Дарфур: немного статистики

Последние события вокруг Дарфура, которые грозят перерасти в открытое вооруженное противостояние и спровоцировать войну между Севером и Югом, заставляют еще раз обратиться к статистике ЮНАМИД. Последняя наиболее точно по сравнению с другими источниками фиксирует основные параметры развития ситуации в регионе.

Начнем с общего количества населения. По данным ЮНАМИД, общее количество жителей этого региона составляет в настоящее время 7,2 млн человек. Из них в лагерях для временно перемещенных лиц проживает 1,9 млн Примечательно, что 900 тыс. из них являются несовершеннолетними. То есть примерно через 5-10 лет эта категория лиц станет вполне самостоятельной. Помимо этого числа беженцев дополнительно необходимо учитывать, что на территории провинции располагаются и 300 тыс. беженцев из Чада. В большинстве своем они являются боевиками и членами семей «чадской объединенной оппозиции». Последняя вроде бы сейчас выполняет условия мирного соглашения между Хартумом и Нджаменой и воздерживается от проведения каких-либо операций против чадского режима. Но при этом и возвращаться на родину подавляющая часть этого контингента не спешит. Это обусловлено все тем же фактором относительно безбедного (по африканским меркам) существования за счет поставок гуманитарной помощи и опеки со стороны миссии ООН. Ну и конечно, имеется фактор продолжающегося недоверия к режиму И.Деби. Также отметим, что абсолютное большинство чадских беженцев является этническими загава.

Число лагерей для перемещенных лиц на территории Дарфура – 95. Из них в Западном Дарфуре – 37; Южном Дарфуре – 41; Северном Дарфуре – 17. Указанное «хозяйство» находится согласно достигнутым соглашениям с Хартумом под защитой ЮНАМИД. Ее осуществляет 36 специальных команд миссии. В их состав входят военная составляющая – 17 тыс. военнослужащих в основном из стран Африки; 6221 полицейских и 1980 гражданских советников. Степень напряженности характеризует и статистика потерь сотрудников миссии. С марта 2009 года общее количество погибших составило 71 человек (военных – 47; полицейских -11; гражданского персонала – 13).

За 2010 год отмечено 1963 случаев гибели гражданского населения (43% — в результате вооруженных конфликтов с правительственными войсками; 40% — в результате межплеменных столкновений; 17% — криминальные случаи). Для сравнения в 2009 году погибло в результате аналогичных инцидентов 875 человек. Таким образом, можно констатировать увеличение в 2 раза насильственных эпизодов, что свидетельствует об общем нарастании напряженности.

При этом сохраняется «стабильной» статистика похищений сотрудников миссии и сотрудников благотворительных фондов, которые работают в регионе под «зонтиком» ООН. Начиная с марта 2009 года, отмечен 31 инцидент подобного рода, т.е. в среднем больше чем один эпизод в месяц. При этом 6 сотрудников до сих пор удерживаются в плену. К сказанному надо добавить, что отсутствуют конкретные данные о причастности к указанным эпизодам тех или иных групп повстанцев. Тем не менее, похищение за выкуп продолжает оставаться статьей дохода, как повстанцев, так и простого населения.

Среди остальных инцидентов в 2010 году следует отметить следующие. Похищение автомобилей миссии – 15 (в 2009 году — 59); нападение на гуманитарные конвои и их разграбление – 6 (13); вынужденная эвакуация сотрудников гуманитарных миссий из мест их базирования в связи с угрозой их безопасности – 4 (24). В этой связи отметим резкое снижение нападений на гуманитарные конвои в этом году, что обусловлено разгромом и передислокацией в Южный Кордофан значительной части Движения за справедливость и равенство (ДСР). Та же самая «положительная динамика» наблюдается и в случаях похищения вездеходов миссии. Последние являются основным средством передвижения для боевиков. Таким образом, можно сделать оправданный вывод о «виновниках» в подавляющей части таких случаев. Общий вывод при этом: наметившаяся в этом году тенденция по снижению серьезных инцидентов с сотрудниками ООН при увеличении случаев похищения людей с целью выкупа.

В этом году зафиксировано следующее количество новых временно перемещенных лиц из районов боевых действий правительственных войск с повстанцами (Джабаль Марра, Джабаль Мун) и межплеменных столкновений. Общее количество зарегистрированных новых беженцев за этот год – 106 748 человек. При этом количество незарегистрированных – 161788. Таким образом, общее количество «новых» беженцев в Дарфуре составило 268 536. Наиболее серьезная ситуация (и соответственно отток мирного населения) сложилась в связи со столкновениями между племенами миссерия и резегат. Отметим, что наличие миссерия в Дарфуре является потенциально взрывным фактором с учетом складывающейся вокруг этого племенного образования ситуации в Абъее и Южном Кордофане. Вторым источником беженцев стали восточные районы Джабаль Марра, в которых проходили наиболее активные боестолкновения повстанцев и правительственных войск. При этом указанные районы фактически недоступны для миссии ООН и находятся под контролем суданской армии. Процесс переселения беженцев из лагерей в места их компактного проживания пока идет слабыми темпами: за ноябрь с.г. было переселено только 1, 5 тыс. человек.

При этом Дарфур остается местом одной из самых обширных гуманитарных операций, которые проводятся в мире под эгидой ООН. За 2010 год было проведено 13 тыс. гуманитарных операций по линии миссии и аффилированных с ней организаций, а бюджет миссии составил 1 млрд долларов США.

Сложными остаются взаимоотношения руководства миссии с суданскими властями, а особенно с командирами местных воинских формирований. Довольно часто используется тактика недопущения патрулей и сотрудников миссии в ряд районов Дарфура под предлогом «вопросов безопасности». Взаимодействие с властями осуществляется в рамках функционирования Комитета высокого уровня, который в ноябре с.г. возобновил свою работу после 9 месяцев бездействия.

Общий вывод: ситуация остается нестабильной с явной тенденцией к уменьшению числа серьезных инцидентов по линии миссии. Возросшее количество погибших мирных жителей связано с возобновлением боевых действий против повстанцев со стороны правительственных войск. Которые стремятся «зачистить» провинцию от организованных очагов сопротивления до января 2011 года. Снижение числа нападений на конвои миссии объясняется разгромом, фрагментацией и передислокацией групп ДСР к югу. Негативное влияние на обстановку в среднесрочной перспективе может оказать реанимация активности ДСР при оказании ему поддержки со стороны южносуданских властей или возникновение очага напряженности вокруг миссерия в случае аналогичных событий в Абъее. Обе эти ситуации вполне вероятны в случае срыва референдума или противостояния Джубы и Хартума в период т.н. «переходного периода».

62.9MB | MySQL:102 | 0,489sec