 году оружие сложили около 7540 вооруженных исламистов. За это же время алжирские силы безопасности уничтожили около 1300 боевиков. Среди сдавших оружие значатся 81 полевой командир /«эмир»/ исламистских бандформирований, в том числе основатель и первый главарь Салафистской группы проповеди и джихада /СГПД/ Хасан Хаттаб. Он сдался властям в сентябре 2007г. СГПД позднее взяла себе название АКМ.

Инициированная президентом АНДР Хартия национального примирения была одобрена в ходе общенационального референдума, проведенного в сентябре 2005г. Она предложила амнистию – при определенных условиях – участникам исламистских бандформирований.

Обратил на себя внимание достаточно загадочный визит министра обороны Судана генерала Абдеррахима Мохаммеда Хосина в Алжир. 7 октября генерала принял президент АНДР Абдельазиз Бутефлика. По словам министра, целью его поездки были консультации с руководством АНДР относительно организации референдума в Южном Судане и ситуации в Дарфуре – достаточно странная миссия для военного. На самом деле можно предположить следующее. С учетом большой вероятности возобновления боевых действий и однотипности многих вооружений советского производства, имеющихся в суданской и алжирской армиях, нельзя исключать, что Хосин в Алжире пытался договориться о поставках необходимых для суданской армии боеприпасов.

31 октября премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья заявил, что страны Сахеля, противостоящие АКМ, нуждаются в помощи для развития и в укреплении их силовых структур, а не в развертывании иностранных воинских формирований в регионе. Тем самым он подтвердил позицию Алжира, выступающего категорически против использования военных формирований из стран, не относящихся к Сахелю, для борьбы с АКМ. «Если в будущем в регионе появится военное присутствие одной из западных стран, они /террористы/ станут муджахидинами и мы сами, руководствуясь формально самыми лучшими намерениями, создадим себе ад», — отметил Уяхья.

Также 31 октября генеральный директор Национального офиса по борьбе с наркотрафиком и токсикоманией Абдельмалек Сайя предупредил о слиянии финансовых интересов АКМ и колумбийских наркобаронов в странах Сахеля. «Мы знаем, что уже было несколько случаев посадки самолетов в Мали и Мавритании. Каждый из них перевозил до 4 тонн кокаина, — отметил Сайя. – Только в 2009г. через эти две страны транзитом проследовали свыше 20 тонн кокаина». По его данным, годом ранее, в 2008г., 240 тонн кокаина из Бразилии, Перу и Колумбии проследовали в Европу через Африку, причем «большая часть – через коридор в Сахеле». Сайя предупредил, что отныне «наркотрафик угрожает и алжирскому обществу», поскольку в стране насчитывается до 300 тысяч наркоманов.

Рыночная стоимость 1 тонны кокаина – примерно 1 млрд долларов.

62.92MB | MySQL:105 | 0,699sec