О стратегии США в отношении Сомали

В последнее время создается впечатление, что «основные политические гранды» международной политики работают на сомалийском направлении «по остаточному принципу», полностью сконцентрировавшись на более животрепещущих афганской и иракской темах. Тем не менее, и в Сомали происходят довольно интересные события.

Во-первых, произошли расколы в клановой структуре «Транснационального правительства». Наконец-то был назначен новый премьер-министр Мохаммед Абдулах Мохаммед, который представляет собой «проамериканское» крыло в правительстве. Он получил образование в одном из колледжей США, что определяет его политическую ориентацию. Таким образом, не оправдались прогнозы в отношении введения в правительство новых лиц из умеренных исламистов, которые могли бы переломить ситуацию в стране. «Умеренными» их называли явно из-за деликатности, так как речь идет о «радикальных» (с западной точки зрения, безусловно) исламистах, которые могли бы составить реальную конкуренцию «Аш-Шабаб». Тем более, что просаудовская «Сунна уа Джамма» вышла из формата сотрудничества с ТНП и заняла угрожающе-нейтральную позицию. Именно на нее и возлагались основные надежды по «завоеванию» жизненного пространства у «Аш-Шабаб» и расширения территории «единого сомалийского государства». Этого не произошло. Более того, судя по назначению маловлиятельного именно внутри самих сомалийских племен «технократа» на пост премьер-министра, указанные разногласия будут только усиливаться. Отход от ТНП подконтрольных (в применении к сомалийским реалиям целесообразней использовать именно это определение) исламистских групп, обладающих реальной военной силой – это очень тревожный сигнал, поскольку абсолютно неприемлемо выстраивать всю стратегию на поддержке правительства с помощью иностранных штыков. Ограниченное географическое пространство, которое контролирует ТНП, выбивает из-под него еще один очень важный козырь по распространению своего влияния. Имеется ввиду гуманитарная помощь, которую в очень приличных количествах поставляет в распоряжение правительства международное сообщество. Эта тема вообще остается за скобками, а, тем не менее, руководству ООН в самую пору поинтересоваться, куда эта помощь в конечном счете попадает. Тем более, что около 40% сомалийского населения просто голодают. Робкая попытка правительственных чиновников «перебросить» часть груза на территорию, контролируемую «Аш-Шабаб» закончилась «триумфальными» кострами, на которых сжигалось «послание дьявола». Не надо обманываться, сгорела очень малая часть в результате этого спектакля, который предназначался в основном для иностранного зрителя. На самом деле надо отдавать себе отчет в том, что большая часть гуманитарной помощи просто разворовывается и перепродается потом посредникам. Причем на «исламистской территории» с этого «кормятся» те же самые радикалы, с которыми воюют войска Афросоюза.

Ситуацию пока спасает раскол в рядах самой «Аш-Шабаб», который произошел около месяца назад. От группировки откололось несколько полевых командиров по причине «несогласия с действиями центрального руководства». Этим фактом объяснялось некоторое ослабление позиций «Аш-Шабаб» на юге страны, так как «раскольники» представляли южносомалийские кланы. Но это мало что изменило в расстановке сил и средств в самом Могадишо и вокруг него. Причина раскола прозаична и вечна – распределение получаемых группировкой средств. Сюда входит дань с пиратов и торговцев, а также доходы от продажи той же гуманитарной помощи. Судя по всему, группировка «накопила жирок», а поделить все «по справедливости» пока не получается, тем более, что налицо явный раскол между «северянами» и «южанами».

В связи со всем происходящим интерес представляют основные тезисы по стратегии в районе бывшего Сомали, который выработали аналитики Пентагона.

Самый главный из них – это отказ от любых планов «превращения Могадишо в новый Кабул». Другими словами, Пентагон не будет проводить на территории бывшего Сомали широкомасштабных военных операций. Таким образом, утечки в СМИ о передислокации американских войск в район Африканского Рога по мере их вывода из Ирака и Афганистана не имеют под собой никакой основы. Это только подтверждает вывод о коренной смене американской стратегии по своему военному присутствию в странах «третьего мира». Эта смена курса произошла в Вашингтоне без излишней шумихи, но дает полное основание предположить, что США не рассматривают даже в среднесрочной перспективе военные операции в отношении того же Ирана.

Аналитики, несмотря на это, указывают на необходимость повысить «прямую» роль США на Африканском Роге. Под этим подразумевается более активная работа с племенной верхушкой и определение сильных и слабых сторон самих исламистов. Нетрудно предположить, что речь идет о прямом подкупе верхушки кланов с целью их трансформации в лояльные Вашингтону группы. Одновременно с этим планируется усилить и пропагандистское освещение фрагментации «Аш-Шабаб» и противоречий среди его лидеров. Это бесспорный момент, вопрос только в том, через какой аппарат осуществлять эти мероприятия. Если речь идет о сомалийской колонии в самих США, то вопрос здесь заключается в том, что абсолютное большинство из этой категории лиц имеют крайне слабое влияние на племена, которые являются опорой исламистов «на земле». Для того, чтобы начинать работать в этом направлении необходимо активизировать работу полевых резидентур в Эфиопии, Кении, Йемене и Уганде. То есть в тех местах, где находятся наиболее крупные колонии сомалийских беженцев. В этом контексте необходимо рассматривать ослабление миграционных правил США для сомалийских беженцев, и, между прочим, назначение американским послом в Кении хорошо знающего сомалийские реалии специального представителя по Судану С.Грейшена.

Единственно, что осталось за скобками, так это непонятная позиция Пентагона по вопросу расширения мандата сил Афросоюза в Сомали. Пока ясной позиции по этому вопросу нет, поскольку нет четкой уверенности в том, что их присутствие в Сомали действительно позволит отколоть часть исламистов. Здесь по мере увеличения иностранного контингента возможна вероятность резкого нарастания националистических отношений. Отсюда и нерешительность Пентагона, и стремление соблюсти баланс между целесообразностью и необходимостью.

53.19MB | MySQL:103 | 0,558sec